Interested Article - Гомосексуальность в Древнем мире

Гомосексуальность в древнем мире . Настоящая статья рассматривает период времени до 600 года н. э., отражённый в письменных источниках. Этнография первобытных народов рассматривается в другой статье . Различные формы сексуальных отношений между лицами одного пола нашли отражение практически во всех существующих письменных традициях.

Ближний Восток

Статуя Идет и Руи, ок. 1480-1390 годы до н.э. Туринский музей . Их родственные отношения не прояснены.

Египет

Имеющиеся египетские артефакты не изображают однополые связи, как это было в поздние древнегреческие и римские цивилизации. Конечно, это не исключает их возможность, но для египтян такая практика не представляла особого интереса . Гомосексуальность осуждалась древними египтянами .

Первой однополой парой называют живших при фараоне V династии Ниусерра египтян Хнумхотепа и Нианххнума (либо были братьями / близнецами) . Древнейшей историей об однополой любви считается « Рассказ о Неферкара и полководце Сисине » . Гёдике (Hans Goedicke) предложил гипотезу расшифровки одной из фраз сочинения « Разговор разочарованного со своим ба », согласно которой фраза содержит намёк на гомосексуальные отношения .

Согласно 125-й главе Книги Мёртвых , мужеложество считалось 27-м из 42 грехов , в несовершении которых должен был оправдываться древний египтянин перед судом богов .

В папирусе Ну (Британский музей, № 10477) оно являлось 21-м из 42 грехов .


В повести времени Нового царства «Тяжба Гора и Сета» рассказывается, как эти боги некогда спорили за царскую власть. Сет пригласил Гора к себе домой и изнасиловал его. На этом основании Сет утверждал: «Пусть отдадут мне сан правителя, ибо, что касается Гора, который присутствует здесь, то я выполнил работу мужчины по отношению к нему» . Однако благодаря коварной хитрости Исиды Сету не удалось доказать факт изнасилования, и он проиграл дело . Иногда здесь видят насмешку над богами (возможно, с неким политическим смыслом). Однополый акт мужчин рассматривался как повержение врага , но о существовании подобной практики вне мифологии свидетельств нет. По словам Вячеслава Иванова , «Египетские боги Гор и Сет иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами, что позволяет дать гипотетическую андрогинную интерпретацию и первоначальному мифу о кровосмесительной их связи» .

В стенах гарема могли существовать однополые связи среди женщин , но это всего лишь предположение .

Месопотамия

Некоторые ученые (Т. Якобсен) находили в мифе о Гильгамеше указания на его бисексуальную природу : так истолковывались строки о насилиях над жителями Урука: «Отцам Гильгамеш сыновей не оставит! // Днём и ночью буйствует плотью: … Матери Гильгамеш не оставит девы…» [ уточнить ссылку 2911 дней ] , а также его отношения с Энкиду (эту пару сравнивали с парой Ахилл Патрокл ): «Гильгамеш во дворце устроил веселье, // Заснули герои, лежат на ложе ночи, // Заснул Энкиду — и сон увидел, // Поднялся Энкиду — и сон толкует: // Вещает своему он другу» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Впрочем, подобное истолкование является спорным.

По словам И. М. Дьяконова , «для Урука, города богини плотской любви, было вообще характерно широкое распространение как „посвященной“, так и „запретной“, но все же покровительствуемой Инаной проституции, в том числе и гомосексуальной; но в этот „карнавальный“ сезон [время священной свадьбы Инаны и Думузи ] деятельность , иштаритум и т. п. принимала массовый, разнузданный, оргиастический характер» . Проституированных мальчиков по-аккадски называли harmu[m] (м.р. от harimtu[m]; «отделённый, выделенный») . В Пенсильванском словаре шумерского языка есть термин «pi-li-pi-li», который встречается ок. 2000 года до н. э. и переводится «гомосексуал». Там же упоминаются аккадские слова assinnu («мужчина, занимающийся культовой проституцией») и parrû («гомосексуал»).

В среднеассирийских законах (третья четверть II тыс. до н. э.) есть два параграфа, посвященные гомосексуальным отношениям:

§ 19. Если человек тайно оклеветал равного себе, сказав: «Его имеют», или во время ссоры публично сказал ему: «Тебя имеют», и ещё так: «Я сам клятвенно обвиню тебя», но не обвинил и не уличил, должно дать этому человеку 50 палочных ударов, он будет в течение месяца выполнять царскую работу, должно его заклеймить, и он должен уплатить 1 талант олова.
§ 20. Если человек познал равного себе, и его клятвенно обвинили и уличили, должно познать его самого и оскопить его.

Согласно статье 19-й необоснованное обвинение в пассивном гомосексуализме считалось преступлением и каралось почти так же как необоснованное обвинение в распутности в адрес чужой жены (статья 18-я). Как видно из статьи 20-й, только активный гомосексуализм считался преступлением, вне зависимости от количества половых актов. [ источник не указан 3625 дней ] .

Наиболее известный на Древнем Востоке законодательный сборник — Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) вообще ничего не говорит о гомосексуальности.

Хатти

Среднеассирийские законы можно сравнить с хеттскими законами (первая половина II тыс. до н. э.), где о гомосексуальности говорится только в параграфе, посвященном инцесту :

§ 189. Если мужчина совершит грех со своей матерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своей дочерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своим сыном, это — тягостное преступление.

.

Таким образом, у хеттов не прописывалось какого-то наказания за гомосексуальный акт как таковой .

Западная Малая Азия

Во Фригии рассказывали миф о любви Агдистиса к Аттису . Аттис собрался жениться на дочери царя Мидаса. В безумии, которое наслал Агдистис, Аттис оскопил себя и превратился в цветок . Следует заметить, что мотив оскопления собственно для Греции нетипичен, и греками оскопление резко осуждалось .

Иран

Геродот в своей « Истории » утверждает: «Персы предаются всевозможным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так, они заимствовали от эллинов любовное общение с мальчиками» . Тем не менее, распространено безосновательное мнение, что именно эллины заимствовали от персов любовь к юношам . Между тем, первые контакты персов и греков относятся к середине VI века до н. э., что исключает такую возможность.

Возлюбленным Артаксеркса II был евнух Тиридат [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Персидское имя Багой , встречающееся у евнухов (например, его носил возлюбленный Александра Великого ), означает «принадлежащий богу» и является, очевидно, эквивалентом аккадского «кадиштум» («посвящённая»). У парфянского царя Фраата II (конец II в. до н. э.) был возлюбленный Гимерос [ уточнить ссылку 2911 дней ] .

В IV веке Аммиан Марцеллин отмечал, что персы «не знают педерастии» [ уточнить ссылку 2911 дней ] .

В средневековых зороастрийских текстах мужеложство считается грехом , жестокие наказания мужеложцев упоминаются в описаниях загробного мира .

Финикия и Ханаан

В финикийских надписях (одна из них ( Corpus Inscriptionum Semiticarum , 1, 97) [ уточнить ссылку 2911 дней ] происходит с Кипра) упоминаются мужчины, занимавшиеся проституцией. Они назывались «псами» . Впрочем, учитывая место и датировку надписи, здесь не исключено греческое влияние. «Блудники при капищах» с осуждением упоминаются также в книге Иова (36:14), датируемой V−IV вв. до н. э.

Израиль и Иудея

Филистимляне в Библии неоднократно именуются выходцами с Крита (Амос 9:7; Иеремия 47:4; также Второзаконие 2:23 ). Поэтому весьма вероятно, что не только с вавилонским, но именно с греческим влиянием нужно связывать введение священной гомосексуальной проституции в Иудее.

«Блудники» существовали в Иудее во время царствования Ровоама (конец X в.) «и делали все мерзости тех народов, которых Господь [Яхве] прогнал от лица сынов Израилевых» (3 Цар. 14:24). Время их появления в Иерусалиме в Библии не отражено, но, очевидно, его следует связывать с правлением царя Соломона , который установил культы Астарты, Хамоса и Милхома (3 Цар. 11:7). Царь Аса (начало IX в.) «изгнал блудников из земли» (3 Цар. 15:12) Про царя Иосафата говорится: «остатки блудников, которые остались во дни отца его Асы, он истребил с земли» (3 Цар. 22:46). Написание книг Царств относят к концу VII−началу VI в. до н. э., хотя их автор использовал летописи царей Иудеи .

Книга Левит гласит: «И говорил Яхве Моисею: Скажи сынам Израиля: … И с мужчиной не ложись, как лежат с женщиной: мерзость это. … Не оскверняйте себя всем этим, ибо всем этим осквернились народы, которые Я прогоняю от вас». [ уточнить ссылку 2911 дней ] «И человек, который ляжет с мужчиной, как лежат с женщиной, — мерзость они сделали оба, смертью пусть будут умерщвлены, их кровь на них» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Эти нормы в современной библеистике принято считать частью т. н. , включающего главы 17−26 книги Левит . Его датировка весьма спорна. Согласно документальной гипотезе Ю. Велльхаузена, Кодекс святости входил в Священнический документ, получивший окончательное оформление ок. 444 г. до н. э. Й. Вейнберг , указывая на «более высокий уровень древнееврейской юридической практики и мысли» по сравнению со Свитком завета (Исход 20−23), датирует его VI−V вв. до н. э. Согласно хронологии Й.Кауфманна, он датируется началом VII в. до н. э. И. Ш. Шифман датирует его составление временем постройки Храма Соломона, то есть 961−954 гг. до н. э. .

Помимо запрета прелюбодеяния в составе 10 заповедей (Исх.20:14; Втор.5:18), половые преступления рассматриваются также в Исх.22:15−18 и Втор.27:20−23, где, в частности, запрещается скотоложство (ассоциировавшееся с некоторыми ритуалами), но нет упоминаний о запрете мужеложства. По замечанию Вейнберга , топос «половых мерзостей» (тоеба) преобладает в речениях Иезекииля (16.22 сл, 44.6 сл. и др.), Эзры (Эзра 9.1 сл.), книги Хроник (2 Паралипоменон 28.3; 33.2 и др.). Однако прямые указания на мужеложство и там отсутствуют. Все это свидетельствует в пользу относительно поздней датировки норм Кодекса святости.

В 622 г. иудейский царь Иосия «разрушил домы блудилищные, которые [были] при храме Господнем [Яхве], где женщины ткали одежды для Астарты» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Книга Второзакония (конец VII века до н. э.) утверждает: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси плату блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету; ибо то и другое есть мерзость пред Господом, Богом твоим» [ уточнить ссылку 2911 дней ] .

Для дальнейшей истории важно также происхождение термина « содомский грех ». Вот что говорит Иезекииль : «Вот каков был грех Содома, сестры твоей : были у неё и у дочерей её величие, изобилие, благополучие и покой, но никто из них не помогал нищему и бедняку. Возгордились они и стали совершать мерзости предо Мною, и Я отверг их, когда это увидел» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Комментаторы считают, что Содомом здесь назван Эдом . В иудейской традиции грех Содома (неправедный суд) истолковывался в ключе этого места Иезекииля . В библейском рассказе о жизни Лота в Содоме упоминается, что жители города окружили дом Лота и требовали, чтобы Лот вывел своих гостей (мужчин) к толпе, чтобы горожане «познали» их (Быт.19:5).

Южная и Восточная Азия

Индия

Некоторые дхармашастры содержат весьма жесткие наказания за мужеложство: изгнание из касты [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Другие ограничиваются лишь штрафом [ уточнить ссылку 2911 дней ] .

Для девушки, которая растлит другую девушку, установлен штраф [ уточнить ссылку 2911 дней ] ; если женщина растлит девушку, то брахманке обривали голову, кшатрийке отрезали два пальца, а прочих публично провозили на осле [ уточнить ссылку 2911 дней ] .

Однако в « Камасутре » Ватсьяяны Малланаги (III век) содержится детальное описание аупариштаки ( орального секса с участием евнуха). С присущей индийским текстам схоластичностью выделяется её восемь этапов: «умеренное», «боковой укус», «внешний зажим», «внутренний зажим», «поцелуй», «потирание», «сосанье плода манго», «поглощение». По словам ученого: «У некоторых мужчин аупариштаку совершают молодые слуги с блестящими украшениями в ушах. То же совершают и некоторые горожане, желая с возрастанием доверия по обоюдному уговору угодить друг другу» .

Китай

В Китае императоры династии Западная Хань имели многих возлюбленных. Ван Гулик пишет: «Три первых императора — Гао-цзу , Хуэй-ди и Вэнь-ди были, несомненно, бисексуалами: помимо регулярных сношений с бесчисленными дамами из гарема у всех троих были связи с молодыми людьми» . Дэн Тун был возлюбленным Вэнь-ди . Среди возлюбленных императора У-ди известны и . Последний имел титул «советника, гармонизирующего тоны звукоряда» .

Наиболее известен Дун Сянь ( кит. 董賢 ), возлюбленный императора Ай-ди . Популярен такой рассказ: «Однажды, когда император делил ложе с Дун Сянем, последний заснул, прижав рукав императора. Поскольку императора вызвали для участия в торжественной аудиенции, он достал меч и отрезал свой рукав, чтобы не потревожить сон возлюбленного. С той поры термин дуаньсю („отрезанный рукав“) стал в литературе эвфемизмом для обозначения гомосексуализма» .

Провинция Фуцзянь 18 в. прославилась народной ритуализацией однополых браков между мужчинами, воплотившейся в культе ( кит. 胡天保 ).

Европа

Скифы

Геродот в своей « Истории » писал: «У скифов есть много предсказателей. … Энареи — женоподобные мужчины — говорят, что искусство гадания даровано им Афродитой. Гадают они при помощи липовой мочалы» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Этот текст вызвал обширную литературу и сопоставление с шаманскими традициями различных народов.

Этруски

Согласно греческому историку Тимею (которого цитирует Афиней ): «У тирренцев [этрусков] не считалось запретным иметь дело с мальчиками открыто, будучи активной или пассивной стороной. Слуги приводят им куртизанок, или красивых мальчиков, или женщин, оставляя светильники непогашенными. Когда они пресыщаются наслаждениями, они призывают молодых мужчин в самом расцвете лет и также заставляют их испытывать удовольствие с этими куртизанками, мальчиками или женщинами. Иногда они наблюдают друг за другом, отдавая дань уважения любви и соитию, но чаще опускают занавес, прикрепленный к ложу. Они очень любят общество женщин, но большее удовольствие испытывают в компании мальчиков и юношей» .

Кельты

По словам Аристотеля , у «кельтов и, может быть, некоторых других, … явным преимуществом пользуется сожительство с мужчинами» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Диодор Сицилийский пишет: «Имея женщин прекрасной наружности, галлы уделяют им мало внимания, будучи сверх меры одержимы безумной страстью к мужским объятиям: в обыкновении у них спать прямо на земле на звериных шкурах, перекатываясь вместе с возлюбленными, которые находятся и с той и с другой стороны. Самое же удивительное из всего то, что, не заботясь о благопристойности, они легко отдают другим прелесть своего тела, отнюдь не считая это позорным, но более того: бесчестным считают того, кто, будучи желанным, не принимает предлагаемого дара» [ уточнить ссылку 2911 дней ] По Страбону , у них «не считается постыдным для юношей щедро расточать свою юношескую прелесть» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . Учитывая этнографические параллели, видна связь подобных отношений с институтом мужских союзов и совместным воспитанием юношей.

Ирландский эпос, записанный монахами в средние века, видимо, не содержит прямых упоминаний о гомосексуальных отношениях, хотя некоторые эпизоды могут быть истолкованы как намеки на них (в частности, дружба Кухулина и , а также детали саги « Разрушение Дома Да Дерга »). «Отношения между comaltae [побратимами] являются постоянно повторяющимся мотивом [ирландских] саг» . Кухулин, оплакивая друга, говорит: «Мил мне был облик прекрасный твой: // Нежных ланит цвет огневой, // Синяя ясность твоих очей, // Благородство осанки, мудрость речей!» [ уточнить ссылку 2911 дней ]

Германцы

Греческий философ II века Секст Эмпирик , рассуждая о мужеложстве, замечает: «у германцев же, говорят, оно [мужеложство] не постыдно, но считается одной из обычных вещей» . Прокопий Кесарийский упоминает обычай мужеложства у племени герулов [ уточнить ссылку 2911 дней ] .

Рассказывая о германском племени тайфалов , Аммиан Марцеллин (IV век) упоминает, что у них мужчины вступают в связь с юношами, которая завершается, лишь когда юноша, «возмужав, один на один поймает кабана или убьет огромного медведя» [ уточнить ссылку 2911 дней ] . В этом описании видят связь с обычаем инициации (перехода в другой возрастной класс).

В древней скандинавской поэзии аллегории, выражающие противоречие естественной природе (например, женская борода или черный ясень), могли обозначать гомосексуальность.

Римляне

Греки

Примечания

  1. Tully, Carol Thorpe. // . — Columbia University Press, 2000. — 300 с. — (Empowering the powerless). — ISBN 0231109598 .
  2. Bullough, Vern L. . — Wiley, 1976. — 715 с. — ISBN 0471120804 .
  3. Manniche,Lise. Sexual Life in Ancient Egypt. — Kegan Paul, 1997. — 127 с. — ISBN 0710305516 .
  4. R. B. Parkinson. // The Journal of Egyptian Archaeology. — 1995. — Т. 81 . — С. 57 . — ISSN . — doi : .
  5. Коростовцев М. А. . — История всемирной литературы В 8 томах. — М. : Наука, 1983. — Т. 1. — С. 64—72. 27 апреля 2017 года.
  6. Dynes R. Wayne, Donaldson, Stephen. Homosexuality and Religion and Philosophy. — Garland Publishing Inc, 1992. — 399 с. — ISBN 0815307675 .
  7. Greenberg, David F. . — University of Chicago Press, 1988. — 645 с. — ISBN 0226306283 .
  8. Соколова М. И . Значение предлога n в составе наречного предиката // Вестник древней истории . — 2008. — № 3 (266).
  9. Повесть Петеисе III / Пер. М. А. Коростовцева — М. : «Художественная литература» , 1978. — С. 259.; впрочем, это место переводилось и по-иному, как «Я не прелюбодействовал и не осквернял своего тела» — Уоллес Бадж Э. А. Египетская книга Мёртвых — М.: «Алетейа», 2003. — С. 289.
  10. Бадж Э. А. Уоллис — Египетская религия. Египетская магия — М.:«Новый Акрополь», 1996. — С. 112
  11. Пер. и коммент. Лившица И. Г. Тяжба Гора и Сета // Сказки и повести Древнего Египта / Ольдерогге Д. А . — Ленинград: Наука, 1979. — С. 122. — 287 с. — (Литературные памятники).
  12. Пер. и коммент. Лившица И. Г. Тяжба Гора и Сета // Сказки и повести Древнего Египта / Ольдерогге Д. А . — Ленинград: Наука, 1979. — С. 108—128. — 287 с. — (Литературные памятники).
  13. Мифы народов мира : энциклопедия — В 2-х тт. — Т. 1. — М.: « Советская Энциклопедия », 1991. — С. 175.
  14. Brooten, Bernadette J. . — University of Chicago Press, 1998. — 412 с. — ISBN 0226075923 . 17 сентября 2018 года.
  15. Мелетинский Е. М. «Происхождение героического эпоса» — 2-е изд., испр. — М.: «Вост. лит.» , 2004. — 462 с. — ISBN 5-02-018476-4 — С. 421.
  16. «О все видавшем…» , таблица I 23, 27 / пер. И. М. Дьяконова
  17. «О все видавшем…», таблица VI, строки 182−186 / пер. И. М. Дьяконова
  18. , — С. 302.
  19. , — С. 51, 337.
  20. от 2 июля 2010 на Wayback Machine (англ.)
  21. . Дата обращения: 26 ноября 2008. 19 июня 2008 года.
  22. . Дата обращения: 26 ноября 2008. 20 ноября 2021 года.
  23. На фоне отсутствия интереса к гомосексуальности, хеттские законы предписывают смертную казнь за сексуальный акт с некоторыми животными (коровой — § 187, овцой — § 188, свиньей, собакой — § 199.) При этом отдельно прописывается, что за сексуальный акт с лошадью или мулом наказания быть не должно (§ 200), так же как и за некрофилию (§ 190)
  24. Арнобий . Против язычников V 13.
  25. Геродот. . Перевод Г. А. Стратановского 48. Дата обращения: 13 июля 2018. 29 марта 2013 года.
  26. Геродот. . Перевод Г. А. Стратановского 105. Дата обращения: 13 июля 2018. 16 июня 2010 года.
  27. Геродот. . Перевод Г. А. Стратановского 135. Дата обращения: 13 июля 2018. 12 сентября 2011 года.
  28. например, А. А. Тахо-Годи . Комментарий. // Платон . Собрание сочинений. В 4-х тт. — М., 1993. — Т. 2. — С. 446.
  29. Элиан . Пёстрые рассказы XII 1
  30. Юстин . Эпитома Помпея Трога XLII 1, 1−3
  31. Аммиан Марцеллин XXIII 6, 76.
  32. Суждения духа Разума. // Зороастрийские тексты. — М., 1997. — С. 104.
  33. Книга о праведном Виразе. // Пехлевийская Божественная комедия. — М., 2001. С. 110, 122.
  34. Шифман И. Ш. Комментарий. // , — С. 308, 328.
  35. , С. 172−175.
  36. , Ч. 3. Пророки, 2003. — С. 104−108.
  37. Левит 18:1−2, 18:22, 18:24 / пер. И. Ш. Шифмана
  38. Левит 20:13, пер. И. Ш. Шифмана
  39. , Ч. 1−2., 2002. — С. 275.
  40. , Ч. 1−2., 2002. — С. 284.
  41. , С. 315−316.
  42. Шифман И. Ш. Введение. // , — С. 44.
  43. , Ч. 1−2., 2002. — С. 277.
  44. 4-я книга Царств (2-я Царей) 23, 7, синодальный перевод
  45. Второзаконие 23:18-19, синодальный перевод
  46. пророк обращается к Иерусалиму, так как в древнееврейском языке слово „город“ женского рода
  47. Иезекииль 16:49−50 / пер. Л. В. Маневича
  48. Книга Иезекииля. — М., 2006. — С. 43.
  49. Агада. — М., 1993.
  50. Дхармашастра Ману XI 68; Дхармашастра Нарады XII 13
  51. Дхармашастра Яджнавалкьи II 293; Дхармашастра Ману XI 175
  52. Дхармашастра Ману VIII 369
  53. Там же VIII 370
  54. , с. 70-72..
  55. , — С. 105.
  56. Сыма Цянь . Исторические записки. — Т. 8. — М., 2002. — С. 168−169.
  57. Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 4. — М., 1986. — С. 72.
  58. , — С. 107.
  59. Кравцова М. Е. Поэзия Древнего Китая. — СПб, 1994. — С. 126.
  60. Геродот IV 67 / пер. Г. А. Стратановского.
  61. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. — М., 2003. — С. 14.
  62. Аристотель . Политика II 6, 6 / пер. С. А. Жебелева под ред. А. И. Доватура.
  63. Диодор . Историческая библиотека V 32, 7 / пер. О. П. Цыбенко.
  64. Страбон . География. IV. 4, 6 / пер. Г. А. Стратановского.
  65. Диллон М., Чедвик Н. К. Кельтские королевства. — СПб., 2002. — С. 128.
  66. Похищение быка из Куальнге , пер. С. В. Шкунаева.
  67. Секст Эмпирик. «Пирроновы положения» . III. от 3 октября 2016 на Wayback Machine . Секст Эмпирик: Сочинения в двух томах. Т. 2. Общ. ред. А. Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. М., «Мысль», 1976. 421 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие). С.206-380
  68. Прокопий . Война с готами. II. 14.
  69. Аммиан Марцеллин . История. XXXI. 9, 5.

Литература

  • Ван Гулик Р. Сексуальная жизнь в Древнем Китае. — СПб. , 2004.
  • Ватсьяяна Малланага. Камасутра IX 19. / Пер. А. Я. Сыркина . — М. , 1993.
  • Вейнберг Й. Введение в Танах — М.-Иерусалим, 2002−2003.
  • Дьяконов И. М. Люди города Ура. — М. : «Наука» , 1990.
  • Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. — СПб. , 2005. .
  • Учение. Пятикнижие Моисеево. — М. , 1993.
Источник —

Same as Гомосексуальность в Древнем мире