Interested Article - Мандухай

Мандухай-хатун (также Мандухай Мудрая ; монг. Мандухай сэцэн хатан ; 1449 1510 / 1526 ) — монгольская императрица династии Северная Юань , впервые со времён Тогон-Тэмура вместе со своим мужем Даян-ханом Бату-Мункэ воссоединившая монгольские тумены .

Биография

Происхождение и первый брак

Мандухай была дочерью Чоросбай-Тэмур- монголов-онгутов в Ордосе ; по материнской линии происходила из ойратского рода чоросов . Была единственной дочерью, однако освоила чисто мужские умения: чтение , письмо , верховую езду и стрельбу из лука. В 1465 году в возрасте семнадцати лет вышла замуж за Мандуул-хана (прав. 1475 1479 ), родила ему двух дочерей и поэтому пользовалась большим расположением, чем его бездетная старшая жена Эхэ Хабарту-Джунхэн.

Воспитание Бату-Мункэ

После внезапной смерти Мандуул-хана в 1479 году Мандухай осталась вдовой , причём без наследников . В это время тангутский Тэмур-Хадак привёз к ней малолетнего сироту , Борджигина Бату-Мункэ , единственного оставшегося в живых наследника юаньской династии . Мандухай оставила его при дворе с намерением в будущем выйти за него замуж, и на этом основании отказала в замужестве Нойонболод-вану, потомку брата Чингис-хана Хасара , обещав, однако, что за его отказ от попыток жениться на ней она назовёт всех своих сыновей в его честь — Болодами. Согласно « » , выйти замуж за молодого чингисида её убедил старший брат Джига:

Если она выйдет замуж за потомка Хасара , то пойдёт по тёмному пути, лишится своего народа и потеряет славное имя « хатун ». Если станет женой потомка хана , то получит защиту Небесного владыки , станет правительницей всего своего народа и имя своё «хатун» прославит. Если станет женой этого человека, то пойдёт по белой дороге, будет править туменом чахаров и имя своё прославит бесконечно!

Война с ойратами

В 1479 году Мандухай выслала против ойратов пешее войско, а сама последовала за ним во главе конного отряда и разбила ойратские войска при Тас-Бурду в Тэгдуне, а в 1481 году взяла крепость Тас. Разбив западных монголов, Мандухай обязала их следовать следующим правилам в знак подчинения Золотому роду чингисидов :

Дурбэн-ойратов , одного за другим подавив, захватила и установила у них порядок. «Вы впредь не называйте юрту ( гэр ) свою дворцом ( орд ). Называйте ставкой ( өргөө ). Кисть [на шлеме] не делайте длиннее двух пальцев. [Перед ханом] не садитесь, поджавши ноги, садитесь, преклонясь на колени. Не ешьте, отрезая ножом мясо кусками, ешьте откусывая. Айрак называйте цэгээ ». Такой закон установила. Ойраты просили, чтобы есть мясо, отрезая ножом, и сказала тогда: «Пусть отрезают». До сих пор эти законы соблюдаются.

Ойраты, за исключением второго запрета, усвоили эти предписания. Блестящие победы Мандухай от имени Бату-Мункэ вернули военную славу и политическое влияние роду Борджигинов .

Интронизация Бату-Мункэ и замужество

Когда Бату-Мункэ исполнилось девятнадцать лет, тридцатичетырёхлетняя Мандухай-хатун вышла за него замуж. Мандухай-хатун возвела Бату-Мункэ на общеимперский монгольский престол в качестве наследника Чингис-хана в одном из чахарских святилищ. Бату-Мункэ получил титул «Даян-хан» ( монг. даян — «всеобщий». Когда Даян-хан и Мандухай-хатун вместе совершали жертвоприношение и поклонение предкам и Синему небу , она произнесла следующее благопожелание:

Чтобы не прервалось потомство отца-владыки Чингиса, да взлелею я у сердца моего семь сыновей, а на коленях- одну дочь!

Мандухай родила родила Даян-хану первую двойню — сыновей Улсболода и Турболода; в 1484 году — вторую, сыновей Барсуболодa и Торолту; в 1487 году — Арцболода, в 1490 году , во время новой войны с ойратами — Алчуболода и Очирболода, причём даже во время беременности она участвовала в битвах. Также Мандухай-хатун родила от Даян-хана одну дочь.

Мандухай-хатун умерла в 1510 году во время войны мужа с китайской империей Мин , когда в результате неудачи рейда в Китай они были вынуждены откочевать на Керулен .

Историческое значение

Мандухай-хатун удалось сохранить влияние потомства Чингис-хана в Монголии , подавив ойратов и объединив монгольские тумены под знаменем единого всемонгольского Даян-хана . Мандухай — праматерь большинства ныне живущих монгольских чингисидов по отцовской линии.

Мандухай-хатун в искусстве

  • Пьеса « Мандухай Мудрая » ( монг. Мандухай сэцэн ).
  • « Мудрая княжна Мандухай » ( монг. Мандухай сэцэн хатан ) — монгольский фильм 1988 года режиссёра , основанный на одноимённом историческом романе Ц. Нацагдоржа. Музыку к этому фильму, считающуюся самостоятельным произведением искусства, написал композитор .
  • Образ Мандухай-хатун используется в поэме монгольского поэта Р. Чойнома «Монголка» ( «Монгол бүсгүй» ).
  • Песня « Мандухай » — мелодия Д. Баттэмура, слова Б. Пүрэвдоржа.

См. также

Примечания

  1. Davis-Kimball, Jeannine. Warrior Women, An archealogist’s Search for History’s Hidden Heroines. Warner Books, Inc. 2002. ISBN 0-446-52546-4 рр. 226—228
  2. Цит. по: «Золотое сказание» // История с трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. - с. 54
  3. «Золотое сказание» // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. — с.54
  4. « Шара-туджи » § 83
  5. Sarah M. Nelson. Ancient queens, p.167
  6. Эрдэнипэл . Конечная причина религий в Монголии. // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2004. - с. 199
  7. Пер. С. Куваев
Источник —

Same as Мандухай