Interested Article - Килингуты
Килингуты, уряут-килингуты ( монг. хилэнгүүд, хилингут, хилангут ) — одно из племён средневековых коренных монголов . Представляют собой ответвление рода уряут .
Содержание
Этноним
Согласно Рашид ад-Дину , название племени происходит от имени предка Уряут-Килингута. «Так как он был кос, то стал называться этим именем» .
По другой версии, этноним килингут, возможно, имеет тунгусо-маньчжурское происхождение .
История
Килингуты — одна из ветвей племени уряут . Этноним уряут в « Сокровенном сказании монголов » отражён в форме оронар .
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», оронары являются потомками Алан-гоа , которых принято относить к нирун-монголам . При этом Рашид ад-Дином килингуты включены в состав дарлекин-монголов , так же как и родственные им племена хонхотанов и арулатов .
В «Сборнике летописей» упоминаются три ветви племени уряут: конкотан, арулат и уряут-килинкут. «Эти названия сначала были именами трех братьев; от каждого [из них] пошла одна ветвь, и род [уруг] их стал многочисленным, образовав отдельные племена, из коих каждое получило прозвание и имя по имени того человека, от которого оно вело свое происхождение» .
Первый сын Конкотан. Значение этого слова — «большеносый». Второй сын — Арулат. «Это слово значит, что этот человек был нежен к отцу и к матери». Третий сын — Уряут-Килингут. «Так как он был кос, то стал называться этим именем» .
По сведениям Рашид ад-Дина, все племена и ветви килингутов происходили от рода Уряут-Килингута. Килингуты были многочисленны. В составе килингутов упоминаются две ветви: килингут-тархан и курчин .
Основателями рода килингут-тархан названы Бадай и Кышлык . Чингисхан даровал им титул тархана . Дети Бадая также были удостоены титула тархан: Тархан-Хорезми и Садак-тархан. Потомок Кышлыка Акутай был удостоен звания «эмира-тысяцкого» .
Из племени курчин происходил Кипчактай (Килчигдэй , Qabcha Qabai ), один из двоюродных братьев Конкотана. Кипчактай был в числе монголов , служивших в Хорасане .
Две тысячи килингутов по указу Чингисхана находились в прямом подчинении у его младшего брата Тэмугэ-отчигина . Среди килингутов, присоединившихся к Чингисхану, упоминается Куджин .
Бадай и Кишлих
Бадай и Кишлих были «главами конюших» Экэ-Чэрэна (Еке-Церена) , служившему Ван-хану (Тоорилу) .
После разгрома найманов в 1202 году Чингисхан , желая скрепить союз с кереитским ханом Тоорилом, предложил межсемейный брак, но получил отказ от сына Тоорила Нилха-Сангума . Однако позже, когда отношения между монголами и кереитами обострились, Сангум вспомнил про предложение Чингисхана, и, надеясь заманить и убить того, согласился на брак. Ничего не подозревая, Чингисхан отправился к кереитам, но по пути остановился у Мунлика . Тот высказал свои опасения насчёт Сангума, и Чингисхан, выслушав его, повернул назад, отправив к кереитам двух своих нукеров .
После провала своего плана предводители кереитов решили окружить рано утром Чингисхана и схватить его . Разузнавшие об этом Бадай и Кишлих решают предупредить Чингисхана о готовящемся нападении .
После разгрома кереитов Чингисхан отдал часть воинов Ван-хана в служение Бадаю и Кишлиху и даровал им титул дархана : «В награду за подвиг Бадая с Кишлыхом пусть будут у них сменной стражей, кешиктенами , Ван-хановы Кереиты, вместе с золотым теремом, в котором жил Ван-хан, с Винницей, утварью и прислугой при них. И пусть Бадай с Кишлыхом, в роды родов их, пользуются свободным дарханством, повелевая своим подданным носить свой сайдак и провозглашать чару на пирах. Во всяком военном деле пусть они пользуются тою военной добычей, какую только нашли!» .
На курултае 1206 года Бадай и Кишлих были пожалованы Чингисханом в нойоны -тысячники .
Примечания
- ↑ Рашид ад-Дин. (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 8 марта 2019. 28 марта 2014 года.
- Бушаков В. А. от 23 декабря 2021 на Wayback Machine / Э. Р. Тенишев. — Москва, 1991. — С. 153.
- . — Brill Archive, 1951. — С. 73. — 485 с.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Рашид ад-Дин. (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
- Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 127.
- Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 92.
- Рашид ад-Дин. (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 31 октября 2019. 20 октября 2019 года.
- Рашид ад-Дин. (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 31 октября 2019. 4 марта 2016 года.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- Tags: