Хведукас, Каролис
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдуардас Каролис Самуэлис Гизевиус (Карл Самуил Эдуард Гизевиюс; лит. Eduardas Karolis Samuelis Gizevijus ; 1798—1880) — литовский общественный и культурный деятель Восточной Пруссии , археолог , этнограф , этнолог , переводчик , художник и педагог .
Эдуардас Гизевиус родился 11 ноября 1798 года в городе Элке (ныне входит в Элкский повет , Варминьско-Мазурского воеводства на северо-востоке Польши ), в семье прусских мазуров, ставших в результате германизации края немцами . Учился в школе города Сейны , затем Тильзита (ныне Советск Калининградской области России ). С 1817 по 1821 год Гизевиус изучал право и педагогику в Кёнигсбергском университете .
Получив необходимое образование, Гизевиус в 1819–1825 годах преподавал частным образом в Кёнигсберге , в 1825–1876 годах работал в Тильзите в гимназии(в 1846—1876 годах преподавал литовский язык) , часто подвергаясь притеснениям и насмешкам за любовь к литовскому народу . Стал одним из учредителей Общества литовской литературы ( „Litauische litterarische Gesellschaft“ , 1879) .
Карл Самуил Эдуард Гизевиус скончался 9 мая 1880 года в городе Тильзите, где и был похоронен.
Труды Гизевиуса по изучению памятников литовской старины и этнографии печатались преимущественно в « Altpreussische Monatsschrift », « Протоколах заседаний Кенигсбергского общества древностей Пруссии » и в «Сообщениях литовского литературного общества». Выдающийся интерес имеют записанные им легенды, напевы литовских песен (дойны), а также описания домашних празднеств и обрядов прусских литовцев .
Для истории 1812 года весьма важны его «Воспоминания». Эдуард Гизевиус составил коллекции рисунков и видов замечательных в археологическом отношении местностей, в особенности горы Ромбинус близ Тильзита . Его перу принадлежит около 150 полотен, представляющих большую этнографическую ценность. Во время во время Второй мировой войны они были утрачены и в настоящее время познакомиться с творчеством живописца можно только по черно-белым фотоотпечаткам и одном негативе на стекле, которые хранятся в фондах Российского этнографического музея .
Литовские патриоты видят в Гизевиусе такого же выдающегося деятеля для прусской Литвы, каким Довконт был для русских литовцев. Исследователи литво-славянских древностей находят в трудах Гизевиуса богатый этнологический и археологический материал, собранный ещё до 1848 года и имеющий перед нынешними остатками живой старины, по своей сравнительной давности, немалые преимущества .
Перечень трудов Гизевиуса см. у Балтрамайтиса , «Литературная библиография» .