WE-Framework
- 1 year ago
- 0
- 0
Вла́дас Диджё́кас ( лит. Vladas Didžiokas , 1 сентября 1889 , Вильно — 7 октября 1942 , Каунас ) — литовский художник, живописец, график, сценограф.
Учился в Вильне в частной реальной гимназии и в Рисовальной школе Ивана Трутнева . В 1911 — 1915 годах обучался в Санкт-Петербурге в Центральном училище технического рисования барона Штиглица , затем в Академии художеств , вольным слушателем в классе живописи Д. Н. Кардовского ( 1917 — 1918 ) .
В 1917 году женился на уроженке Санкт-Петербурга художнице Варваре Гороховой (Барбора Диджёкене) . В начале 1918 года вместе с женой поселился в Витебске , где работал помощником декоратора в театре. Здесь впервые самостоятельно оформил спектакль. Осенью того же 1918 года приехал в Вильну. Оформлял постановки литовского театра.
В 1919 году обосновался в Каунасе. В 1920 году уехал в Россию, был арестован . В 1921 году вернулся в Литву. Работал чертёжником в министерстве промышленности и торговли. Когда режиссёр Антанас Суткус основал Национальный театр ( „Tautos teatras“ ), Диджёкас начал оформлять его спектакли, будущим актёрам читать лекции по истории искусства в Школе актёрского мастерства; принимал участие в постановках сатирического театра «Вилколакис» ( „Vilkolakis“ ; «Оборотень»).
В 1922—1940 годах (с перерывами) преподавал в Каунасской художественной школе . В 1922—1923 годах совершенствовался в области сценографии в Берлине . По возвращении принимал участие в деятельности Общества деятелей литовского искусства ( „Lietuvių meno kūrėjų draugija“ ), был в 1924—1925 годах его председателем .
Оформил ряд оперных спектаклей в Государственном театре в Каунасе. С 1936 года проводил летние месяцы, а затем и поселился в своей усадьбе в Довайнонисе ( Кайшядорский район ) .
Умер в Каунасе 7 октября 1942 года . Похоронен на кладбище Круонё.
Автор пейзажей («Мельница», «Весна», 1922; «Каунасский пейзаж», 1933), портретов ( Юозаса Таллат-Кялпши , 1925; Юзапаса Альбинаса Гербачяускаса, 1925; Антанаса Содейки , 1926; Йонаса Яблонскиса , 1930; автопортреты 1930 и 1939 годов), натюрмортов , фигурных композиций.
Произведениям раннего периода свойственны черты академизма , точный реалистический рисунок, строгая композиция. Большое влияние на творческую манеру Диджёкаса оказала поездка в Германию, где он познакомился с поздним импрессионизмом и экспрессионизмом . В его живописи появились более смелый свободный мазок, яркий колорит, необычные композиционные приёмы .
Помимо живописи и сценографии, занимался графикой. Создал литографии (автопортрет, 1923; портрет жены, 1924 ). Создал декорации оперных спектаклей в Государственном театре — « Риголетто » Джузеппе Верди (1921), « Фауст » Шарля Гуно (1921), « Паяцы » Леонкавалло (1922), « Кармен » Жоржа Бизе (1924) и другие. Оформил также постановку « Разбойников » Фридриха Шиллера ( 1928 ) .