Баранаускас, Стасис-Витаутас Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ста́сис А́льгирдович Краса́ускас ( лит. Stasys Krasauskas , 1 июня 1929, Каунас, Литва — 10 февраля 1977 , Москва) — литовский советский график и педагог, лауреат Государственной премии СССР ( 1976 ), народный художник Литовской ССР ( 1977 ).
Родился 1 июня 1929 года в Каунасе . Там же окончил среднюю школу. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.
Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.
Был близким другом поэта Р. И. Рождественского .
С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена . Похоронен на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе (координаты могилы 54°41′57.43″N 25°19′18.53″E).
Создавал в различных техниках ( ксилография , литография , линогравюра , офорт ) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность , лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. С 1959 года участвовал в выставках в Литве и за её пределами. Состоялось более 30 в Москве, Кракове, Софии, Белграде, Магдебурге и других городах мира .
К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» ( 1961 ), использованная в качестве эмблемы журнала « Юность » («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос [тут Дину Рубину подвела память: и лицо скорее овальное, чем круглое, и волосы изображены не в виде колосьев, а в виде тонких, гибких ивовых ветвей с узкими листьями. — Ред .]» ). Она воспроизведена и на надгробии художника.
Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» ( ксилография , 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962), к книгам Э. Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Р. И. Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» У. Шекспира (автоцинкография, 1966), « Песне песней », поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).
Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975).
В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданной неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область), фреска посвящена памяти погибших в Первой мировой войне .
В качестве актёра снялся в эпизоде одного фильма: