Бём, Даниель
- 1 year ago
- 0
- 0
Даниель Николаус Ходовецкий (также Ходовецки ; польск. Daniel Nikolaus Chodowiecki , 16 октября 1726 , Данциг — 7 февраля 1801 , Берлин ) — немецкий художник польского происхождения, представитель академического направления, график и живописец мастер офорта , книжный иллюстратор, один из главных представителей «просветительского реализма », натурализма и сентиментализма в немецком искусстве XVIII века .
Даниель Ходовецкий родился в вольном городе Данциг, в 1726 году. Потомок гугенотов (по линии матери Марии Генриетты Айрер, которая была родом из Швейцарии), переселившихся в Данциг около 1550 года. По словам самого Ходовецкого, его предок по отцовской линии, польский дворянин Бартломей Ходовецкий, жил в XVI веке в Великой Польше, хотя это не подтверждается независимыми источниками. Его дед Кристиан, родившийся в 1655 году, также был купцом в Данциге. Его отец, Готфрид Ходовецкий, был торговцем зерном и происходил из Великой Польши . Брат Даниеля — художник-миниатюрист Готфрид Ходовецкий (1726—1781). После смерти отца в 1740 году Даниель Ходовецкий стал изучать коммерцию. В 1743 году братья переехали жить к своему дяде Антуану Айреру, владевшему магазином в Берлине . Там Ходовецкий стал делать рисунки бижутерии на продажу. Айрер предоставил братьям возможность получить начальное художественное образование, они обучались живописи на эмали у Иоганна Якоба Хайда из Аугсбурга . С 1754 года братья Ходовецкие стали самостоятельными художниками- миниатюристами и живописцами по эмали .
В 1764 году Даниель Ходовецкий был принят в Берлинскую академию искусств . В 1783 году Ходовецкий был назначен секретарём Академии и стал отвечать за академические выставки. С 1786 по 1789 год был ректором, с 1789 по 1797 год заместителем директора. Он сыграл важную роль в реформе академии 1790 года. С 1797 по 1801 год был директором Академии . В 1798 году в Берлине Ходовецкий женился на Йоханне Мари (1728—1785), дочери вышивальщика шёлком, гугенота Жана Бареца из Амстердама . Этот брак связал Ходовецкого с французской общиной. Ходовецкий говорил по-немецки и по-французски (поскольку работал во французской общине гугенотов в Берлине), но часто заявлял о своей польской принадлежности и изображал своего сына Исаака Генриха, родившегося в Берлине, в польском шляхетском наряде и с национальной причёской. После раздела Польши Ходовецкий писал Грефину Зольмс-Лаубаху: «Со стороны отца я поляк, потомок храброй нации, которая скоро исчезнет». В письме к польскому астроному Юзефу Ленскому сообщал: «Я почитаю за честь быть настоящим поляком, хотя сейчас живу в Германии» .
У Ходовецкого было шесть дочерей и три сына. Вильгельм Ходовецкий стал художником и гравёром, Анри Исаак († 1831) в 1805 году — пастором французской реформатской церкви в Потсдаме. Дочери: Жаннетт (1761—1835), она вышла замуж за французского проповедника-реформатора Жака Папена, Сюзанна (1763—1819) и Генриетта (1770—1880). Жаннетт и Сюзанна стали художницами. Дочь Жаннетты Марианна Гретшель, урожденная Ходовецкая Папен (1794—1870), и её сын Генрих Папен (1786—1839) также были художниками.
Даниель Ходовецкий скончался в возрасте семидесяти четырёх лет в прусской столице. Место своего последнего упокоения нашёл на Французском кладбище. Его захоронение считается «почётной могилой города Берлина» (Ehrengrab der Stadt Berlin). В Берлине-Пренцлауер-Берг его именем названа Ходовецкиштрассе.
Ходовецкий смог добиться успеха в качестве рисовальщика-иллюстратора альманахов и иллюстрированных календарей. Позже его гравюры сделали его известным во всей Европе. Наследие Ходовецкого включает несколько более 2300 офортов, обычно небольших размеров, а также множество рисунков и картин. Его книжные иллюстрации охватывают почти все произведения европейской классики. Ходовецкий иллюстрировал произведения Г. Э. Лессинга , Ж. Ж. Руссо , « Страдания юного Вертера » И. В. Гёте , произведения Клопштока , С. Ричардсона , Л. Стерна , Ф. Шиллера Научные работы Иоганна Бернхарда Базедова, Иоганна Тимофея Гермеса и Кристиана Готтхильфа Зальцмана, или обложки «Детских друзей» Кристиана Феликса Вайссе также оформлены его гравюрами. Его иллюстрации использовали в переводах популярных изданий Оливера Голдсмита, Мигеля де Сервантеса Сааведры и Тобиаса Смоллетта.
Ходовецкий был мастером штрихового офорта . Его живописные произведения менее известны. Кроме того, по его рисункам работали одни из лучших гравёров, офортистов и миниатюристов Германии. Он также писал портреты польской знати, интересовался гугенотской и польской историей, написав несколько картин на эти темы. Его творчество было созвучно духу времени, и многие работы отражают культ чувственности, а затем революционные и немецкие националистические чувства конца века.
Ходовецкому не был чужд сентиментализм . Некоторые его работы выдают подражание Антуану Ватто , — художнику, произведения которого особенно ценили в Берлине в годы фридерицианского рококо , другие отражают идеалы типично немецкой бюргерской культуры. Его гравюры в мельчайших подробностях представляют жизнь буржуазии в период цопфстиля , времени между рококо и неоклассицизмом , который иногда рассматривают в качестве предтечи немецко-австрийского бидермайера . Натурализм и приверженность точному изображению деталей снискали ему популярность у берлинцев .
Даниель Ходовецкий написал книгу — «Путешествие из Берлина в Данциг» (Die Reise von Berlin nach Danzig", 1773) и снабдил её множеством иллюстраций. Он совершил эту поездку верхом и описал свои дорожные впечатления. После этого он совершил ещё одну поездку в Данциг на похороны матери. По пути описывал и зарисовывал свои впечатления от городов и людей в Померании и Пруссии. В искусстве гравюры Ходовецкому приписывают изобретение «намеренной ремарки» (absichtliche Bemerkung) — небольшого эскиза на офортной доске вне основного изображения. Такие наброски или эскизы композиции Ходовецкий превратил в «опознавательные знаки» для собирателей эстампов .
Иоганн Вольфганг фон Гёте высоко ценил художника; в статье «Античное и современное» он писал: «Какому любителю искусства не будет приятно обладать удачным рисунком, или репродукцией, или гравюрой нашего Ходовецкого? Здесь видим мы такую непосредственность в изображении знакомой нам природы, что большего и желать невозможно» .
В «Поэзии и правде» по поводу пародии Николаи на «Страдания юного Вертера» говорится: «Мы скоро получили в свои руки эту брошюру. Чрезвычайно тонкая виньетка Ходовецкого доставила мне огромное удовольствие, так как я безмерно восхищался этим художником». Иоганн Каспар Лафатер писал в своей работе «Физиогномические фрагменты»: «Совершенно идеальная физиономия наблюдательного, готового, трудолюбивого, остроумного, плодотворного гения-рисовальщика! Даже глаз художника (которого у многих художников, конечно же, нет) кажется портретом художника, который так многого заслуживает от моей работы».
В русской культуре Серебряного века творчество Ходовецкого получило отклик в поэзии М. А. Кузмина :
Наверно, нежный Ходовецкий
Гравировал мои мечты,
И этот сад полунемецкий,
И сельский дом, немного детский,
И барбарисные кусты.