Interested Article - Священнический кодекс

Предполагаемое распределение авторства книг Бытия, Исход, Левит и Чисел согласно Ричарду Фридману («Кто написал Библию?», 1987)

Священнический кодекс (или « жреческий кодекс ») — именование y библейских критиков одного из источников, из которых, по их мнению, составлено так называемое ими (то есть Пятикнижие вместе с Книгой Иисуса Навина (евр. кн. Иошуа ), которая, по их мнению, является заключительной частью Пятикнижия). Сокращённо этот источник обозначается PC (= Priester-Codex), или P .

Название «Priestercodex» впервые было употреблено Эйхгорном (1824), но как обозначение только Книги Левит , соответственно её древнееврейскому названию: др.-евр. תורת כהנים‎ ‏‎ (« Торат ха-коханим » или « Тора священников »). Тот источник, который новейшие критики называют PC , имел y прежних критиков другие названия. Когда критики предполагали, что Книга Бытия составлена из двух источников, Элохиста (E) и Яхвиста (J), PC (предполагавшийся только в кн. Бытия) назывался Элохистом.

Именование

С тех пор как Герман Гупфельд (1853) привёл доводы в пользу того, что, кроме Яхвиста, в кн. Бытия следует различать два источника, которые употребляют имя Божие Элохим , РС стал определяться как « первый », или « старший » Элохист (в отличие от «младшего» Элохиста, который начинается от Быт. ) .

Когда стало господствовать мнение, что не только Книга Бытия, но и все книги Пятикнижия (и Иисуса Навина) составлены из тех же источников ( Второзаконие является самостоятельным источником), так что и Элохист, начиная с Исх. , употребляет имя Божие Яхве , PC стал называться « Основным сочинением » ( нем. Grundschrift ), потому что считался первым по времени из источников Шестикнижия; с него же и начинается Тора .

А. Дильман обозначал этот источник буквой А .

Были и другие названия, как, например, « Книга начал » («Buch der Ursprünge») y Эвальдa , « Анналист » y .

« Священническим кодексом » этот источник называется у критиков школы Велльгаузена на том основании, что, по их мнению, весь церемониальный закон Пятикнижия (за исключением Второзакония), в котором священникам отведено первенствующее место, содержится именно в этом источнике; предполагается поэтому, что все это законодательство вышло из священнической среды .

Содержание и особенности

Священнический кодекс включает не только книгу Левит, но и многие части кн. Чисел и даже кн. Бытия, Исхода и Навина. Содержание этого источника состоит, таким образом, и из законоположений, и из связного исторического рассказа; законоположения вставлены в рамки исторического изложения и обусловливаются историческими событиями.

Признаки, по которым критики выделяют этот источник из общей массы литературного материала Шестикнижия и из других источников этой книги, следующие :

  • употребление (до Исх. ) слова Элохим как имени Божьего (в этом пункте он отчасти соответствует другому источнику Шестикнижия, т. наз. Элохисту);
  • стиль и известные обороты речи, которые, по мнению критиков, свойственны только этому источнику, напр. עדה‎, עדת ישראל‎, פ׳ הוליד את פ׳‎ (y Яхвиста (פ׳ ילד את פ׳‎) לדורותם‎, לדורותינם‎, זכר ונקנה‎, כל נשר‎ (у Яхв. יקום‎), נתן נרית‎, הקים נרית‎ (у Яхв. и Втор. כרת נרית‎), פדן ארם‎ (у Яхв. ארם נהרים‎) и т. д.

Руководствуясь такими признаками и устраняя этой гипотезой повторения, шероховатости и противоречия в изложении Шестикнижия, критики полагали, что им удалось выделить особые источники в этой книге, в частности и Священнический кодекс.

В противоположность двум другим главным источникам, Яхвисту (J) и Элохисту (E), Священнический кодекс вошёл почти целиком в состав Шестикнижия, особенно кн. Бытия Характерным для Священнического кодекса критики считают, главным образом, его склонность к хронологии, к именам и числам вообще, к точной формулировке, ради которой он не боится повторения слов и предложений. Богословское мировоззрение его, по мнению критиков, более развито, чему J и Е. Ангелы будто бы в нём не упоминаются, даже там, где в параллельных рассказах других источников они приводятся, как действующие лица. Антропоморфизмы по возможности избегаются. Форма и язык продуманы. Стереотипные формулы встречаются чаще, чем в других источниках.

Однако несмотря на общую характеристику, которую критики нашли в этом источнике, они при дальнейшем анализе принуждены были прибегнуть к предположению, что и этот источник (как и J и Е) не является цельным сочинением, a в нём следует различить несколько элементов :

  • очень важный сборник «законов ο святости» ( нем. Heiligkeitsgesetz ; сокращённо — Н ): Лев. (с исключениями) ;
  • затем различаются Р1 , Р2 , Р3 и т. д.

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. см. Эйхгорн, «Einleitung», 4-е изд., § 435d
  3. «Die Quellen der Genesis и. d. Art ihrer Zusammensetzung», Berlin, 1853
  4. Книга Левит : о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. 17-20); о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. 21-27).

Литература

  • Albertz, Rainer. . — Society of Biblical Literature, 2003. — ISBN 9781589830554 .
  • Albertz, Rainer. . — Westminster John Knox Press, 1994. — ISBN 9780664227197 .
  • Albertz, Rainer. . — Westminster John Knox Press, 1994. — ISBN 9780664227203 .
  • Baden, Joel S. . — Mohr Siebeck, 2009. — ISBN 9783161499302 .
  • Bandstra, Barry L. . — Wadsworth, 2009. — ISBN 978-0495391050 .
  • Blum, Erhard. Issues and Problems in the Contemporary Debate Regarding the Priestly Writings // The strata of the priestly writings: contemporary debate and future directions / Sarah Shectman, Joel S. Baden. — Theologischer Verlag, 1998. — ISBN 9783290175368 .
  • Boadt, Lawrence. . — Paulist Press, 1984.
  • Brueggemann, Walter. . — Westminster John Knox, 2002. — ISBN 9780664222314 .
  • Campbell, Antony F. / Antony F Campbell, Mark A O'Brien. — Fortress Press, 1993.
  • Carr, David M. Changes in Pentateuchal Criticism // . — Vandenhoeck & Ruprecht, 2014. — ISBN 978-3-525-54022-0 .
  • Gilbert, Christopher. . — Paulist Press, 2009. — ISBN 9780809145522 .
  • Gooder, Paula. . — T&T Clark, 2000. — ISBN 9780567084187 .
  • Hurvitz, Avi. A linguistic study of the relationship between the Priestly source and the book of Ezekiel: a new approach to an old problem. — Paris : J. Gabalda, 1982. — Vol. 20.
  • Hurvitz, Avi (2000). "Once Again: The Linguistic Profile of the Priestly Material in the Pentateuch and its Historical Age. A Response to J. Blenkinsopp". (нем.) . 112 (2): 180—191. doi : . S2CID .
  • Kugler, Robert. / Robert Kugler, Patrick Hartin. — Eerdmans, 2009. — ISBN 9780802846365 .
  • Lipschits, Oded. . — Eisenbrauns, 2005. — ISBN 9781575060958 .
  • McKenzie, Steven L. . — Chalice Press, 2000. — ISBN 9780827205888 .
  • Min, Kyung-Jin. . — T&T Clarke, 2004. — ISBN 9780567632722 .
  • Nicholson, Ernest. . — Oxford University Press, 1998. — ISBN 9780199257836 .
  • Rabin, Elliott. . — KTAV Publishijg House, 2006. — P. .
  • Ska, Jean-Louis. . — Eisenbrauns, 2006. — ISBN 9781575061221 .
  • Van Seters, John. . — Bloomsbury T&T Clark, 2015. — ISBN 978-0-567-65880-7 .
  • Van Seters, John. The Pentateuch // / Steven L. McKenzie, Matt Patrick Graham. — Westminster John Knox Press, 1998. — ISBN 9780664256524 .
  • Stackert, Jeffrey. . — Mohr Siebeck, 2009. — ISBN 9783161492983 .
  • Viviano, Pauline A. / Stephen R. Haynes, Steven L. McKenzie. — Westminster John Knox Press, 1999. — ISBN 9780664257842 .
Источник —

Same as Священнический кодекс