Захария (Копыстенский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Философу́мена ( др.-греч. Φιλοσοφούμενα ή κατά πασών αιρέεων έλεγχος — « Философски́е мне́ния, и́ли Обличе́ние на все е́реси »; лат. Philosophumena sive omnium haeresium refutatio ) — обширный ересиологический трактат III века , написанный по-гречески, предположительно, Ипполитом Римским .
Сочинение состояло из 10 книг. Оно достаточно четко структурировано. В книгах с 1 по 4 автор подробно рассматривает различные течения и мнения греческой философии и предания древней языческой магии и астрологии . Их он видит качестве источника более поздних ересей в христианском мире. В книгах с 5 по 9 описываются эти сами еретические учения, начиная с древнейших, полуязыческих и оканчивая сектами II века — каллистиан и элкасаитов.
В «Философумене», первой книге «Обличений», автор предлагает краткое изложение высказываний различных древнегреческих философов и является важным источником по досократической философии. Здесь автор обширно обращается к трудам философов, с которыми как бы связываются описываемые затем ереси. Он делит на натурфилософов (включая Фалеса , Пифагора , Гераклита ), « этиков » ( Сократ , Платон ) и диалектиков ( Аристотель и стоиков ). При этом назначается Эпикуру особое место. Помимо этого здесь дается обозрение философии индийских браминов , Замолксиса и кельтских друидов , а также мифологической поэзии Гесиода .
Вторая и третья книги пока не найдены. Начало четвёртой книги — и, следовательно, её оглавление — также отсутствует. Сохранившиеся главы книги 4 опровергают учение астрологов , заблуждения астрономов , а также объясняет обман предсказателей и волшебников различных видов и направлений (при этом автор раскрывает множество их хитростей античного времени).
В 5 и 7 книге опровергаются, в частности, учения гностиков , Валентина и Василида , а также ересиарха Маркионна .
В книге 8 также опровергаются влиятельные толки — докетисты и монтанисты , а также квартодекимане .
В книге 9 автор рассматривает ложное учение Ноэта Смирнского , и, по мнению автора, странные обычаи иудеев . Эта девятая книга получила наибольшее внимание среди богословов . Автор яростно восстает против законно избранного папы Римского Каликста I . В презрительном тоне автор описывает его жизнь до избрания, обвиняет его в присвоении средств и другой преступной деятельности, резко критикует указ папы о снисхождении сексуальным грехам. Бурный спор возник также и вокруг божественной Троицы . Автор обвиняет папу в недостаточной борьбе с доктриной Савеллия — монархианством .
Книга 10, наконец, завершает всю работу кратким сокращенным изложением всего предшествующего. Автор повторяет здесь сущность рассмотренных философских и еретических учений и в заключение излагает главные черты «истинного [христианского] учения» ( др.-греч. «άπόδειξις τής αλήθείας» ).
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Сохранилось пять рукописей первой книги «Обличений», которая, вероятно, достаточно рано была отделена как своеобразный философский учебник от остального текста. Длительное время была известна лишь эта 1-я книга «Обличений», собственно «Философумена» (причем без авторства). Книги 2, 3 и начало книги 4 до сих пор не найдены. Книги 4 — 10 существуют только в парижской копии с Афона.
В более полном виде «Обличения» стали известны с 1842 года, когда греческий учёный К. Минас Миноидис открыл на Афоне её рукопись XIV века (кн. 4 — 10). Объединённый текст «Обличений» был издан сперва французом Э. Мюллером в Англии (1851), а потом немецким учёным Дункером (1852).
В европейской науке автором «Философумены», а затем и всех «Обличений» считали Оригена Александрийского («Философумена» встречалась в рукописных кодексах и помещалась в печатных изданиях сочинений Оригена), затем Епифания Кипрского , Гая Римского и Тертуллиана Карфагенского . Наконец, в середине XIX — начале XX века большинство исследователей «Обличений» высказали доказательства в пользу Ипполита . Однако, авторство Ипполита до сих пор периодически ставится под сомнение.
Частичный русский перевод «Обличений» (только книги 1 и 4) издан в журнале « Православное обозрение » за 1871 год (переиздано в сб. сочинений: Ипполит, еп. Римский, св. О Христе и антихристе. — СПб.: Библиополис, 2008. — С. 339—384).