Interested Article - Бихар аль-анвар
- 2020-03-27
- 1
Бихар аль-анвар ( ар. : بحار الانوار ) — в переводе с арабского «Моря светов» — фундаментальная шиитская энциклопедия хадисов , составленная Мухаммадом Бакиром Маджлиси на основе предшествующих фундаментальных сборников (таких, как « Аль-Кафи » аль-Кулайни , « Ман ла йахдуруху-ль-факих » шейха Садука , и « Аль-Истибсар » и « Тахзиб аль-ахкам » шейха ат-Туси ), а также с использованием иных, не вошедших в эти своды хадисов.
Автор разделил энциклопедию на 25 томов, в печатном же варианте «Бихар аль-анвар» занимает 111 томов. Она включает в себя высказывания и истории из жизни людей, которые в шиизме почитаются как четырнадцать Непорочных: пророка Мухаммада , Фатимы Захры и двенадцати имамов .
Автор
Алламе Мухаммад Бакир Маджлиси (1627—1699 гг. н. э.) был выдающимся шиитским учёным эпохи Сефевидов , обладавшим влиянием при дворе двух шахов из этой династии — Солеймана Сефи (правил в 1666—1694 гг. н. э.) и Султана Хосейна (1694—1722). Маджлиси внёс огромный вклад в дело распространения шиизма среди иранцев . Помимо энциклопедии «Бихар аль-Анвар», его перу принадлежат десятки других работ на арабском и персидском языке , в том числе и многочисленные комментарии к хадисам.
Содержание энциклопедии
Свод «Бихар аль-анвар» изначально был разделён на 25 томов, в каждом из которых собраны хадисы на какую-то определённую тему.
Предисловие (1 том в современном печатном издании)
Во введении к своему труду Алламе Маджлиси перечислил источники, с которыми он работал при составлении данного свода, попутно разъясняя используемую им терминологию.
Том первый (2 и 3)
«Книга разума и невежества». Она посвящена описанию достоинств познания и высокого положения учёных. Многие базовые принципы джафаритской юриспруденции выведены именно из тех хадисов, которые содержатся в данном томе. В частности, это отвержение кияса, активно используемого в суннитских мазхабах (в том числе и в ханафитском ) — на эту тему существует много хадисов от шестого имама шиитов Джафара ас-Садика , упрекавшего Абу Ханифу в использовании кияса .
Том второй (3 и 4)
«Книга Таухида ». В ней приводятся хадисы о Божественных атрибутах , как позитивных, так и негативных (за исключением имени «Справедливый»), а также о прекрасных именах Аллаха . В ней также содержатся высказывания двенадцати имамов о единобожии , книга о Таухиде и трактат под названием «Ахлилджах» , приписываемый шестому имаму шиитов Джафару ас-Садику.
Том третий (5-8)
«Книга о справедливости и Божественном провидении». В ней приводятся хадисы о свободе воли и предопределении, руководстве и заблуждении, испытаниях и естественном ходе событий, о том завете, который Аллах заключил с душами людей до сотворения мира, о покаянии, о философии шариата, о предвестниках смерти, промежуточном состоянии ( барзах ) между смертью и воскресением , о страхе в барзах е и в Судный день , о заступничестве ( шафаат ), о тех путях, которые ведут человека в рай ( джаннат ) или в ад ( джаханнам ).
Том четвёртый (9 и 10)
Книга посвящена аргументации и доводам в защиту ислама, использовавшейся пророком Мухаммадом , двенадцатью имамами и некоторыми из ведущих учёных. Том также включает в себя полный текст «Книги ».
Том пятый (11-14)
В нём рассказываются истории всех пророков — от Адама до Мухаммада , равно как и приводятся хадисы об их непогрешимости и о непререкаемой авторитетности всех их решений.
Том шестой (15-22)
Содержит в себе полную историю жизни пророка Мухаммада , начиная с рождения, и заканчивая сведениями о потомках. В этом томе также собраны хадисы о чудесной природе Корана , а также жизнеописания самых праведных сподвижников Мухаммада — таких, как Абу Зарр аль-Гифари , Микдад ибн Асвад , Аммар Ясир , Салман аль-Фариси и др.
Том седьмой (23-27)
В хадисах, приведённых в данном томе, освещаются различные аспекты жизни двенадцати имамов: обстоятельства рождения и связанные с этим знамения, познания имамов и признаки их превосходства, их нрав и манеры их детей. В данном томе также цитируются те коранические аяты , в которых говорится об имамах Ахл аль-Бейт , а также хадисы о необходимости любви и преданности имамам. В конце тома приводятся некоторые рациональные доводы шейха Муфида и шейха ат-Туси в пользу превосходства двенадцати имамов.
Том восьмой (28-34)
В этом томе излагаются исторические события, развернувшиеся после смерти пророка Мухаммада. В частности, в нём подробно описывается эпоха правления трёх последующих халифов — Абу Бакра , Умара и Усмана , приводятся данные о войнах Джамаль , Сиффин и , а также об уроне, нанесённом Муавией приграничным районам Ирака . В этой части «Бихар аль-Анвар» также содержатся стихи имама Али ибн Абу Талиба , а также комментарии к некоторым из его писем.
Том девятый (34-42)
В данном разделе приводится биография первого имама шиитов Али ибн Абу Талиба, начиная с момента рождения и вплоть до мученической смерти. Эта биография также включает в себя также подробные данные о жизни отца имама Али Абу Талиба, а также истории жизни сподвижников Али ибн Абу Талиба. Сюда же включены хадисы о том, что непорочных имамов — двенадцать.
Том десятый (43-45)
В нём приведены биографии дочери пророка Мухаммада Фатимы Захры и двух её сыновей Хасана и Хусейна — второго и третьего имамов шиитов. В томе также описывается восстание аль-Мухтара ас-Сакафи , поднятое им ради отмщения за убийство имама Хусейна при Кербеле .
Том одиннадцатый (46-48)
В этом разделе собраны биографии четырёх последующих шиитских имамов: имама Али ибн аль-Хусейна Зайн аль-Абидина ас-Саджада , имама Мухаммада аль-Бакира , имама Джафара ас-Садика и имама Мусы аль-Казима . Жизнеописание имамов включает в себя подробный отчёт об их детях и сподвижниках.
Том двенадцатый (49-50)
В этом томе приведены биографии восьмого, девятого, десятого и одиннадцатого имамов: Али ибн Мусы ар-Риды , Мухаммада ибн Али аль-Джавада , имама Али ибн Мухаммада аль-Хади и имама Хасана аль-Аскари , вкупе со сведениями об их детях и сподвижниках.
Том тринадцатый (51-53)
Содержит в себе жизнеописание имама аль-Махди и доводы в пользу его сокрытия, долгой жизни и грядущего возвращения.
Том четырнадцатый (53-63)
Включает в себя многочисленные хадисы о небесах, о мире, о Хранимой скрижали, о каламе, о престоле Аллаха ( арш ), о завесе ( хиджаб ), отделяющей мир от Аллаха. В них приводятся доводы в пользу сотворения небес и земли, планет, звёзд, джиннов, ангелов и их воинств; содержится описание земли, её элементов, мира живого, камней и минералов, миров растений и животных, их видов и особенностей. Здесь же приводятся заповеди для охоты и ритуального забоя скота, предписания касательно дозволенной и запрещённой еде, правила приёма пищи. Описываются преимущества медицины , полезные свойства разных овощей и фруктов, целебные свойства трав. Том также включает в себя географический обзор разных городов и регионов, гор, пустынь, морей, земного ландшафта. Кроме того, в этот раздел входят две книги под названием «Медицина Пророка» и «Медицина имама Резы» , приписываемые пророку Мухаммаду и восьмому имаму шиитов Али ибн Мусе ар-Ризе.
Том пятнадцатый (63-72)
- «Книга веры и неверия». Хадисы, характеризующие истинно верующего мусульманина и его манеры, а также неверующих и плохие манеры. Эта часть «Бихар аль-анвар» включает в себя следующие разделы:
- Условия веры. Манеры подлинных шиитов и присущие им свойства (тома 64-65).
- Прекрасные манеры как путь к спасению (тома 66-68).
- Плохие манеры. Неверие и его разновидности (тома 69-70).
- Нормы поведения в обществе (тома 71-72).
Том шестнадцатый (73)
Включает в себя хадисы об этикете поведения, надлежащих манерах и привычках, необходимости поддержания себя в чистоте, о макияже, использовании духов и ароматических масел, о тех местах, посещать которые желательно, и о тех, которых следует сторониться, о действиях, желательных перед отходом ко сну и при пробуждении, о запретах во время путешествий и грехах. Том содержит хадисы обо всех видах уголовных наказаний, присутствующих в шариатском праве согласно фикху Ахл аль-Бейт.
Том семнадцатый (74-76)
В этой части приводятся толкования Божественным предупреждениям в Коране, равно как и советы и афоризмы пророка Мухаммада и двенадцати имамов Ахл аль-Бейт. Том также включает в себя трактат Муфаддаля ибн Умара, адресованный шиитам, и история «Болухар и Базасеф» .
Том восемнадцатый (77-88)
Этот том разделён на две части:
- Хадисы о ритуальной чистоте и связанных с этой темой вопросах.
- Описание намаза и его составляющих. Сюда, в частности, включён труд Шадана ибн Джибриля Кумми под названием «Изахат аль-Иллах», посвящённый методам определения киблы ; а также приводятся специальные салаваты (благословения пророку Мухаммаду и Ахл аль-Бейт), рекомендованные в те или иные дни недели, и описание праздничных молитв в день Ид аль-фитр и Ид аль-адха , молитв по случаю стихийных бедствий () и в случае просьбы об исполнении особых нужд ().
Том девятнадцатый (89-92)
Он также включает в себя две части:
- Этикет чтения Корана , правила ( таджвид ) и награда за чтение Корана; чудеса Корана и полное его толкование за авторством .
- Мольбы ( дуа ), этикет их вознесения, мольбы, рекомендованные в определённые дни недели, месяца или года; обереги с кораническими аятами и мольбы ( дуа ) как средство от исцеления от физических недугов. Сюда же входит писание пророка Идриса ( Еноха ).
Том двадцатый (93-95)
Посвящён исламским налогам — таким, как закят , хумс и прочие виды милостыни. Сюда же включены хадисы о правилах соблюдения поста в месяц Рамадан и о рекомендованных ( мустахаб ) в течение года актах поклонения.
Том двадцать первый (96-97)
В этом томе собраны хадисы о ритуалах хаджа и умры (малого паломничества), а также о Мединской общине , джихаде и борьбе (), повелении одобряемого () и запрете зла ().
Том двадцать второй (97-99)
Включает в себя хадисы об этикете зиярата к двенадцати имамам, включая «Книгу Мазара» о том, как приветствовать их.
Том двадцать третий (100—101)
Здесь собраны хадисы о правилах заключения договоров о найме на работу, торговых сделках, норм, регулирующих возврат долгов, бракоразводный процесс и т. д.
Том двадцать четвёртый (101)
В этом томе содержатся хадисы об имущественных отношениях, процедуре наследования, воздаянии за убийство и нанесение телесных повреждений ( кисас ), а также о денежных компенсациях.
Том двадцать пятый (102—107)
В последний том Алламе Маджлиси включил библиографию, то есть перечень книг, из которых приводятся хадисы, и имён авторитетных шиитских учёных, на которых он ссылается.
Источники
- www.imamreza.net/eng/imamreza.php?id
- 2020-03-27
- 1