Interested Article - Лютеранская церковь Святого Петра (Гатчина)
- 2020-04-11
- 1
Церковь Святого Петра — евангелическо-лютеранский храм в городе Гатчина , центр прихода Колппана ( фин. ) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии .
История
Лютеранская община Колппана была основана в 1640 году и во времена шведского правления принадлежала к приходу Скворица .
После возвращения Ингерманландии в состав России община стала относиться к приходу Коприна , но затем, с 1753 года вновь была причислена к приходу Скворица.
В 1785 году при лютеранской общине деревни Малые Колпаны открылась первая в Санкт-Петербургской губернии финская школа. Она была основана великим князем Павлом Петровичем , впоследствии императором Павлом I , для детей крестьян и дворцовой обслуги, и на протяжении нескольких десятилетий являлась единственной в губернии .
Известно, что церковь была спланирована при Петре III, а построена уже при Павле I.
12 июля 1789 года, в присутствии великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны , в Малых Колпанах была заложена каменная лютеранская церковь. Автор первоначального проекта остался неизвестен. Для фундамента и цоколя здания использовался известняк из разработок у деревни Черницы , стены планировалось возводить из кирпича .
Местоположение здания было выбрано так, чтобы шпиль кирхи был виден из окон центрального корпуса Большого Гатчинского дворца .
Однако вскоре работы были приостановлены и возобновились лишь в 1799 году, когда были подтверждены заново исполненные главным архитектором Гатчины Андреяном Дмитриевичем Захаровым чертежи на достройку здания . Под руководством нового архитектора незаконченное здание кирхи было существенно перестроено — увеличена толщина стен, завершена внутренняя отделка. Расходы по возведению храма Павел I полностью взял на себя.
В 1800 году строительство было закончено. Храм из бутового камня на 680 мест сочетал в себе черты готики и классицизма и имел 22-х метровую колокольню, увенчанную шпилем с фигурой петуха на шаре, выполненную по эскизу Андреяна Захарова из толстой позолоченой латуни , высотой 1,5 м.
В 1801 году по проекту Андреяна Захарова столярных дел мастером М. Крейтоном в кирхе был устроен иконостас и кафедра с балдахином . В этом же году высокий шпиль здания был покрыт белым листовым железом.
Орган для кирхи изготовил известный петербургский мастер Карл Вирт.
2 февраля 1802 года кирха была освящена в честь апостола Петра, небесного покровителя Петра III.
Своё народное название — «церковь петуха» ( фин. kukkokirkko ), храм получил из-за фигурки петуха на шпиле, символизирующей отречение и раскаяние апостола Петра. «Петух не успеет пропеть, как ты трижды отречёшься от меня». И когда петух пропел, Пётр осознал свой грех и раскаялся.
Церковь состояла из трёх составляющих — трёхъярусной башни, молитвенного зала и алтаря. Вход был оформлен в виде портала — пилястрами , несущими профилированный ярус башни. Второй ярус был прорезан круглым окном, предназначенным для витража , на боковых стенах круглые окна только обозначены рельефным обрамлением. На третьем ярусе башни её четыре грани были прорезаны высокими стрельчатыми окнами с выступающими наличниками. Завершали башню профилированный карниз и четырёхскатная кровля. Над входом в церковь — небольшое украшение из черницкого известняка. Здание было перекрыто высокой двускатной прямоугольной в плане кровлей. Углы колокольни обработаны рустами , а стены — рустованными лопатками .
Сохранилось описание интерьера церкви того времени, сделанное в рукописной книге А. Ермилова «Описание Гатчины».
… над притвором высокая четырёхугольная колокольня с окнами для помещения двух колоколов, над колокольней высится шпиц, венчающийся медным шаром, над ним укреплён медный петух. Из притвора два хода: один боковой ведёт на колокольню, другой через двухстворчатые двери — прямо в церковь. Церковь освещается в один свет шестью окнами конусообразными вверху. Пол деревянный, стены выкрашены в светлоголубую краску. Справа от входа узкая каменная лестница ведёт на небольшие хоры, где помещается прекрасный орган. Хоры поддерживают 4 небольшие круглые колонки. Далее по сторонам центрального широкого нефа (широкого хода к месту богослужения) по два толстых крестообразных столба, поддерживающих деревянный ровный потолок, на котором укреплены три небольшие стеклянные паникадила , по сторонам колонн — скамейки. Алтарная часть отделяется конусообразной аркой. Справа находится красивая кафедра с венцом наверху. В центре располагался иконостас с распятым Спасителем, под ним — «Тайная вечеря». Алтарная часть была обнесена балюстрадой с широкими перилами.
Первоначально пасторат отсутствовал, службы приезжали проводить пасторы приходов Спанккова и Скворица .
19 июля 1859 года при церкви было освящено расширенное кладбище.
Летом 1860 года кирха была отремонтирована. Работами руководил академик, главный архитектор Гатчинского дворцового управления Адриан Кокорев .
С середины XIX века приход Колппана являлся капельным прихода Спанккова. Приход входил в Западно-Ингерманландское пробство .
В 1862 году число прихожан составляло 1485 человек. Приход охватывал тогда 54 деревни с преимущественно финским населением. Кандидатура пастора прихода Колппана утверждалась министром внутренних дел.
В 1863 году рядом с кирхой была основана Колпанская учительско-кистерская семинария . До 1918 года она готовила учителей, канторов и органистов.
29 июня 1870 года на колокольню был поднят новый колокол весом в 24 пуда .
В 1879 году в приходе открылась финская публичная библиотека.
В 1889 году открылась воскресная школа, содержавшаяся на средства прихожан. Обучение чтению, письму и лютеранскому катехизису в ней вёл пастор Юхо Сааринен. В кирхе был произведён ремонт.
В 1900 году был построен новый пасторский дом взамен развалившегося.
В 1909 году в приходе Колппана состоялось первое собрание учителей воскресных школ. На нём присутствовало в общей сложности 326 человек учителей и священнослужителей.
В 1917 году в приходе числилось 2544 человека. Среди прихожан, кроме финнов-ингерманландцев , были также эстонцы.
В начале 1920-х годов капельный приход Колппана вновь стал самостоятельным.
В 1929 году колокольню обрушили трактором, потому что новые власти сочли её мешающей учебным полетам .
В 1937 году последний пастор прихода Колппана Иисакки Вирронен был расстрелян.
В декабре 1938 года кирха была закрыта, в её здании разместилось зернохранилище колхоза «Малые Колпаны».
В конце августа — начале сентября 1941 года в кирхе находился наблюдательный пункт артиллерии Красной армии .
Службы возобновлялись в период немецкой оккупации с 1942 год по 1943 год.
В годы Великой Отечественной войны здание кирхи пострадало от артобстрелов.
В 1949 году его передали артели «Промстроймат», в 1968 году преобразованной в Гатчинский металлообрабатывающий завод, а позднее — в завод металлоизделий «Авангард».
Утраченный шпиль колокольни при ремонте здания заменили четырёхскатной крышей .
Современность
В 1990 году часть здания храма была передана Церкви Ингрии .
25 декабря 1991 года было проведено первое богослужение. 24 марта 1992 года был зарегистрирован возрождённый приход.
Располагается на территории завода «Авангард» в Киевском районе Гатчины, на территории ранее принадлежащей деревне Малые Колпаны . Входит в Западно-Ингерманландское пробство Церкви Ингрии.
Кроме того, приходу принадлежат диаконический центр «Источник» и часовня в деревне Тихковицы , дом 58 A .
Прихожане
В
1930-е
годы приход Колппана (
фин.
) включал в себя 18 деревень:
Большие Колпаны
,
Большие Парицы
,
Вайялово
,
Вакколово
,
Большая Загвоздка
,
Вопша
, Кивиярви, Курема,
Котельниково
,
Лядино
,
Малая Гатчина
,
Малая Загвоздка
,
Малые Колпаны
,
Малые Парицы
,
Новые Черницы
,
Рябизи
,
Старые Черницы
,
Химози
.
Изменение численности населения прихода Колппана с 1848 по 1919 год :
С приходом Колппана, большую часть своей жизни связал известный ингерманландский композитор, музыкант и просветитель Моозес Путро .
Духовенство
Настоятели прихода | |
---|---|
Даты | Пастор |
1657 | Эрикус Лаурентий Коллингиус |
1661—1670 | Андреас Хенрик Шварц |
1671—1685 | Йохан Кексхолменис |
1683—1697 | Симон Агандер |
1720 | Ларс Ротовиус (настоятель) |
1726—1746† | Ларс Ротовиус (настоятель) |
1748—1774 | Эрик Рикнек |
1753 | Ларс Ротовиус (мл.) (адъюнкт) |
1765 | Микаэль Салмстейн (адъюнкт) |
1769—1799† | Томас Хенрик Эльгеен (адъюнкт, пастор) |
1776 | Эсайас Коландер (адъюнкт) |
1783—1785 | Даниэль Бергрот (адъюнкт) |
1785—1797 | Хенрик Лагедаль (адъюнкт) |
1797—1829† | Петер Вильгельм Эльгеен (адъюнкт, пастор) , |
1797—1800 | Адольф Фредрик Эльгеен (адъюнкт) |
1802—1806 | Адольф Фредрик Эльгеен (адъюнкт) |
1807—1810 | Элиас Хуппнер (адъюнкт) |
1810—1812 | Якоб Рейнхольд Гранбаум (адъюнкт) |
1812 | Захариас Пеландер (адъюнкт) |
1813—1817 | Абрахам Ульрик Прокопаеус (адъюнкт) |
1817 | Йохан Эмануэль Пасселберг (адъюнкт) |
1824—1828 | Йохан Мерселиус (адъюнкт) |
1829—1857 | Адольф Фредрик Эльгеен (пастор) |
1832—1835 | Нильс Вилхелм Оберг (адъюнкт) |
1837 | Андерс Йохан Мальмстедт (адъюнкт) |
1851—1853 | Карл Фредрик Стегман (адъюнкт) |
1853 | Вилхелм Виктор Перониус (и. о. пастора) |
1853—1857 | Пер Аугуст Ашан (адъюнкт) |
1858—1876† | Пауль Теодор Швиндт (настоятель) |
1877—1894 | Юхо Сааринен (настоятель) |
1889—1919† | Карл Йоэль Хедли Бромс (адъюнкт, пастор) |
1897—1898 | Фредрик Хейсканен (адъюнкт) |
1904 | Яакко Раски (адъюнкт) |
1904 | Фредрик Хейсканен (адъюнкт) |
1906—1910 | Яакко Раски (адъюнкт) |
1919 | Фритьёф Георг Слёёр (и. о. пастора) |
1919—1921 | Пекка Бистер |
1921—1922 | епископ Оскар Карл Йохан Пальса |
1923 | Иосиф Мюхкюря |
1924—1931 | Алексантери Сойтту (выслан) |
1926—1927 | Антти Карху |
1931—1932 | Юхана Варонен |
1933—1937 | Иисакки Вирронен (расстрелян) |
1935—1936 | Юхана Варонен |
Фото
-
Кирха в деревне Малые Колпаны. 1911 год
-
Кирха в 1910-е годы
-
Вид с крыши. 1900-е годы
-
Открытка 1900-х годов
-
Колпанская семинария. 1910-е годы
-
Колпанская семинария. 1910-е годы
-
Кирха без шпиля. 1935 год
-
Кирха в 1943 году
-
Служба. 1943 год
-
У входа в кирху. 1943 год
Примечания
- Kolppanan Seminaari. 1863—1913. s. 58, Viipuri, 1913
- ↑ , с. 320.
- Aale Tynni Inkeri inkerini. Werner Södeström Osakeyntiö. Porvoo-Helsinki-Juva. 1990, ISBN 951-016694-4 . С. 146
- . Дата обращения: 28 мая 2013. 14 марта 2012 года.
- Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. СПб. 2012. С. 273—279. ISBN 978-5-904790-08-0
- . Дата обращения: 28 мая 2013. 5 октября 2013 года.
- Georg Luther Herdaminne för Ingermanland II. De finska och svenska församlingarna och deras prästerskap 1704—1940. ISBN 951-583-052-4 . Svenska litteratursällskapet i Finland. Helsingfors. 2000
- . Дата обращения: 28 мая 2013. 10 ноября 2014 года.
- Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. СПб, 2012, стр. 102. ISBN 978-5-904790-08-0
- Aappo Metiainen, Karlo Kurko «Entisen Inkerin luteranisen kirkon 350-vuotismuistojulkaisu», 92 s., Helsinki, 1960, s. 137
- Князева Е. Е. Метрические книги Санкт-Петербургского консисториального округа как источник по истории лютеранского населения Российской империи XVIII — начала XX вв. Дисс. к.и.н., СПб, 2004, стр. 149
- . Дата обращения: 14 мая 2013. Архивировано из 30 апреля 2013 года.
- . Дата обращения: 28 мая 2013. 18 августа 2011 года.
Литература
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. — Л. : Стройиздат, 1985. — 616 с. — 50 000 экз.
- Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. — СПб., 2012. — 398 с. — ISBN 978-5-904790-08-0 .
- Aatami Kuortti «Inkerin kirkon vaikeita vuosia», Helsinki, 1963.
- Aappo Metiainen, Karlo Kurko «Entisen Inkerin luteranisen kirkon 350-vuotismuistojulkaisu», Helsinki, 1960, s. 137.
- Макаров В. К. , Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — 304 с. — 3000 экз. — ISBN 5-984-56018-6 .
- Родионова Т. Ф. Гатчина: Страницы истории. — 2-е изд., испр. и доп. — Гатчина: Изд. СЦДБ, 2006. — 240 с. — 3000 экз. — ISBN 5-943-31111-4 .
- Князева Е. Е., Соловьёва Г. Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII—XX вв. Исторический справочник. Часть I. — СПб.: Литера, 2001. — С. 82—83. — ISBN 5-89319-048-3 .
- Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России. 1917—1945. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 211. — ISBN 5-86007-443-3 .
Ссылки
- .
- .
- 2020-04-11
- 1