Безумный день, или Женитьба Фигаро
- 1 year ago
- 0
- 0
«Жени́тьба Белу́гина» — спектакль в жанре комедии , поставленный в 1987 году Геннадием Егоровым на сцене Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола по пьесе русских драматургов Александра Островского и Николая Соловьёва «Женитьба Белугина» .
В перечне действующих лиц пьесы драматурги А. Островский и Н. Соловьёв дали характеристику Агишину Николаю Егоровичу: человек без определенного положения, с ограниченными средствами; личность поизносившаяся, но еще интересная; по костюму и манерам джентльмен. На момент начала спектакля Агишин (А. Арефьев) увлечён молодой, красивой аристократкой Еленой Карминой и является её идейным вдохновителем. Елена хорошо воспитанная девушка из обедневшей дворянской семьи. Агишин советует Елене, легче относится к жизни. «Жизнь не стоит того, чтобы над ней задумываться: вся она не что иное, как комедия» . У Агишина рождается план организовать брак Елены по расчёту с богатым купцом Андреем Белугиным. Согласно плану, Белугин должен стать обманутым мужем, а он, Агишин — счастливым любовником.
Спектакль начинается с входа публики в зрительный зал, которая видит на сцене декорацию в виде конструкции «Театр Агишина». После третьего звонка, Николай Егорович Агишин выходит из зрительного зала на авансцену и изящным небрежным жестом начинает спектакль. Звучит музыка, гаснет свет. Агишин занимает место в левом углу авансцены, оформленное в виде ложи старинного театра и смотрит пролог спектакля, который исполняют действующие лица в форме пантомимы . Во время спектакля Николай Егорович Агишин не раз будет занимать место то в правой, то в левой ложе театра. Действие развивается так, как он задумал. На его глазах Андрей Белугин (Л. Кудряшов) откажется от своей наречённой невесты — купеческой красавицы Татьяны Сыромятовой ( Р. Лялейките ). Затем Белугин сделает предложение выйти за него замуж и обвенчаться Елене Карминой (Н. Попова). От любви к Елене Андрей потеряет голову и будет просить отца Гаврилу Пантелеевича помочь ему: «Если у вас есть власть приказать моему сердцу разлюбить, так я сам прошу вас, прикажите! Коли оно вас послушает, я буду очень рад» . Андрей, как ребёнок, начнёт сорить деньгами и подносить Елене украшения из бриллиантов, лишь бы на него обратили внимание. В его поступках будет присутствовать высокая искренность чувств и хмельной размах жениха-миллионера.
Не всё в спектакле Агишина складывается так, как он задумал. Согласившись выйти замуж за Белугина, Елена станет мечтать о полной свободе, а не о праздной жизни за границей с Агишиным. Оказывается, деньги для Елены означают не всё. «За одну только богатую жизнь я бы себя никогда не отдала: я хочу быть свободна!» — заявит она маман, Нине Александровне .
По-разному играют Елену Кармину две исполнительницы роли. Елена (Н. Попова) подкупает искренностью, когда выходит на авансцену и доверчиво, немного наивно делится со зрителями своими переживаниями. Она мягка, женственна. В сцене примерки бриллиантов, подаренных Андреем Белугиным, она ведёт себя как актриса-дебютантка, неуверенно входящая в роль. Елена ( Л. Луппиан ) почти без внутренних колебаний принимает вкрадчиво-бесстыдные наставления Агишина и предложение Андрея Белугина стать его женой. В сцене примерки бриллиантов она выходит на авансцену и откровенно говорит зрителям о своей готовности вертеть простодушным мужем.
Мать Елены поражена цинизмом молодой дочери. Стареющая аристократка, в которой всё выдаёт рафинированную дворянку навсегда уходящего времени, Нина Александровна ( Т. Пилецкая ) является доброй, безвольной женщиной. От трудностей реальной жизни она прячется за свою мигрень: «Лена! Лена, мне одно только нужно, чтобы ты была счастлива! Сумей только быть счастливой!» . В спектакле значительно расширена почти бессловесная роль слуги Прохора ( В. Сухоруков ), который являясь человеком Андрея Белугина, постепенно становится «слугой всех господ». Он готов служить всем, кто платит . В слуге Прохоре объединились лихое подобострастие русского лакея с озорной импровизацией плута Бригеллы , одного из самых популярных персонажей итальянской комедии масок . Комедийная сторона спектакля постепенно захватывает весь актёрский ансамбль. В сцене визита стариков Белугиных к новой невесте сына Гаврила Пантелеевич ( Ю. Оськин ) и Настасья Петровна ( З. Афанасенко ) преподносят себя так, что Кармины долго не могут понять, как себя надо вести и как следует общаться с четой Белугиных. «Они же — не живые, они застывшие, как на фамильном портрете» .
В начале второго акта, после посещения бала-маскарада , Елена и Андрей возвращаются домой в маскарадных костюмах эпохи Возрождения . Этим переодеванием постановщик спектакля Г. Егоров напоминает зрителям о том, что театральная критика сравнивала комедию А. Островского и Н. Cоловьёва с пьесой У. Шекспира «Укрощение строптивой» . Однако, если шекспировский Петруччо притворялся, чтобы смирить крутой нрав своей возлюбленной Катарины, то молодой купец Андрей Белугин искренне страдает от невнимания Елены Карминой. Елена не подпускает его к себе, держит на расстоянии. Официально они — муж и жена, но в действительности живут в разных половинах дома.
Маскарадные костюмы, вся эта после карнавальная мишура, путающаяся под ногами — призваны подчеркнуть душевное состояние Елены и Андрея. Если Елена всё ещё находится в плену ненастоящих, мишурных чувств, то Андрей тяготится не подлинностью их семейной жизни. Пытаясь воплотить взгляд на жизнь, как на комедию, чему учил её Агишин, Елена начинает ощущать нарастающий разлад с самой собой. Вступив на путь «сделки с совестью», она ощущает нравственное падение. В результате выбора между свободой и нравственностью у Елены побеждает нравственность. Она решает проверить подлинность намерений Николая Егоровича Агишина и сообщает ему, что готова уехать вместе с ним за границу, но перед этим должна развестись с Андреем. Этот вариант не устраивает Агишина. Он отказывается ехать за границу. Только теперь Елена понимает истинные намерения Агишина. «Ум-то вы успели во мне развратить, а волю-то не сумели — вот вы о чём жалеете! Помешали вам мои природные инстинкты. А я этому очень рада» . Елена осознала, что за мнимой эстетичностью облика Агишина стоит холодный расчёт, жестокость помыслов и эгоизм. Окончательный переломный момент происходит с Еленой в финале спектакля, когда Андрей Белугин сообщает через Нину Александровну, что он собирается уехать жить на фабрику в Подмосковье, а жене предоставляет право взять неограниченное количество денег для поездки за границу с Агишиным. Этот поступок открыл Елене наличие в Андрее таких качеств, как искренность и доброта, ответственность и чувство долга. Елена принимает окончательное решение и в присутствии всех участников спектакля объявляет, что уезжает вместе с мужем жить и работать на фабрике в Подмосковье .
В пьесе драматурги А. Островский и Н. Cоловьёв предоставили возможность Агишину удалиться из дома Андрея Белугина с достоинством. Постановщик спектакля Г. Егоров, оставляет одного Агишина на авансцене и публика видит, как он начинает присматриваться к новой жертве в зрительном зале. Свет в зале зажигается .
Акцентируя в спектакле нравственный аспект, режиссёр-постановщик Геннадий Егоров не превращает театр в назидательный урок. Наоборот, этому режиссёру свойственно чувство современности, мизансценой необычности, зрелищности, яркости формы. Соединение русской национальной драматургической основы с традициями европейской театральной культуры, несомненно, оживило спектакль, придало ему зрелищность, динамизм, усилило живой контакт со зрительным залом.
— Л. Ходанен, Т. Черняева
Пьеса Александра Островского и Николая Соловьёва «Женитьба Белугина» была написана в 1877 году . Драматурги в незамысловатой истории купеческого мезальянса воплотили важную мысль своего времени о победе чистого сердца над расчётом, о торжестве искреннего чувства над пошлостью и цинизмом.
Главный режиссёр Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола Геннадий Егоров предложил творческому коллективу поставить пьесу «Женитьба Белугина» в 1987 году . Спектакль был обращён к сердцам молодых зрителей и выступал против прагматичного, бездушно-холодного отношения к жизни. Создатели спектакля не пытались «осовременивать» отражённую в пьесе эпоху. Они осовременивали мысли и нравственные идеи пьесы .
Противопоставляя две эпохи — уходящую дворянскую, и нарождающуюся буржуазную, художник спектакля Александр Славин решил сценическое пространство, построив на сцене декорацию «Театр Агишина», которая позволяла одним поворотом сценического круга менять место действия, перенося внимание зрителей то в бледно-голубой дворянский дом Карминых, то в тёмно-красный богатый купеческий дом Белугиных. В центре движущейся конструкции расположился духовой оркестр, дополнявший убранство спектакля сверкающей медью труб.
Композитор Геннадий Банщиков написал для спектакля оригинальную музыку: кадрили , романсы , вальсы .
Последовательно раскрывая комедийную природу пьесы, режиссёр Геннадий Егоров соединил психологическую глубину и правду характеров национальной драматургии с классическими приёмами западноевропейской комедии.
— Н. Паникоровская
Премьера спектакля «Женитьба Белугина» состоялась на сцене Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола 12 февраля 1987 года.
В 1990 году Геннадий Егоров был назначен художественным руководителем-директором Ленинградского драматического театра «Патриот» ДОСААФ , в дальнейшем Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО , созданного в соответствии с постановлением Президиума ЦК ДОСААФ СССР от 9 февраля 1990 года как аналог Центрального театра Советской Армии в Москве . Новый главный режиссёр Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола Вячеслав Гвоздков поспешил убрать спектакль «Женитьба Белугина» из репертуара театра:
10 марта 1990 года по непонятным причинам спектакль «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьёва был поспешно снят с афиши Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола новым главным режиссёром В. Гвоздковым.
— Н. Литвинская