Interested Article - Афразийские языки

Афрази́йские языки́ (также афроазиатские , устар. — семито-хамитские или хамито-семитские ) — макросемья языков , распространённых в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских островов до побережья Красного моря , а также в Западной Азии и на острове Мальта .

Группы говорящих на афразийских языках (главным образом на различных диалектах арабского языка ) имеются во многих странах за пределами основного ареала. На 1990 г. общее число говорящих на этих языках насчитывало около 253 млн чел.

Макросемья включает пять (или шесть) семей языков , имеющих признаки общего происхождения — наличие родственных корневых и грамматических морфем .

История исследований

Семиты и хамиты в библейской традиции:

Название семитов и хамитов восходит к персонажам Ветхого Завета — сыновьям Ноя , пережившим Великий потоп . Старший из них Сим , согласно преданиям является прародителем семитов — эламитов /сынов Елама, ассирийцев /сынов Ассура, халдеев /сынов Арфаксада , лидийцев ? /сынов Луда, арамеев /сынов Арама ( Быт. ). Называемый иногда старшим, иногда младшим сыном Хам , считается прародителем хамитов — кушитов /сынов Хуша , египтян /сынов Мицраима , некоторых ливийцев /сынов Фута и ханаанеев /сынов Ханаана ( Быт. ).

Семитские языки

Началом изучения семитских языков можно считать раннее средневековье , когда учёные-грамматисты стали более методично исследовать и сравнивать арабский , древнееврейский и арамейский языки , как в современных им формах, так и в древних. Обычно, целью таких работ было желание лучше вычитывать и понимать различную религиозную литературу. Некоторое влияние на труды арабских, еврейских и сирийских средневековых филологов оказывали византийские грамматисты. В Европе изучение языков семитской ветви началось в эпоху классического гуманизма (XIV—XVI века), с использованием еврейской языковедческой традиции .

Значимым событием в XVIII веке была дешифровка финикийского алфавита французским аббатом Ж. Бартелеми. В XIX веке по семитским языкам издаются важнейшие грамматики, словари, исторические обзоры, каталоги и критические издания рукописей, своды эпиграфических памятников, в том числе « Corpus Inscriptionum Semiticarum » (с 1881 г., Париж). Наиболее значимые исследователи периода — Т. Нёльдеке , В. Гезениус (древнееврейский словарь и грамматика), Ю. Вельхаузен , Р. Киттель ( библеистика ), Ф. Преториус и К. Ф. А. Дильман (эфиопистика), М. Лидзбарский ( эпиграфика ), К. Броккельман (сравнительная грамматика семитских языков), А. И. Сильвестр де Саси , Э. М. Катрмер, И. Гольдциер ( арабистика ).

В XX веке изучение семитских языков развивается на базе нового материала, собранного многочисленными научными экспедициями. В 30‑х гг. Ш. Виролло и Х. Бауэром было дешифровано угаритское письмо , в 1947 г. некоторый переворот в библеистике создала находка Кумранских рукописей . Наиболее значимые исследователи XX века — П. Э. Кале, П. Леандер, Г. Бергштрессер, И. Фридрих (Германия); Дж. Х. Гринберг , И. Дж. Гелба, С. Гордон , В. Леслау (США); Ж. Кантино, А. Дюпон-Соммер, М. Коэн , Д. Коэн (Франция); Г. Р. Драйвер, леди М. Дроуэр (Великобритания); С. Москати, Дж. Гарбини, П. Фрондзароли (Италия), К. Петрачек (Чехословакия), Й. Айстлейтнер (Венгрия), Э. Бен Йехуда , Х. М. Рабин, Э. Й. Кучер (Израиль). В наши дни кафедры семитологии существуют почти во всех университетах мира (см. также: Семитология ).

Хамитские языки

Примерно в середине XIX века в науке возникла гипотеза о существовании языковой общности Северной Африки под общим названием «хамитские языки». Это предположение восходит, вероятно, к немецкому египтологу К. Р. Лепсиусу , а окончательно оно утвердилось под влиянием работ австрийского египтолога и лингвиста . Позднее языковед африканист К. Майнхоф значительно расширил понятие «хамитские языки», включив сюда все языки Африки, в которых различается грамматический род . В наши дни термин не употребляется .

Семито-хамитские языки (иначе — хамито-семитские)

Изучение хамитских языков довольно рано выявило их родство с семитскими. Например вопрос сопоставления языка древних египетян с древнесемитскими языками был подробно рассмотрен немецким египтологом и лексикографом А. Эрманом . В дальнейшем многие исследователи проводили подобные работы по лексическим сопоставлениям древнесемитских языков с египетским, а также с отдельными языками Африки, которые относили к хамитским. Сравнения между древними языками и отдельно взятыми живыми языками, с методической точки зрения, были малоудачными. Сравнения между семитскими языками и египетским, а также между египетским и берберскими языками , оказались более успешными, было установлено немало надёжных соответствий (наиболее значимы работы А. Эмбера, Р. Каличе, Э. Зигларжа, В. Вицихла, В. Леслау).

В середине XX века французский лингвист М. Коэн опубликовал сопоставительный «Словарь хамито-семитских языков» (первая подобная работа), представлявший значительный сдвиг в изучении вопроса. Но, в связи с недостаточной точностью методики и некоторыми другими причинами, словарь подвергся справедливой критике многих учёных. Примерно в этот период большинство лингвистов приходит к выводу, что африканские языки семито-хамитской семьи не составляют особой «хамитской» ветви, которая противостояла бы азиатской «семитской» ветви, а образуют различные части единой языковой семьи. В составе этой семьи отдельные африканские группы языков (ветви) по меньшей мере равноправны с семитской ветвью. Таким образом термином «семито-хамитские языки» стало пользоваться неверно, однако, по инерции, он продержался среди части учёных до начала 70-х гг. XX века .

Афроазиатские/афразийские языки

Ещё в 1950 годах американский лингвист Дж. Х. Гринберг предложил заменить термин «семито-хамитские языки» на «афроазиатские языки»; это название сейчас утвердилось в лингвистической науке стран запада — главным образом в США. В СССР и современной России принят термин «афразийские языки». Иногда употребляют менее распространённые названия — «эритрейские» или «лисрамические» языки. В 1965 году вышла первая сравнительно-историческая грамматика афразийских языков (ещё под названием «семито-хамитских»), в 1981—1986 годах в СССР был выпущен «Сравнительно-исторический словарь афразийских языков». В наши дни лингвистические исследования различных ветвей афразийской макросемьи значительно расширились :1 .

Классификация афразийских языков

Афроазиатская макросемья (жёлтый цвет) и её соседи.
Современная карта афразийских языков

В число афразийских языков входят как живые, так и мёртвые языки . Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки — вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения. Общее количество говорящих в настоящее время, по разным подсчётам, колеблется между 270 млн и 300 млн человек.

В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви).

Египетская ветвь

Египетский язык со своим поздним потомком — коптским языком — является мёртвым языком . В древности он был распространён на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет ). Первые письменные памятники египетского языка датируются концом IV — началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э.; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви . В быту копты , которых, по данным конца 2010 года, насчитывается около 8 млн человек, пользуются арабским языком .

Берберо-канарская ветвь

Эти языки произошли от праберберского языка . Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании , а также в оазисах Сахары , вплоть до Нигерии и Сенегала . По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от всего населения страны, в Алжире — около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе , Мавритании численность бербероязычного населения меньше.

Гуанчские языки — это языки аборигенов Канарских островов , вымерших к XVIII веку.

Все живые берберские языки — бесписьменные . У берберских племён туарегов (Сахара) используется в обиходе своё письмо, именуемое « тифинаг » и восходящее к древнеливийскому письму . Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне ; самые ранние из них датируются II веком до н. э . Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мёртвых языков берберо-ливийской семьи.

1. берберские/берберо-ливийские
А. восточноберберские : сива , ауджила , фоджаха , гхадамес , сокна , тмесса
В. южноберберские/туарегские :
а. северотуарегские : аххагар , ахнет , тайток , гхат
б. восточнотуарегские: аир ,
с. западнотуарегские: , , аир ,
C. северноберберские :
а. зенетские :
I. восточнозенетские : нефуса , зуара , сенед , джерба
II. оазисные: мзаб , уаргла , ригх/туггурт , гурара
III. североалжирские: шауйя , , , ,
IV. тлемсенско-восточномарокканские: ,
V. северомарокканские: сенхаджа , риф
б. кабильские
с. атласские :
I. сегхрушен
II. тамазигхт/бераберские : , , ,
III. шильхские/ташельхайт : нтифа , семлаль , баамрани
D. западноберберские/зенага
Е. : †, †, †
2. канарские/гуанчские † (языки/диалекты о-ов: Лансароте, Фуэртевентура, Гран-Канария, Тенерифе, Пальма, Гомера, Иерро)

Чадская ветвь

Языки этой ветви — живые; к ней относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад , Нигерии, Камеруна . Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса , число которых составляет около 30—40 млн человек; для большинства из них хауса является не родным языком , а языком межнационального общения.

1. западночадские :
А. собственно западночадские :
а. хауса: хауса , гвандара
б. сура-герка:
I. сура-ангас : сура/мвагхавул , ангас , мупун , чакфем , джипал , джорто
II. герка-кофьяр: мирьям/мерньянг , диммук/доемак , квалла/квагаллак , бвал , гворам , чип , герка/йивом , монтол/теэл , канам , пьяпун , коеноем
с. рон : фьер , тамбас , даффо-бутура , бокос/чала , ша , кулере , карфа , нафунфья , шагаву
d. боле-тангале : карекаре , гера , герумава , дено , куби , кирфи , галамбу , болева , квам , беле , нгамо , маха , перо , вуркум , куши , чонге , тангале , дера/канакуру , шеллен
B. баучи-баде :
а. северные баучи: варджи , цагу , гала , кария , мия , па’а/афава , сири , мбурку/барке , джимбин , дири
б. южные баучи: , зул (мбарми) , дир/барам-дутсе , , , , , гурунтум , , , , , , , ,
с. баде-нгизим : нгизим , баде , дувай , айюкава ,
2. центральночадские:
А. гонгола-хиги:
а. тера : тера , ньиматли , пидлими (хина) , джара , га’анда , хона , габин , нгваба , бога ;
б. бура-марги: , , , ,
с. хиги: , , , , ,
d. бата: , , , , , , , , , ,
е. лааманг/хидкала: , , , , , ,
f. мафа: молоко , , ,
В. горные:
а. мандара: , , , , , , ,
б.
с. матакам: , , , , , , ,
d. даба: , , , хина ,
е.
С. речные:
а. котоко: , , , , , , , , , мпаде (макери)
б. мусгу: , ,
с. маса: , , , марба , , ,
3. восточночадские :
А. южные :
а. кванг-кера: ,
б. нанчере: габри , , леле , лай
с. сомрай: , , тумак , , мод
В. северные :
а. сокоро: , ,
б. дангла: , ,
с.
d. муби : джегу , биргит , муби , торам , масмадже , каджаксе , зиренкель

Кушитская ветвь

Из кушитских языков известны только живые, распространённые в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана , в Эфиопии , Джибути , Сомали , на севере Кении и на западе Танзании . По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн человек.

1. северокушитский: бедауйе
2. центральнокушитские/агавские : билин , , , , квара , , ,
3. восточнокушитские:
А. сидамо-бурджи: бурджи , сидамо , , хадия , камбата , алаба ,
B. дуллай-тана:
а. дуллай: , , ,
б. макро-оромо:
I. консо-гидоле: консо ,
II. оромо : , , ,
с. афар-тана:
I. сахо-афар: афар , сахо
II. омо-тана: , арборе , , , рендилле , сомали ,
4. южнокушитские : дахало/санье , , , , , ,

Омотская ветвь

Живые бесписьменные языки , распространённые на юго-западе Эфиопии . Число говорящих, по данным конца 1980-х годов, составляет около 1,6 млн человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи они стали выделяться лишь в последнее время (Г. Флеминг, М. Бендер, И. М. Дьяконов). Часть учёных относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

1. южноомотские: каро , , , ари/бако ,
2 . северноомотские:
А. дизи-омето:
а. дизи: дизи/маджи , ,
б. макро-омето:
I. ше: ,
II. омето:
а. мале
б. восточные: , койра/бадитту , , ,
в. северные: баскето , ойда , , , , , , , , мало
В. гонга-джанджеро:
а.
б. гонга: , , , , , , боро ,

Семитская ветвь

Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; эти языки распространены на территории Арабского Востока , в Израиле , Эфиопии и Северной Африке , «островками» — в других странах Азии и Африки. Количество говорящих, по разным источникам, колеблется, составляя примерно 200 млн.

1. северосемитские
А. северо-восточные: аккадский/ассиро-вавилонский
В. эблаитский
С. северо-западные:
а. центральные:
I. северо-центральные:
а. аморейский
б. угаритский
с. левантийские:
I. ханаанейские: ханаанейский †, древнееврейский †, современный иврит , финикийский †, язык телль эль-амарнской переписки †, моавитский †, † и др.
II. арамейские : †, †, †, †, †, †, еврейско-палестинский/иудейско-арамейский †, самаритянский †, мандейский †, набатейский †, †, сирийский/эдесский †, †, современный арамейский ( северо-восточные , туройо и др.)
III. южноаравийские эпиграфические : сабейский †, †, †, †
II. южно-центральные/аравийские :
а. североаравийские эпиграфические : †, †, †
б. арабский ( литературный и др. — см. разновидности арабского языка ), мальтийский
б. периферийные/эфиосемитские :
I. северные: геэз †, тигринья/тиграи , тигре
II. южные: амхарский , аргобба , , мухер , , , , , , , , селти , , ,
2. южносемитские: джиббали/шхери/шахри , мехри , харсуси , , сокотри

Также прасемитский язык .

Прародина

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов ) относится приблизительно к XI X тысячелетиям до н. э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X— VIII тысячелетиям до н. э.

Предполагается, что древнейшим ареалом афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И. М. Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI—X тысячелетиях до н. э. (период мезолита ) эти территории были ещё благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории Африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским . Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н. э . В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив ). двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов .

Вторая по времени гипотеза выдвинута А. Ю. Милитарёвым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове . Наиболее вероятной археологической культурой, соответствующей праафразийцам, А. Ю. Милитарёв считает натуфийскую культуру . К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространёнными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими ) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике ). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только говорящие на прасемитском языке остались на своей исторической прародине.

Впоследствии А. Ю. Милитарёв пересмотрел свою точку зрения в пользу гипотезы И. М. Дьяконова. Совместно с С. Л. Николаевым он пришёл к выводу, что набор зоонимов, реконструируемый для афразийского праязыка, характерен для субэкваториальной фауны Северо-Восточной Африки. При этом названия животных, на которых охотились натуфийцы, реконструируются лишь для прасемитского языка .

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью , имеет своё внутреннее подразделение — классификацию языков по генетическому признаку . Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и достаточно полно описаны.

Исключение составляет египетский язык , для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников (хотя он и проявляет несколько большее сходство с чадскими языками ). Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка .

Макрокомпаративистика

Небольшим количеством исследователей афразийская макросемья включается в более общее образование — ностратическую макросемью языков, объединяющую индоевропейскую , картвельскую , уральскую , дравидийскую и алтайскую семьи. Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная, но ближайше родственная ностратической .

Примечания

Комментарии
  1. Совокупность способов описания и осмысления древнееврейского языка , складывавшаяся начиная с первых веков нашей эры на Ближнем Востоке, а с X века и в Европе.
Источники
  1. Порхомовский В. Я. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2 .
  2. от 15 марта 2012 на Wayback Machine ( И. М. Дьяконов ) // Лингвистический энциклопедический словарь — « Советская энциклопедия », 1990.
  3. Дьяконов И. М. Афразийские языки (фрагмент вступительной статьи к изданию «Языки Азии и Африки». Т. IV, 2) — 1991.
  4. Порхомовский В. Я. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2 .
  5. . Дата обращения: 30 декабря 2010. 9 января 2011 года.
  6. Militarev A., Nikolaev S. от 29 октября 2021 на Wayback Machine // Вопросы языкового родства . 2020. Вып. 18. № 3-4. С. 219.
  7. Языки Азии и Африки. Т.4. Афразийские языки. Кн.1—2. М., Наука. 1991—1993.
  8. Старостин С. А. Nostratic and Sino-Caucasian // Труды по языкознанию. — 2007. — С. 448—449 .

Литература

  • Дьяконов И. М. Семито-хамитские языки. Опыт классификации. — М. : Наука (ГРВЛ), 1965. — 120 с. — ( Языки народов Азии и Африки ).
  • Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, M., 1967.
  • Дьяконов И. М., Лингвистические данные к история древнейших носителей афразийских языков, в кн.: Africana. Африканский этнографический сборник, в. 10, Л., 1975.
  • Дьяконов И. М., Порхомовский В. Я., О принципах афразийской реконструкции, в кн.: Balcanica. Лингвистические исследования, M., 1979.
  • Порхомовский В. Я., Афразийские языки, в кн.: Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Задачи и перспективы, М., 1982.
  • Порхомовский В. Я., Проблемы генетической классификации языков Африки, в кн.: Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства, М., 1982.
  • Порхомовский В. Я., , в кн.: Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.
  • Cohen M., Essai comparatif sur le vocabulaire et la phonétique du chamito-sémitique, P., 1947.
  • Greenberg J., The languages of Africa, Bloomington, 1963.
  • Linguistics in South-West Asia and North Africa, CTI, 1970, v, 6.
  • Actes du premier Congrès International de linguistique sémitique et chamito-sémitique. Paris, 1969. Réunis par A. Caquot et D. Cohen, The Hague — P., 1974.
  • Hamito-semitica, ed. by J. and Th. Bynon, The Hague — P., 1975.
  • The Non-Semitic languages of Ethiopia, ed. by M. L. Bender, East Lansing, 1976.
  • Atti del Secondo Congresso Internazionale di linguistica camito-semitica, Firenze, 1978.
  • Diakonoff I. M., Afrasian languages, M., 1988.
  • Сравнительно-исторический словарь афразийских языков, в. 1—3, М., 1981-86 («Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока»).

Ссылки

Источник —

Same as Афразийские языки