Доисторическая Корея
- 1 year ago
- 0
- 0
Доисторический период в истории Италии охватывает период со времени появления первых людей на территории Италии и до появления первых письменных культур — этрусков , греческих колоний и Древнего Рима .
Самые важные свидетельства присутствия человека в этот период были найдены в Лигурии , Ломбардии ( наскальные рисунки в Валькамонике ) и на Сардинии (нураги). Самой известной находкой, наверно, является Эци или Симилаунский человек, материальное свидетельство антропологического характера, обнаруженное в Эцтальских Альпах (ледник Симилаун, 3200 м над уровнем моря) на границе Италии и долины Эцталь австрийского Тироля (на итальянском склоне, в провинции Больцано). Радиоуглеродный анализ определил его возраст примерно в 5300 лет. Это относит его к медному веку , переходному периоду между неолитом и бронзовым веком .
Доказательством присутствия на Апеннинском полуострове гоминид в раннем плейстоцене (1,3—1,6 млн л. н.) является находка каменных орудий в Пирро 13 (Пирро Норд, Апричена, Фоджа, южная Италия) . В Апулии найдены кремнёвые орудия возрастом 1,7 млн лет .
Древнейшим из человеческих останков, обнаруженных в Италии, является молочный зуб гейдельбергского человека из пещерного местонахождения возрастом 561—583 тыс. лет .
Близ Чепрано была обнаружена черепная крышка человека вида Homo cepranensis . Возраст окаменелости находится в пределах от 350 тыс. до 500 тыс. лет . Несколько зубов гейдельбергского человека из (Фрозиноне, Лацио) датируются возрастом 458 тыс. лет назад . Костные останки Homo erectus из Пофи ( Фрозиноне , Лацио) датируются возрастом 400 — 500 тыс. лет . Четыре зуба и фрагмент челюсти из (Фриули) вида Homo erectus или Homo heidelbergensis датируются возрастом 400 — 500 тыс. лет . По мнению антропологов, зубы из местонахождений Фонтана Рануччио и Визольяно возрастом 450 тыс. л. н. (морская изотопная стадия MIS 12) имеют неандертальские особенности в своём строении .
Орудия из слоновой кости, найденные в Кастель-ди-Гвидо , датируются возрастом примерно 400 тыс. лет .
Неандертальские черепа Саккопасторе датируются возрастом около 250 тыс. лет . Древнейший неандерталец , из которого удавалось извлечь генетическую информацию, это из Альтамуры , живший 130,1 тыс. — 172 тыс. лет назад . Около 170 тыс. лет назад на стоянке (Pogetti Vecchi) на юге Тосканы неандертальцы для изготовления деревянных орудий использовали огонь .
Зубами Broion 1 (Рипаро-Бройон, Лонгаре, Виченца), San Sebastiano 1 (Рокча-Сан-Себастьяно, Мондрагон, Казерта) и Cavallo D (Гротта дель Кавалло, Лечче) представлены последние неандертальцы Италии . Зуб неандертальца Riparo Broion 1 со стоянки Рипаро-Бройон (Виченца, Северо-Восточная Италия) датируется возрастом 48 тыс. лет до настоящего времени . Последовательность митохондриальной ДНК человека из Riparo Broion 1 попадает в известную генетическую вариацию позднеплейстоценовых неандертальцев .
Анализ трёх молочных зубов, принадлежащих детям-неандертальцам, жившим между 70 000 и 45 000 лет назад на Северо-Востоке Италии ( , Broion Cave, Fumane Cave), показал, что они начали есть твёрдую пищу в возрасте от пяти до шести месяцев .
Второй левый нижний молочный моляр RSS1 из мустьерского слоя грота (Roccia San Sebastiano) в регионе Кампания (коммуна Мондрагоне в провинции Казерта) принадлежал неандертальцу 9–12 лет, жившему 44 810 — 44 230 лет назад .
В известняковой пещере на полуострове Салентина (Апулия) в слое с орудиями культуры в 1964 году были обнаружены два зуба сапиенса, которые датируются возрастом 43—45 тыс. лет назад . Представители улуццианской культуры из пещеры Гротта дель Кавалло при изготовлении охотничьих метальных орудий (копий, стрел для лука) использовали в качестве вкладышей микролиты в форме полумесяца или серпа, прикреплённые с помощью сложного клея, в состав которого входили охра, растительная смола и пчелиный воск. Подобные вкладыши были обнаружены в Восточной Африке, но нет археологических свидетельств, указывающих на их путь из Восточной Африки в Европу
Второй левый нижний молочный моляр RSS2 из слоя с индустрией Улуццо грота Рочча-Сан-Себастьяно на западе Апеннинского полуострова принадлежал кроманьонцу 4—6 лет, жившему около 42 640 — 42 380 лет назад .
В пещере в коммуне Фумане в слое возрастом 41 110 — 38 500 лет ( ) был обнаружен молочный зуб человека разумного, у которого определили митохондриальную гаплогруппу R* . Нижний резец из Riparo Bombrini это современный человек-протоориньякец .
В пещере Пальиччи обнаружены древнейшие останки кроманьонцев в Италии, относящиеся к ориньякской и граветтской культурам, около 34 тыс. — 28 тыс. лет назад (некалиброванная датировка) . У представителя граветтской культуры Paglicci 12 определили митохондриальную гаплогруппу U8c . У образца Paglicci 133 из пещеры Пальиччи в Италии (34—31 тыс. л. н.) была определена Y-хромосомная гаплогруппа I и митохондриальная гаплогруппа U8c .
В позднем палеолите территорию Италии занимала эпиграветтская культура . Окончание последнего оледенения затронуло Италию в гораздо меньшей степени, чем расположенные к северу от неё регионы, поэтому здесь довольно долго, вплоть до прибытия носителей неолитических технологий, сохранялись пережитки палеолита, известные под названием эпипалеолит .
У позднего эпиграветтского индивида San Teodoro 2 из сицилийской пещеры определили митохондриальную гаплогруппу U2'3'4'7'8'9 . У образцов San Teodoro 3 и San Teodoro 5 (15 322—14 432 л. н.) определена митохондриальная гаплогруппа U5b2b. У образца San Teodoro 3 определена Y-хромосомная гаплогруппа I2a2 (ISOGG, version 10.107). В этой группе людей Сан-Теодоро 3 наиболее тесно сгруппировался с фавиньянским образцом Oriente C и с людьми позднего верхнего палеолита/мезолита из Гротта Континенца (Grotta Continenza) в Центральной Италии . У эпиграветтского образца Ориенте С с острова ( Эгадские острова ) определили митохондриальную гаплогруппу U2'3'4'7'8'9 . У образца Villabruna 1 (ок. 14 тыс. л. н.) из локации в Северной Италии определена митохондриальная группа U5b2b и Y-хромосомная гаплогруппа R1b1a-L754* (xL389,V88) .
У образца Arene Candide 16 (10 810±65 л. н. ) из пещеры ( Финале-Лигуре ) определили митохондриальную гаплогруппу U5b1 .
У образца AVH-1 (10,211—9,91 тыс. л. н.) из пещеры Арма Вейрана (Arma Veirana) в Лигурийских Альпах определили митохондриальную гаплогруппу U5b2b .
Палеогенетиками на Сицилии выявлен значительный поток генов из Юго-Восточной Европы между ранним и поздним мезолитом .
Начиная с 6 тыс. до н. э. территорию Италии активно колонизирует культура кардиальной керамики (импрессо), возможно, североафриканского происхождения, принесшая с собой некоторые неолитические технологии. Название культуры связано с тем, что её керамика была украшена отпечатками раковин «кардиум». Это была культура мореплавателей и рыбаков, активно осваивавшая прибрежные, а затем и речные регионы. Из Италии данная культура распространилась на территорию Иберии и Франции, а также на запад, в Адриатику (Адриатическое море к востоку от Италии), где крайней точкой её распространения было поселение Сескло, давшее название другой, конкурирующей неолитической культуре из группы культур расписной керамики. Ранненеолитические сицилийские земледельцы генетически наиболее близки были к фермерам, которые жили на Балканах и в Греции, и несут максимум ~7% генома сицилийских мезолитических охотников-собирателей . У представителей культуры кардиальной керамики из Ripabianca di Monterado в провинции Анкона определены Y-хромосомные гаплогруппы J2a2-PF5008 и J2a1a-M67 .
Около 5000 года до н. э. начинается движение на запад культуры Сескло . Её носители проникают на юг Италии, где вытесняют носителей кардиальной керамики и основывают культуру Матера-Остуни. Позднее на её базе развились ряд других культур, в том числе Капри-Риполи .
Около 3800 года до н. э. на юг Италии проникает новая группа пришельцев с востока. Они основывают, в частности, культуры Серра д’Альто , Диана, Гаудо, Кастеллуччо, Пьяно-Нотаро, Бону-Игину. Далее эти пришельцы двигаются в Испанию, где основывают раннюю культуру Лос-Мильярес, Замбужаль, а также поздних балеарских гипогеев.
На протяжении всего неолита и последующего медного века практически синхронно происходило развитие доисторических Мальты и Сицилии.
На Сардинии почти все исследованные генетиками древние сардинцы происходили от ранних земледельцев острова вплоть до первого тысячелетия до нашей эры, за исключением образца из 3-го тысячелетия до нашей эры, который имел в основном североафриканское происхождение и, наряду с приблизительно одновременным ему иберийским образцом, документирует небольшой поток генов из Северной Африки в Европу в эпоху халколита . Появление на Сардинии нураг не совпало с появлением на острове каких-либо новых генетических линий . У образца I16170 (Italy_Sardinia_MBA, 3337 л. н.) Y-хромосомную гаплогруппу I2a1a1a1a1b~-Y21970 и митохондриальную гаплогруппу H3 . Основная иммиграция в Сардинию началась, по данным палеогенетиков, в 1-ом тысячелетии до нашей эры . К 2200 году до н. э. на Сицилию из Иберии попадает степной генетический компонент. В середине 2-го тысячелетия до н. э. на Сицилию попадает генетический компонент иранских земледельцев. После бронзового века на Сицилии произошла масштабная смена популяций .
Камуны — древний народ, происхождение которого точно не установлено (Плиний Старший их относит к эвганеям, а Страбон к ретам), осевший в долине Валь-Камоника (досл. Долина Камунов).
Культура древних камунов, занимавшихся преимущественно охотой, пастбищным скотоводством и сельским хозяйством, достигла своего наивысшего расцвета во времена Железного века благодаря многочисленным рудникам, расположенным в Вал Камоника.
Большой интерес историков к этой народности вызван также многочисленными наскальными рисунками в долине Валь Камоника , то есть в местах проживания камунов. Их обнаружено примерно 350 000 (самая высокая плотность наскальных рисунков в Европе). Они относятся к промежутку времени от мезолита до Средневековья, то есть лишь небольшая их часть имеет отношение к собственно камунскому народу. Одним из самых известных петроглифов считается «камунская роза», которая была принята в качестве официального символа области Ломбардия.
Камуны обладали, скорее всего, своим особенным языком. На нём не сохранилось ни книг, ни текстов, только надгробные и наскальные надписи, составленные с использованием северо-этрусского алфавита .
Зародившись и развившись на Сардинии , культура нурагов распространилась также и на Корсику . Она охватывает временной промежуток от начала Бронзового века (с ) и вплоть до II века н. э., в римскую эпоху. Своим названием эта культура обязана характерным башням-нурагам, которые являются её самыми красноречивыми памятниками, и стали продуктом эволюции предшествовавшей мегалитической культуры, создававшей дольмены и менгиры .
Нурагические башни считаются учеными самой многочисленной и хорошо сохранившейся группой мегалитических памятников Европы. Остаётся открытым вопрос об их назначении: их рассматривали как монументальные гробницы, жилища гигантов, укрепления, печи для плавки металла, тюрьмы или храмы, посвященные культу солнца.
Будучи воинами и мореплавателями, сарды торговали с другими средиземноморскими народами. В многочисленных нурагических комплексах были обнаружены драгоценные предметы. Такие как: кусочки балтийского янтаря, бронзовые статуэтки (бронзетто), изображающие воинов, обезьян и др. африканских животных, большое количество медных слитков, широко распространенных в восточном средиземноморье, оружие и др. предметы восточной отделки, микенская керамика. Данные находки показывают, что эта цивилизация была не закрытой, а характеризовалась значительным культурным и торговым обменом с другими народами. Недавние исследования доказывают, что с большой долей вероятности, среди « народов моря », атаковавших Египет Рамзеса III, народом «ШаРДаН» могли быть сарды. К этой же точке зрения склоняются исследования проводимые в Израиле Университетом Хайфы (проф. Адам Церталь): раскопки в Эль-Ахвате обнаружили явные культурные параллели с нурагической Сардинией. Похоже, что постройки в Израиле были созданы людьми, связанными с нурагической культурой или, по крайней мере, с ней знакомыми.
Сардская цивилизация создала не только характерные нурагические комплексы, но и многочисленные другие архитектурные сооружения : таинственные храмы, названные Священные Колодцы (считается, что они были посвящены «святой воде» и связаны с астрономическими и лунными циклами), гробницы гигантов, храмы мегароны, некоторые постройки спортивного и юридического характера, а также необычные бронзовые статуи, очень изысканные для своего времени. Среди них и бронзовые нурагические кораблики, обнаруженные в некоторых значительных этрусских захоронениях на важном месте, что выявляет сильную культурную, а может даже династическую связь нурагической и этрусской цивилизаций. На протяжении длительного времени эта культура была одной из самых влиятельных в западном Средиземноморье и, впоследствии, сосуществовала на острове с чужими культурами ( финикийской , карфагенской и римской), не будучи при этом ими ассимилирована. Это говорит от том, что в основе нурагической культуры лежала мощная идентичность, устойчиво передававшаяся потомкам.
Одной из самых значительных доиндоевропейских культур на севере Италии, до прихода кельтов, была культура Террамаре. Они жили в деревнях, которые строились согласно определенному плану. Дома в этих деревнях сооружались из древесины и ставились на сваи. Деревни имели четырёхугольную форму, располагались на суше рядом с речными руслами, и улицы в них пересекались под прямым углом согласно заранее составленному проекту, что было характерно для укрепленных поселений.
Представители культуры Террамаре расселились по Паданской равнине (особенно вдоль течения реки Панаро, между Моденой и Болоньей ) и по остальной Европе. Цивилизация, связанная с этими поселениями, получила развитие в середине и конце Бронзового века , между XVII и XII веками до н. э..
Представители культуры Террамаре области Эмилия-Романья являлись живым воплощением торговли Бронзового века. Их поселения располагались вдоль торгового пути, пересекавшего Альпы через долину Камоника, достигавшего берегов реки По , где в характерных для них деревнях сооружались склады и порты для отправки товара по реке к её устью, в Адриатику , восточное Средиземноморье , Эгейское море , Крит , Малую Азию , Сирию , Египет . Этим товаром был, например, янтарь из Балтийского моря или олово из Рудных гор .
В своих постройках они использовали технику строительства на сваях на озёрах севера и центра Италии. Эта техника строительства домов на суше, и при этом на сваях, была специально приспособлена для создания постоянных поселений вдоль берегов рек, часто подверженных разливам. Цель строительства в таких неблагоприятных зонах наверняка была связана с речной торговлей.
В качестве фундамента из свай служил ясень , пол настилали из еловых досок; из тополиных брусьев, покрытых тростником, делали крышу; из сплетенных веток ореха сооружали стены. Для того чтобы пол не пропускал воду, его покрывали глиной , а стены для защиты от холода покрывали смесью глины и коровьего навоза.
Широкие торговые связи означали, что народ Террамаре подвергался культурным влияниям других центральноевропейских и средиземноморских народов. Так, ближе к концу периода Террамаре носители этой культуры под влиянием жителей центральной Европы стали кремировать своих умерших.
В XII веке до н. э. экспансия иллирийских народов на Балканах и в Адриатике прервала поступления олова в Средиземноморье через Альпы. Исчезновение поселений Террамаре в XII веке до н. э. также могло быть вызвано падением спроса на янтарь и общей остановкой торговли в восточном Средиземноморье, что, в свою очередь, произошло из-за нашествия народов моря . Также пути поступления янтаря из долины Камоника переместились в Тироль (что способствовало возникновению венетской атестинской культуры ).
В последующие века жители Террамаре покидали свои поселения в пользу торгового пути у подножия Апеннинских гор, который затем превратился в Эмилиеву дорогу .
Несмотря на временную разницу в несколько веков, культура Террамаре, скорее всего, родственна последующим культурам Виллановы и этрусков . На самом деле сложная техника дренажных работ, техника строительства плотин, канализации и системы стоков не могли появиться в этрусских городах ниоткуда, кроме как от народа Террамаре, который всегда занимался такими работами.
Связь террамарийцев с культурой Вилланова прослеживается также в обычае кремации покойников, который распространялся из центральной Европы по янтарному пути, боковое ответвление которого и представляла культура Виллановы. Ведь по этому пути янтарь доставлялся и на Сардинию, где процветала цивилизация нурагов .
Название происходит от населенного пункта Вилланова (округ Кастеназо), который находится недалеко от Болоньи, где между 1853 и 1856 гг. Джованни Годзадини ( 1810 — 1887 ) обнаружил остатки некрополя.
Основной характеристикой культуры Виллановы, включая предшествующую культуру «протовиллановы» (XII—X вв. до н. э.) конца Бронзового века, было погребение путём кремации, когда пепел умерших помещался в двуконические урны (этот способ захоронения схож с чертами культуры «полей погребальных урн» придунайских равнин, в то время как индоевропейские племена практиковали ритуал захоронения умерших в земле).
Недалеко от поселений, некоторые из которых в этот период достигали беспрецедентных размеров и заслужили название протогородов, располагались зоны захоронения с характерными могилами в виде ям, или «колодцев», внутри выложенными булыжником и каменными плитами. Типичная двуконическая погребальная урна была снабжена двумя горизонтальными ручками в самом широком её месте (одна ручка всегда была разбита, возможно, из ритуальных мотивов). Урны закрывались перевернутой миской или, в некоторых мужских захоронениях, шлемами.
Погребальные принадлежности могли включать лошадиные удила, изогнутые бритвы (с лезвием в виде полумесяца), извивающиеся «фибулы» (закрытые одёжные булавки), большие булавки и оружие для мужчин или части поясов, фибулы в виде лука, спирали для волос и ткацкие принадлежности для женщин. Кроме самих урн и их крышек, в захоронениях почти не встречаются другие керамические предметы. Для урн характерно большое разнообразие форм, их стенки очень толстые (для этого необходима высокая температура обжига, что говорит о значительной специализации ремесел). Украшены они гравировкой, которая наносилась инструментами с несколькими лезвиями. Преобладают геометрические мотивы.
Хижины и другие жилые постройки (насколько это можно заключить по следам, обнаруженным во время раскопок, и по урнам, сделанным в виде хижин) строились по эллиптическому, круговому, прямоугольному или квадратному плану из дерева и глины. Дверные проходы делались в самой узкой стороне дома; чтобы выпускать дым очага, проделывались отверстия в крыше, а в некоторых хижинах делали окна.
Поначалу их общество было слабо расслоено, занималось сельским хозяйством и животноводством, но постепенно профессиональные ремёсла (особенно металлургия и производство керамики) позволили накопить богатства и заложили основу разделения общества на классы.
Начиная с IX века до н. э. население начинает покидать возвышенности, которые исходя из соображений обороны были заселены в предыдущий период, предпочитая плоскогорья и прилегающие холмы, для того чтобы лучше использовать сельскохозяйственные и минеральные ресурсы. Поселения в этот период характеризуются своей большей концентрацией и расположением вблизи от естественных путей сообщения и естественных речных, озерных и морских причалов.
В области Тоскана и в северной части области Лацио непрерывный демографический рост и постоянные контакты, не всегда мирные, с другими доисторическими поселениями привели к рождению больших населенных центров путём слияния даже не близко расположенных деревень. Начиная с IX в. до н. э. таким образом закладываются основы поселений, которые затем превратятся в большие этруские города, как, например, Вольтерра , Кьюзи, Ветулония, Орвието , Вульчи , Розелле, Тарквиния , Черветери , Вейи .
Культура Полада или культура свайных построек, распространённая на территории Северной Италии, по происхождению родственна культуре культуре Ремеделло и вучедольской культуре . Датируется XIV—XIII вв. до нашей эры.