Interested Article - Оропом (народ)

Оропом исконные обитатели большой части области Карамоджа в Уганде и, вероятно, района в Кении . Их потомки были в значительной степени ассимилированы пришедшими позже народами — и карамоджонг . Оропом были встречены исследователями в небольших областях, рассеянных между рекой , горами и горой Элгон .

В качестве названия в литературе приводятся следующие этнонимы oropom , iworopom , oworopom , oyoropom и oropoi . Общая численность не известна. О прежнем образе жизни тоже известно не много, преимущественно из устных свидетельств их самих, а также представителей соседних народов. Одно сообщение (Wilson (1970)) указывает, что они прежде говорили на неклассифицированном одноимённом языке .

Согласно Webster (1973) они первоначально жили рядом с горой Морото , от которой двигались на запад на равнину между горами и Элгон , перед тем, как быть побеждёнными и рассеянными карамоджонг в 1830 . Согласно Вильсону, люди, считающие себя оропом, были сконцентрированы в пределах области Карамоджа на территории округов и , в меньшей степени — округа , некоторые также найдены среди народа в горах Морото и Кадам . Другие были найдены в округе Пиан , прежде всего — в . Группа, называемая , найденная в районе Туркана, была идентифицирована Вильсоном тоже как представители оропом, но другие источники полагают, что они относятся к народу .

Согласно Вильсону, оропом характеризовались красно-коричневой кожей, узкими глазами и резко очерченными скулами, на основе чего он их отнёс к койсанским народам .

Они описаны в устной традиции карамоджонг как первоначальные жители области, которые были побеждены одними из кланов карамоджонг приблизительно в 1830 году у (в настоящее время территория Кении), и затем — порабощены. Некоторые сбежали на восток и юг; несколько поселений оропом, как утверждают, оставались между Калечиба и Карта в 1927 . Некоторые области не были затронуты этим сражением, и оропом оставались между и в округе Пиан в районе , и в области между горами Морото и Кадам. Предания народа из Южного Судана видимо также сохранили сведения о вытеснении «красных» людей, называемых аргит , которые были искусными гончарами .

Традиции оропом, как зарегистрировал Вильсон, утверждают, что они однажды занимали намного большую область: целый район Туркана до восточной части озера Туркана (Рудольф) называемой «Малималте», холмы Черангани на восток от озера Баринго , большую часть района — значительную часть нынешней Кении; гору Элгон и весь суб-регион Тесо в Уганде; а также области Дидинга и Топосса в Судане.

Оропом утверждают, что раньше имели крепкие дома с тремя — четырьмя комнатами (в отличие от карамоджонг), большие сады, и крупный рогатый скот . Они также обладали репутацией хороших гончаров, и глиняная посуда, приписанная им найдена на всей прежней территории обитания. Однако, они не владели технологией плавки железа , и использовали каменные инструменты .

Женщины носили кожаную одежду и большие серьги , а волосы не сплетали в косы; мужчины носили только пояс стыдливости, и имели длинные косички . Оба пола носили много браслетов, и покрывали себя красной масляной краской на основе охры . Также, характерной особенностью была традиция ношения раковины каури , прикреплённой к чёлке по центру лба (для женщин), или зазубренной метки в центре лба (для мужчин). Обрезание не практиковалось.

Религиозные обряды, всегда проходили на восходе солнца, обычно на обнажениях скал. Иногда приносились животные в жертву. Некоторые обряды проводились исключительно старейшинами, в то время как другие были открыты для всех. Ритуальные торжества проводились внутри каменных кругов .

Библиография

  • «Notes on the Geography of Ethnicity in Uganda», B. W. Langlands, Occ. Paper No. 62, Dept. of Geography, Makerere University, Uganda 1975.
  • J. C. D. Lawrence, «A history of the Teso to 1937», The Uganda Journal , vol. 19, no. 1, 1955.
  • J. C. D. Lawrence, The Iteso , London, 1957, pp. 8 & 10.
  • C. A. Turpin. «The occupation of the Turkwell river area by the Karamojong tribe». The Uganda Journal , vol. 12, no. 2, 1948, pp. 161–165.
  • J. B. Webster, «The Iworopom settlers», The Iteso during the Asonya , Nairobi, E. A. P. H., 1973, pp. 28–40.
  • J. G. Wilson. «Preliminary Observations on the Oropom People of Karamoja, their Ethnic Status, Culture, and Postulated Relation to the Peoples of the Late Stone Age.» The Uganda Journal , vol. 34, no. 2, 1970. pp. 125–145.
  • A. C. A. Wright, «Notes on the Iteso social organisation», The Uganda Journal , vol. 9, no. 2, 1942, p. 60.
Источник —

Same as Оропом (народ)