Interested Article - Мохэ (племена)
- 2021-02-01
- 1
Мохэ́ ( кит. упр. 靺鞨 , пиньинь mòhé ), также моцзи́ ( кит. упр. 勿吉 , пиньинь mòjí ) — народ, живший на севере Маньчжурии с раннего средневековья, предки чжурчжэней и, соответственно, маньчжуров . Несколько раз переселялись на левый берег Амура . Язык относился к тунгусо-маньчжурским языкам , предположительно, был одним из проточжурчжэньских языков наряду с языками Илоу . А. В. Гребенщиков предполагает, что имя «мохэ» происходит от маньчжурского «мукэ» (вода), следовательно, «мохэ» переводилось им как «поречане, жители рек». Такой же точки зрения придерживался и Г. Е. Грумм-Гржимайло . Действительно, средоточием мохэйцев в IV—VI веках были бассейны рек Амура, Зеи , Сунгари , Уссури .
Мохэские племена являлись пришлым народом на Дальнем Востоке. В раннем средневековье они прибыли на территорию Маньчжурии из Забайкалья [ источник не указан 1801 день ] , скорее всего, покорив местные группы населения. В отличие от коренного населения современного Дальнего Востока России, мохэйцы не использовали каны . Но они ввели использование коней в охоте, военных действиях и сельском хозяйстве. При этом они позаимствовали многие занятия и промыслы у местного населения. [ какие? ]
Средневековые китайские историки считали их потомками народа сушень .
Численность
Каждое племя имело своего вождя, которому и подчинялось. В китайских летописях были представлены 7 племенных союзов, хотя, скорее всего, их было больше. В частности, по данным «Син Тан шу», все 7 племён могли собрать до 50 тысяч войска, но в битве при Аньши, по данным « Цзинь ши », участвовало 150 тысяч мохэсцев. Скорее всего, 7 племён были вне влияния Когурё , а сколько мохэйцев проживало на территории Когурё, точно неизвестно.
Семь племён
- Сумо (粟末), граничило с Когурё . Могли собирать несколько тысяч воинов и часто вторгались в Когурё .
- Бодо (伯咄). Обитали севернее сумо. Могли собрать 7000 воинов.
- Аньчегу (安車骨). Обитали на северо-востоке от бодо.
- Фуне (拂涅). Жили на востоке от бодо.
- Хаоши (號室). Жили на востоке от фуне.
- Хэйшуй (黑水), в переводе с китайского «племя чёрной реки». Жили на берегах Амура , северо-западнее аньчегу. Самое сильное племя мукри.
- Байшань (白山)в переводе с китайского «племя белых гор». Жили около Пэктусана , юго-восточнее сумо. Собирают не больше 3000 воинов.
Этнические группы мукри среди других народов
Мукри, переселившиеся на Тянь-Шань во II в. н. э. во главе с сяньбийским вождем Таншихаем , входили в состав народа тюргеши , и были известны как .
Часть мукри вошла в состав туркмен в качестве отдельного племени .
Война
Китайцы считали мохэ лучшими воинами среди « восточных варваров ». Они был сильны и отважны. Они презирали своих западных соседей Восточных Киданей (кит. Доумолоу ) и нападали на них.
Восточные племена использовали стрелы с каменными наконечниками, западные — иногда бронзовые наконечники. Были отличными лучниками. Луки длиной 3 чи (88-100 см), стрелы около чи с двумя цунями (около 34 см). Осенью заготавливали яды для стрел, который использовали в основном для охоты. Основная военная сила пешие лучники.
Конные лучники восточных племён до образования Бохай спешивались перед боем. Кони были слабыми ростом 120-130 см похожие на лошадей Пржевальского. Конные лучники западных племён использовали коней ростом 150 см в холке. Выносливых и крепких - родственных скифским разноцветным лошадям. Стреляли из лука на ходу стрелами с кремниевыми и бронзовыми наконечниками, использовали копья длинной 180 см с бронзовым наконечником длинной 10 см и 40-50 см бронзовые колющие мечи.
Известные правители
Несмотря на то что каждое племя имело своих вождей, известны имена только двух правителей:
- Вождь, совершавший серьёзные набеги на Китай и носивший в переговорах с китайцами титул «великий мофо» (大莫弗), по имени Маньдо (瞞咄) (6 век).
2. Перешедший на сторону китайцев в начале 7 века вождь (突地稽).
Отношения с соседями
Мохэйцы играли важную роль в отношениях между странами Корейского полуострова и Китаем. Мохэская конница часто совершала набеги на Китай и его союзников.
В 471 — 476 году прислали в Бэй Вэй посла Иличжи (乙力支) с данью — 500 лошадей. Иличжи рассказал китайцам о своём пути из земель мукри. Он сообщил, что мукри соединились с Пэкче и разбили когурёского Шиломи (十落密) и просят у императора совета как лучше напасть на Когурё с моря. Император приказал: «Три владения (Когурё, Пэкче и мукри) пусть живут в мире». Через десять лет дань два раза привозил уже другой посол — Хоуничжи (侯尼支).
В 581 году мукри прислали послов приветствовать восшествие на престол Суй Вэнь-ди .
Во время войны Суй Ян-ди против Когурё один из вождей мукри (突地稽) со своими людьми ушёл в Китай был принят в китайское подданство и пожалован титулом. Он полюбил китайские обычаи и просил прислать ему шапочку и пояс, как у настоящих чиновников, что было исполнено. Он сопровождал императора в походах на Ляодуне и был награждаем за храбрость в сражениях. Позже он провожал императора до Цзянсу . (аристократ, вождь восстания против Суй) пытался поймать его. После он поселился в городке Лючэн (柳城) и имел постоянное сообщение с Китаем.
После разгрома Когурё в 668 году эти племена участвовали в создании государства Бохай , часть вошла в состав Илоу , а часть осели в районе Пекина приняв китайское подданство.
Хозяйство
Почвы были слишком сырые, низины. Выращивали просо и пшеницу , а также мальву . Производил брагу из различных злаков.
Были воды с большим содержанием соды . Добывали соль на древесной коре или посредством выпаривания в солёных озёрах.
Коров и овец не держали, но разводили лошадей . На них пахали землю и впрягали их в одноосные телеги с примитивными колёсами. Много и успешно охотились
Делали постройки, уплотняя землю, как при строительстве плотин, так и при строительстве землянок и глинобитных сооружений.
Обычаи
На свадьбу невеста надевала полотняную юбку, а мужчина шубу на свиной коже и вставлял в головной убор хвост пушного зверя белого цвета. После свадьбы муж брал жену за воротник рубахи и вёл в свой дом. В случае супружеской измены муж имел право убить жену. [ источник не указан 1801 день ]
Часть использовала погребение в могилу и над ней строили хижину. Часть использовали обряд воздушного погребения . Различие по всей видимости религиозное . При раскопках Троицкого могильника в Амурской области были обнаружены захоронения вторичного и первичного типа .
Примечания
- У Бичурина «7000»
- С.Атаниязов. . Ашхабад, Ылым (1988). Дата обращения: 16 мая 2020. 14 июля 2020 года.
- Вероятно осаждением соли на куске коры в солёном озере
- 24 сентября 2015 года.
- Алкин С. В. Биритуализм в погребальном обряде троицких мохэ // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. — Казань: Отечество, 2014. — Том II. — С. 272—275. — «Ведущим типом обряда является вторичное захоронение скелетированных останков. Кроме того, встречено некоторое количество первичных захоронений и погребений со следами кремации»
Литература
- Пискарёва Я. Е. Локальные группы мохэских памятников в Приморье. // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. [ коллективная монография ] — Владивосток: Дальнаука. 2005. — С. 419—438
- Гумилёв Л. Н. . — СПб. : СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. — С. 576. — ISBN 5-9503-0031-9 .
- Государство Бохай (698—926 гг.) и племена Дальнего Востока России. — М. : Наука, 1994. — 219 с.
- Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В трёх частях с картою на трёх больших листах. Сочинение монаха Иакинфа. — СПб, 1851.
- Бэй ши. История Северных Династий. Гл. 94.
- Алкин С. В. Миграция мохэ на р. Шилка в Забайкалье: к проблеме ранних контактов прототунгусов и протомонголов // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. — Улан-Батор, 2012. — Вып. 3.2.
Ссылки
- 2021-02-01
- 1