Interested Article - Андаманцы
- 2021-04-21
- 2
Андаманцы — коренные жители Андаманских островов . Сейчас насчитывается 200—300 человек племени джарава и около 100 человек племени онге , а также около 50 больших андаманцев . На острове Северный Сентинел обитают сентинельцы , избегающие контактов, точная численность их неизвестна. Джарава также в основном избегают контактов с внешним миром. Правительство Индии включило андаманцев в список официально зарегистрированных племён и способствует самоизоляции аборигенов.
Область расселения
Андаманцы населяют в настоящее время внутренние участки Андаманских островов и небольшой остров Северный Сентинел. Часть их после завоевания независимости Индией переселена на остров Стрэйт. Политически острова входят в состав Индии, географически ближе к Мьянме , расположены между 10 и 15 градусами с. ш. Сюда входят острова Северный Андаман, Средний Андаман, Южный Андаман, Малый Андаман, Ратлэнд и другие мелкие острова.
Происхождение
Существовала гипотеза, что андаманцы — потомки африканских рабов, потерпевших кораблекрушение при транспортировке их португальцами. Сейчас установлено, что это остатки древнего автохтонного населения Азии, родственные семангам и аэта . Их расовый тип также сравним с типом африканских пигмеев , так как их рост очень низок, — 4 фута 10 дюймов (1,43 м) у мужчин, и ещё меньше у женщин. Цвет кожи варьируется от чёрного до красно-коричневого (у онге). Генетические исследования показали, что андаманцы отделились от остальных народов около 30 000 лет назад , также подтвердили, что андаманцы являются наиболее древними сохранившимися генетическими потомками первой волны расселения людей из Африки в Южную Азию .
История
Завоевание островов Англией в конце XVIII века и последующая колонизация вызвали эпидемии и быстрое вымирание аборигенов. Англичане застали здесь 13 племён общей численностью около 3500 человек . В начале XX в. их оставалось только 625 человек. До прихода европейцев острова привлекали многих авантюристов, арабских работорговцев, малайских и китайских пиратов, но они опасались заходить вглубь островов, так как аборигены считались людоедами. В 1789 году британский офицер Арчибальд Блэр основал на Южном Андамане опорный пункт Ост-Индской компании . Племя джарава выступило против завоевателей с луками и стрелами, но подверглось карательным мерам. На этом месте теперь находится административный центр — Порт-Блэр . Андаманцев исследовал британский офицер Морис Видал Портман в 1880-х годах, его команда охотилась на андаманцев, как на диких животных . После многих лет колониального владычества, острова были включены в состав Индии, получившей независимость в 1947 году . Старая часть в Порт-Блэре сохраняет старинный вид, дома в основном двухэтажные, три улочки и монумент в честь жертв колониализма. В городе много представительств разных религиозных конфессий и храмов: индуистские , буддийские , кришнаитов , адвентистов и прочие.
Аборигены получают гуманитарную и медицинскую помощь, живут в выделенных для них племенных резервациях, куда ограничен доступ посторонних (из-за длительной самоизоляции аборигенов, у них отсутствует иммунитет ко многим распространённым болезням). Обжитые же побережья в настоящее время заселены индийцами.
Самые старые радиоуглеродные датировки археологических находок культуры андаманцев на Андаманских островах относятся к периоду около 2000 лет назад. Отсутствие более древних свидетельств может быть связано с недостаточным количеством археологических исследований, а также с тем, что андаманцы вели образ жизни полукочевых охотников-собирателей и не создавали постоянных поселений .
Антропологический тип
Антропологический тип — негритосский (негрито) , ветвь австралоидной большой расы .
Генетические исследования
Генетические исследования, проведенные над образцами из антропологической коллекции, собранной британцами в конце XIX века, показали, что, несмотря на фенотипическое сходство андаманцев с африканскими пигмеями , андаманцы не проявляют особого генетического родства ни с африканцами, ни с индийцами, а их внешнее сходство с африканскими пигмеями, скорее всего является результатом длительной конвергентной эволюции людей в схожих климатических и природных условиях. Исследования мтДНК подтвердили, что андаманцы стали изолированы от остальных народов 40—30 тысяч лет назад и имеют уникальный набор генетических маркеров . В то же время, андаманцы несут исключительно южно-азиатские гаплогруппы мтДНК М , распространенные и у других народов южной Азии, включая индийцев, но являются носителями уникальных гаплотипов мтДНК M2 и M4 (у джарава), М31, М32 , подтверждающих их длительную изоляцию от других народов, а также то, что андаманцы являются наиболее древними жителями Южной Азии , а их гаплогруппа мтДНК М2 базальная для части индийцев . По генетической линии мтДНК андаманцы находятся примерно на равном отдалении от жителей Африки южнее Сахары и от современных индийцев .
Языки и племена
В середине XIX века, когда Андаманские острова стали колонизироваться британцами, насчитывалось 13 языковых групп андаманцев. В результате британской колонизации, политики этноцида и вымирания андаманцев от занесённых с материка инфекционных болезней, к настоящему времени сохранилось только 3 группы: джарава, онге и сентинельцы .
Андаманцы делились на группы (племена):
- северные (ака-кари, ака-кора, ака-боа, ака-джеру, ака-беа — остатки которых, потерявшие свой язык в XX веке, в настоящее время объединились в единое племя ( Большие андаманцы ),
- южные ( онге и джарава )
- сентинельцы и жители острова Рутлэнд (Ратлэнд) (последние вымерли в начале 20-го века)
Известно, что племена северных андаманцев (большие андаманцы) постоянно враждовали с соседним племенем джарава .
Языки: североандаманский (большой андаманский), онге и джарава, делились на ряд диалектов. Эти языки образуют свою собственную андаманскую семью . Существует гипотеза о связи их с папуасскими языками , а также с кусунда и нихали — изолированными языками малых народов Индии и Непала. Кроме деления по лингвистическому признаку они делятся на группы ариото и эремтага, то есть прибрежных и лесных .
Численность племён значительно сократилась с конца XIX века, из-за инфекционных болезней (в том числе сифилиса), занесённых поселенцами, разрушения исконных племенных охотничьих угодий из-за обезлесения и браконьерства .
Быт
Занятия береговых андаманцев — ловля морских черепах и рыболовство, лесных — охота, главным образом на диких свиней. Оружие — лук и гарпун, в охоте использовали собак. Дома южных андаманцев — круглые с конической крышей, северных — прямоугольные с двускатной крышей. Лесные обычно жили в большом общем доме целой общиной, береговые — в небольших хижинах отдельными семьями. Юноши до брака жили в мужских домах. До 10 лет дети живут с родителями, а девочки продолжают жить с ними и дольше. Андаманцы не живут на одном месте, а меняют расположение поселений, как это принято у всех охотников-собирателей . Пищу пекут или жарят на открытом огне. Джарава и сентинельцы не ведут сельское хозяйство, оставаясь до настоящего времени охотниками-собирателями " каменного века ". Изготавливают примитивную глиняную посуду, используют найденные металлические предметы для изготовления наконечников копий и стрел (при этом навыки ковки и заточки у них также остаются на уровне каменного века) .
Традиционная одежда — набедренная повязка из растительного волокна. Онге бреют голову, джарава носят пышную копну. Иногда встречаются усы и бороды. У онге практикуется раскраска лица глиной. Во времена Марко Поло считали, что у андаманцев якобы лица, как у собак, и верили в то, что они каннибалы.
Социальные отношения
Организация — племенная. Племена делятся на кланы. Сведений об андаманцах мало, но известно, что у них, например, не было сословия вождей и частной собственности. Те, кого европейцы называли вождями, видимо, выполняли другие функции. Половой зрелости достигают в 15 лет, средний возраст вступления в брак — 25 лет. До замужества интимные связи свободны, но после вступления в брак супружеская измена может стоить жизни жене, а иногда и любовнику. Брачная церемония проста. Жених убегает в лес, изображая мнимое колебание, родственники убеждают его вернуться. Он возвращается, садится на колени к невесте, после чего брак считается заключённым. После смерти одного из супругов другой может вступить в брак снова. Хоронят на платформе, где умерший находится 3 месяца (срок траура). Детей хоронят под полом. Кости затем откапывают, дробят и делают из них украшения.
Духовная культура
Основной культ — культ Пулугу (Билику) и Тараи, духов двух муссонов, летнего и зимнего. С ними связаны представления о смене сезонов и природных явлениях. Культурный герой — Томо (первочеловек, научивший потомков ремеслу). Распространены культы природных духов, магия. Андаманцы верят в то, что души умерших взрослых превращаются в духов природы, а умерших детей — перевоплощаются в новых детей и возвращаются на землю. О религии андаманцев известно очень мало. В мифах есть сходство с австралийскими, предки носят имена животных. Это — следы тотемизма . Некоторые мифы записал Радклифф-Браун . Гораздо больше сведений об анимистических верованиях, которые связаны с деятельностью шаманов (око-джуму или око-паияд). Духи природы представлялись им чаще всего злыми. Духи назывались лау или чауга, Джуру-вин, дух моря, Чол, приносивший солнечный удар, Эрем-чаугала и другие.
Основное развлечение — танцы . Танцуют оба пола, почти каждый день. Танцы однообразны, без музыки, сопровождаются песнями. Есть обычай обмена подарками, который укрепляет дружбу между отдельными родами и племенами, хотя бывают и ссоры. У андаманцев есть легенда о потопе, они верят, что их острова оказались разделёнными потопом, и разделились их племена. С учётом того, что время заселения Андаманских островов датируется от 50 тысяч лет назад (и позже) , эта легенда может быть основана на реальных событиях: когда завершился последний ледниковый период, уровень океана значительно повысился из-за таяния ледников.
Примечания
- (англ.) . www.downtoearth.org.in . Дата обращения: 5 сентября 2021. 4 октября 2021 года.
- ↑ K. Thangaraj, G. Chaubey, A. G. Reddy, V. K. Singh, L. Singh. (англ.) // Journal of Human Genetics. — 2006-09. — Vol. 51 , iss. 9 . — P. 800–804 . — ISSN . — doi : . 25 декабря 2022 года.
- ↑ Phillip Endicott, M. Thomas P. Gilbert, Chris Stringer, Carles Lalueza-Fox, Eske Willerslev, Anders J. Hansen, and Alan Cooper. // PubMed Central. — 2002. — 11 января ( № 1 ). — С. 178–184. . — doi : . — . 23 декабря 2022 года.
- // Коммерсантъ. 23 февраля 2020 года.
- ↑ Владимир Кабо. . VladimirKabo.com . Дата обращения: 7 марта 2020. 11 января 2020 года.
- Dan McDougall (2006-02-12). . The Guardian (англ.) . из оригинала 26 ноября 2018 . Дата обращения: 23 мая 2020 .
- (англ.) . The official website of Andaman & Nicobar Administration (13 июня 2010). Дата обращения: 23 мая 2020. Архивировано 13 июня 2010 года.
- (англ.) . The official website of Andaman & Nicobar Administration (2 апреля 2012). Дата обращения: 23 мая 2020. Архивировано 2 апреля 2012 года.
- Меланезийская раса (лекция) на YouTube
Литература
- Вайдья Суреш. Острова, залитые солнцем. — М. : «Наука», 1968. — 158 с. — Серия «Путешествия по странам Востока».
- Маретина С. А. Андаманцы. К проблеме доземледельческих обществ . — СПб. : «Наука»; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1995. — 225 с.
- Токарев C. А. Религии в истории народов мира . — М. , 1976. — 576 с. — Серия «Библиотека атеистической литературы».
- Radcliffe-Brown A. The Andaman Islanders . Cambridge, 1911.
- Энциклопедия «Народы и религии мира». — М. , 1998.
- .
- Языки и диалекты мира, М. — 1982.
- Moris Vidal Portman. (англ.) . — 1899.
Ссылки
- от 24 марта 2010 на Wayback Machine
- 2021-04-21
- 2