Interested Article - Чипевайан (народ)

Чипевайан [ ɪ p ə ˈ w a ɪ ə n ] или Denésoliné или Dënesųłiné — «люди пустошей», произносится как ‘Den-a-sooth-leh-na’ на языке чипевайан индейский народ в Канаде , часть группы народов дене .

География расселения

Деревня чипевайнов, 1911

Ко второму десятилетию XXI века в Канаде насчитывалось более 23 тысяч жителей, считающихся членами племён денесулине. Эти племена населяют канадские субарктические регионы в Саскачеване (около 11 тысяч), Альберте (больше 6 тысяч), Манитобе и Северо-Западных территориях (более чем по 3 тысячи). В эту численность могут входить кри , канадские метисы или представители народов дене, живущие в общинах денесулине, но не включаются потомки денесулине, потерявшие аборигенный статус в результате ухода из племени. Исторически территория расселения денесулине включала также ту часть Северо-Западных территорий, которая в настоящее время представляет собой территорию Нунавут . Наибольшая концентрация денесулине наблюдается между Большим Невольничьим озером и озером Атабаска .

Язык

Денесулине говорят на языке чипевайан . Лингвистически этот язык близок к языкам других народов группы дене, среди которых тличо , слейви , йеллоунайф (в «Учебнике американских индейцев» 1981 года йеллоунайф названы одной из общин чипева ) и другие, чьи территории расселения граничат с регионом расселения денесулине. В языке различаются два основных диалекта — диалект «k» (намного более распространённый) и диалект «t». Согласно результатам опроса 2011 года, в общей сложности насчитывалось около 13 000 носителей языка чипевайан, и во многих общинах денесулине предпринимаются попытки возрождения языка при помощи учебных программ для детей и юношества .

Название «чипевайан» заимствовано английскими поселенцами из языка кри , в котором означало «те, кто носит острые шкуры» (предположительно название связано с формой, в которой охотники денесулине обрезали свою одежду, хотя сами денесулине считали, будто кри намекают белым, что у них есть хвосты) .

История

Катерина, чистокровная чипевайнская женщина

Археологические и ранние исторические свидетельства указывают, что денесулине населяли лесотундру в северо-восточной части современной Канады, от берегов Гудзонова залива , к северу от реки Сил до находящегося в Заполярье устья реки Коппермайн . Традиционный образ жизни и социо-территориальная организация денесулине были построены вокруг охоты на кочующие по северным равнинам стада карибу . Охотничьи партии, состоящие из двух и более семей, объединялись на локальном и региональном уровне в племена, состав которых был непостоянным, завися от движения стад. Лидеры таких племён обладали лишь ограниченной властью, основанной не на принуждении, а на уважении к их опыту, уму и щедрости. В религиозных воззрениях денесулине человек был тесно связан с окружающей его природой; духовное лидерство принадлежало шаманам , по верованиям денесулине получавшим свои силы через сны . Местная мифология возводила корни чипевайан к связи между первой женщиной и псом, на ночь превращавшимся в мужчину. Обрядовая часть повседневной жизни сводилась к минимуму .

Знакомство денесулине с европейскими первопроходцами состоялось в начале XVIII века; согласно устной традиции, представителя Компании Гудзонова залива провела вглубь территории денесулине и познакомила с этими племенами женщина по имени Танаделтер ( англ. Thanadelthur/Thanadelther ), также известная как Рабыня ( англ. Slave Woman ). Уже в 1717 году Компания Гудзонова залива построила форт Принца Уэльского (на территории современного Черчилла ) для торговли пушниной с денесулине . Поначалу чипевайан играли малозаметную роль в пушной торговле, поскольку в их краях пушной зверь был редок, а карибу удовлетворяли все их потребности. Не добывая меха сами, они выполняли функции посредников между Компанией Гудзонова залива и племенами йеллоунайф и догриб . Несмотря на это, пушная торговля стала причиной ухудшения их отношений с их южными соседями — кри , в целом нормализовавшихся только к 1760 году, но и после этого омрачавшихся стычками. Ухудшились и отношения к живущими к северу от денесулине инуитами , которых индейцы называли «врагами равнины». Традиционные верования денесулине успешно вытеснялись католической верой , распространяемой миссионерами; принесенные европейцами болезни обернулись для аборигенов опустошительными эпидемиями, первой из которых стала эпидемия оспы 1781—1782 годов .

Борьба за рынок сбыта пушнины велась и между племенами дене; так, в начале XIX века йеллоунайф вытеснили с обжитых мест племена тличо. Часть племён денесулине ушла на юг, занявшись охотой на пушного зверя в тайге, а некоторые зашли ещё дальше и добрались до границы лесов и прерии, где освоили охоту на бизонов. Современные границы территории расселения денесулине в основном определились к концу XIX века, хотя эпидемии продолжали менять демографическую картину ещё полстолетия. Формальные отношения между денесулине и правительством Канады были установлены в рамках договора 1876 года . Более поздние договоры, подписанные в 1899 и 1907 году, обуславливали отказ чипевайан от прав на земли, на которых они проживали, в обмен на ежегодную выплату в размере пяти долларов на душу населения и поставки боеприпасов, пряжи и других товаров .

В течение последующего столетия денесулине, как и другие индейские племена Канады, подвергались ассимиляции , в частности, в результате работы системы школ-интернатов для детей коренных племён . Политика провинций, направленная на освоение северных земель, в особенности путём развития ресурсодобывающей индустрии, поставила под угрозу традиционный уклад жизни денесулине, основанный на охоте. После Второй мировой войны канадское правительство активно подталкивало чипевайан к переселению в резервации , в которых в результате оказалось большинство современных представителей этого народа. В дальнейшем денесулине в рамках новых договоров с правительством Канады получили права самоуправления, идёт возрождение традиционных охотничьих промыслов и народной культуры в целом .

Чипевайанская женщина с ребёнком в каноэ на оз.Гарсон, Саскачеван
Мужчина-чипевайн, 1926
Чипевайнские мокасины

Литература

  • Athabasca Chipewyan First Nation. Footprints on the Land: Tracing the Path of the Athabasca Chipewyan First Nation . Fort Chipewyan, Alta: Athabasca Chipewyan First Nation, 2003. ISBN 0-9733293-0-0
  • Birket-Smith, Kaj. Contributions to Chipewyan Ethnology . Copenhagen: Gyldendal, 1930.
  • Bone, Robert M., Earl N. Shannon, and Stewart Raby. The Chipewyan of the Stony Rapids Region; A Study of Their Changing World with Special Attention Focused Upon Caribou . Mawdsley memoir, 1. Saskatoon: Institute for Northern Studies, University of Saskatchewan, 1973. ISBN 0-88880-003-7
  • Bussidor, Ila, Usten Bilgen-Reinart. «Night Spirits: The Story of the Relocation of the Sayisi Dene.» University of Manitoba Press, March 16, 2000. (Memoir of a Dene Woman’s experiences in Churchill, Manitoba.)
  • Clayton-Gouthro, Cecile M. Patterns in Transition: Moccasin Production and Ornamentation of the Janvier Band Chipewyan . Mercury series. Hull, Quebec: Canadian Museum of Civilization, 1994. ISBN 0-660-14023-3
  • Cook, Eung-Do. 2006. The Patterns of Consonantal Acquisition and Change in Chipewyan (Dene Suline) . International Journal of American Linguistics. 72, no. 2: 236.
  • Dramer, Kim, and Frank W. Porter. The Chipewyan . New York: Chelsea House, 1996. ISBN 1-55546-139-5
  • Elford, Leon W., and Marjorie Elford. English-Chipewyan Dictionary . Prince Albert, Sask: Northern Canada Evangelical Mission, 1981.
  • Goddard, Pliny Earle. Texts and Analysis of Cold Lake Dialect, Chipewyan . Anthropological papers of the American Museum of Natural History, v. 10, pt. 1-2. New York: Published by order of the Trustees [of the American Museum of Natural History], 1912.
  • Grant, J. C. Boileau. Anthropometry of the Chipewyan and Cree Indians of the Neighbourhood of Lake Athabaska . Ottawa: F.A. Acland, printer, 1930.
  • Human Relations Area Files, inc. Chipewyan ND07 . EHRAF collection of ethnography. New Haven, Conn: Human Relations Area Files, 2001.
  • Irimoto, Takashi. Chipewyan Ecology: Group Structure and Caribou Hunting System . Senri ethnological studies, no. 8. Suita, Osaka, Japan: National Museum of Ethnology, 1981.
  • Li, Fang-kuei, and Ronald Scollon. Chipewyan Texts . Nankang, Taipei: Institute of History and Philology, Academia Sinica, 1976.
  • Lowie, Robert Harry. Chipewyan Tales . New York: The Trustees, 1912.
  • Paul, Simon. Introductory Chipewyan: Basic Vocabulary . Saskatoon: Indian and Northern Education, University of Saskatchewan, 1972.
  • Scollon, Ronald, and Suzanne B. K. Scollon. Linguistic Convergence: An Ethnography of Speaking at Fort Chipewyan, Alberta . New York: Academic Press, 1979. ISBN 0-12-633380-7
  • Shapiro, Harry L. The Alaskan Eskimo; A Study of the Relationship between the Eskimo and the Chipewyan Indians of Central Canada . New York: American Museum of Natural History, 1931.
  • Sharp, Henry S. Chipewyan Marriage . Mercury series. Ottawa: National Museum of Canada, 1979.
  • Sharp, Henry S. The Transformation of Bigfoot: Maleness, Power, and Belief Among the Chipewyan . Smithsonian series in ethnographic inquiry. Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1988. ISBN 0-87474-848-8
  • Smith, J. G. E. // Handbook of North American Indians / June Helm (Ed.). — Washington, DC: Smithsonian Institution, 1981. — Vol. VI: Subarctic. — P. 271—284. — ISBN 9780160045783 .
  • VanStone, James W. The Changing Culture of the Snowdrift Chipewyan . Ottawa: [Queen’s Printer], 1965.
  • Wilhelm, Andrea. Telicity and Durativity: A Study of Aspect in Dëne Sųłiné (Chipewyan) and German . New York: Routledge, 2007. ISBN 0-415-97645-6

Примечания

  1. Patricia A. McCormack, James G. E. Smith. . The Canadian Encyclopedia (6 февраля 2006). Дата обращения: 2 июня 2017. 28 мая 2017 года.
  2. , p. 271.
  3. , p. 283.
  4. , pp. 277—279.
  5. , p. 273.

Ссылки

  • (англ.)
  • Patricia A. McCormack, James G. E. Smith. . The Canadian Encyclopedia (6 февраля 2006). Дата обращения: 2 июня 2017.
Источник —

Same as Чипевайан (народ)