Феликс (ураган)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Дмитриевич Скуратов-Бельский (ум. 1687 ) — русский военный и государственный деятель из дворянского рода Скуратовых ; сын воеводы (ум. 1627 ).
Пётр Дмитриевич Скуратов начал службу при дворе царя Михаила Фёдоровича . В 1639 году он дневал и ночевал при гробе царевича Ивана Михайловича . В 1647 году дневал и ночевал на « государевом дворе » во время одного из загородных «походов» царя Алексея Михайловича . В 1648 году был одним из стольников у государева каравая на первой свадьбе царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской . В 1649 — 1650 годах сопровождал царя в поездках в село Хорошово и Троице-Сергиеву лавру .
В 1654 году стольник Пётр Дмитриевич Скуратов был отправлен царем Алексеем Михайловичем в Рославль к князю Алексею Никитичу Трубецкому с жалованным царским словом за его службу во время войны с Польшей и узнать о здоровье. В 1656 году был послан к воеводам князю Якову Куденетовичу Черкасскому и Петру Васильевичу Большому Шереметеву с милостивым государевым словом за то, что они побили и взяли в плен многих немцев, выходивших из Риги после снятия с неё осады русскими.
В 1658 — 1687 годах Пётр Дмитриевич Скуратов находился на службе в Малороссии, где смог проявить свои военные и административные способности. В 1658 году был отправлен царем Алексеем Михайловичем к новому запорожскому гетману Ивану Выговскому , преемнику умершего Богдана Хмельницкого , враждовавшему с полтавским полковником Мартыном Пушкарем . По царскому распоряжению Пётр Скуратов должен был заявить И. Выговскому, чтобы он воздержался от самовольной расправы с М. Пушкарем и ждал прибытия царской рати. П. Скуратов приехал в Малороссию, когда гетман Иван Выговский с казацко-татарской армией уже выступил из Чигирина в поход на Полтавский полк . Находясь в гетманском обозе, Пётр Скуратов был свидетелем разгрома Иваном Выговским полтавского полковника Мартына Пушкаря в бою под Полтавой .
Гетман Иван Выговский с победой вернулся в Чигирин , но под дороге получил сообщение о прибытии в Киев царского воеводы, назначенного в Белую Церковь . Это известие сильно раздражило гетмана: « воеводы приехали опять бунты заводить » — сказал он Скуратову, но он заметил гетману, что он напрасно сердится, так как сам писал государю, чтобы быть воеводам в государевых черкасских городах. « Государевы воеводы должны приезжать ко мне » — возразил Иван Выговский — « и уже от меня в города ехать, а то я ничего не ведаю, а они по городам едут. Теперь я с самовольниками сам управился, государевы воеводы и ратные люди мне больше ненадобны, они только бунты начнут… У короля польского нам было хорошо: придут к нему, скажут о чем надобно, и указ тотчас. Вам надобен такой гетман, чтоб взявши за хохол водить ». Скуратов отвечал сдержанно, что не хвалить нужно то время, когда украинцы находились под властью Польши, а при воспоминании о нем плакать; советовал Выговскому ехать в Москву ударить челом великому государю и закончил свою речь такими словами: « Говорить, что нам надобен гетман по нашей воле: но ты, гетман, в войске запорожском великому государю многих вернее ».
В 1663 году Пётр Дмитриевич Скуратов был назначен товарищем (заместителем) первого воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского , выступившего во главе русского войска на помощь левобережному гетману Ивану Брюховецкому против польского короля и крымских татар. Вскоре князь Г. Г. Ромодановский и П. Д. Скуратов были отозваны царем в Москву . Скуратова должен был сменить воевода Ляпунов , но он отказался и за это по царскому распоряжению один день отсидел в темнице.
В мае 1664 года воевода Пётр Скуратов и гетман Иван Мартынович Брюховецкий стояли лагерем под Каневом . Отразив нападение поляков и крымских татар, они вступили в Канев , выдержали в нем осаду и заставили противника отступить к Днепру .
В 1668 году князь Григорий Григорьевич Ромодановский и стольник Пётр Дмитриевич Скуратов были отправлены из Москвы на службу в Белгород , где два года воеводами были князья Юрий Никитич и Барятинские . Царь Алексей Михайлович приказал Г. Ромодановскому и П. Скуратову с войском выступить из Белгорода на Левобережную Украину , « на изменников Ивашка Брюховецкого и черкасс и промышлять над ними, сколько милосердный Бог помощи подаст ».
В следующем 1669 году князь Григорий Григорьевич Ромодановский был переведен на службу в Севск , а Пётр Дмитриевич Скуратов был оставлен на воеводстве в Белгороде .
В 1670 году воевода Пётр Скуратов был назначен руководителем обмена русских и крымских пленных. Его заместителем был назначен дьяк Иван Олухов, прибывший из Москвы, которому было поручено привести большую сумму денег (25000 злотых за выкуп боярина Василия Борисовича Шереметева , находившего в крымском плену в течение десяти лет). Однако размен пленных так и не состоялся. Кроме В. Б. Шереметева , в крымском плену находились князь Андрей Григорьевич Ромодановский и Александр Петрович Скуратов, сыновья Григория Ромодановского и Петра Скуратова, взятые в плен в 1668 году .
В 1672 году на казацкой раде, организованной в Переяславе , новым гетманом Левобережной Украины был избран Иван Самойлович . В январе 1672 года 80-тысячная русско-казацкая армия под предводительством князя Григория Григорьевича Ромодановского и гетмана Ивана Самойловича переправилась через Днепр и начала военные действия против правобережного гетмана Петра Дорошенко . Воевода Пётр Скуратов, товарищ Г. Ромодановского , с русскими и казацкими отрядами подступил к Чигирину , выжег его окрестности, разбил казацкий отряд и преследовал его до самого города.
В 1675 году воеводой в Белгород был назначен князь Фёдор Львович Волконский . Из-за отсутствия в Белгороде князя Григория Ромодановского , окольничий Пётр Дмитриевич Скуратов получил от царя приказ сдать Ф. Волконскому ключи, денежную и хлебную казну.
В 1682 года окольничий Пётр Скуратов подписал соборную грамоту об отмене местничества. В том же году князь Василий Васильевич Голицын писал думному дьяку Емельяну Украинцеву :… « отпиши ко мне, послан ли из Розряду указ к окольничему Петру Дмитриевичу Скуратову, чтобы он шел в Ахтырку ».
В 1684 году по царскому указу окольничий Пётр Дмитриевич Скуратов получил пожалование: « кафтан атлас золотой на соболях, кубок золочен с кровлею и денежной придачи 70 рублей ». В 1686 году был назначен ближним окольничим и наместником шацким. В том же 1686 году после заключения в Москве договора о «вечном мире» между Русским царством и Речью Посполитой Пётр Скуратов получил в награду за свою службу серебряный злоченый кубок весом в три фунта, атласный кафтан на соболях ценою полотораста рублей, 120 рублей придачи к прежнему окладу, да на отчину три тысячи ефимков .
Осенью 1687 года царское правительство под руководством царевны Софьи Алексеевны организовало первый поход на Крымское ханство . 22 октября был сформирован рязанский разряд под руководством боярина князя Владимира Дмитриевича Долгорукова и окольничего Петра Дмитриевича Скуратова, который должен был собираться в Хотмыжске . Однако в том же 1687 году Пётр Дмитриевич Скуратов скончался.