Псалом 151
- 1 year ago
- 0
- 0
Шестьдеся́т восьмóй псалóм — 68-й псалом из книги Псалтирь (69-й в масоретской нумерации ). Известен по латинскому инципиту «Salvum me fac Deus».
Псалом описывает страдания Мессии . Ему грозит смертельная опасность, он ощущает ненависть и поношения со стороны окружающих из-за своей верности Господу. Герой псалма молит Бога о спасении, о справедливом воздаянии для своих преследователей. В конце он выражает уверенность в торжестве «ищущих Бога» и предвидит грядущее прославление Господа . Лейтмотив псалма — мольба о тех, кто страдает за имя Господне.
Христиане причисляют 68-й псалом к мессианским и считают, что в значительной части этот текст является прообразом будущих страданий Иисуса Христа . Псалом 68 — один из наиболее цитируемых в Новом Завете . Особенно часто его упоминает Иисус , в том числе в отношении Себя .
Своим содержанием этот текст заметно перекликается с псалмом 21 — их объединяет образ Давида и тема Страдающего Праведника . Павел Юнгеров также отмечает тесную взаимосвязь 68 и 21 псалмов с 39-м . По его мнению, общей является как фигура Мессии-Страдальца (Иисуса Христа), так и Его хвалебная песнь Богу, которая в глазах Господа будет ценна и будет воспета в народах .
Из надписания следует, что псалом был написам Давидом . Надписание содержит указание: .
Текст не вызывает прямых ассоциаций с какими-либо конкретными историческими обстоятельствами, в которых молился Давид. Но в его жизни неоднократно бывали ситуации, когда его несправедливо обвиняли .
Воды — часто используемый в Священном Писании образ описания бедствий, хаоса или страданий. Ощущая себя несправедливо преследуемым, Давид взывает к Господу с мольбой о спасении. Он «изнемог от вопля» , переживая чувство оставленности Богом .
Давид помнит, что его грехи и неразумные поступки не сокрыты от Бога. Но ведь Господь знает, что не в них причины его нынешних бедствий. Причина, считает Давид, кроется в его ревности по доме Господнем. Однако его благочестия не разделяют даже родственники. Пост Давида, его облачение во вретище — следствие сокрушения о нечестии и отступлении людей от Бога. Его действия вызывают насмешки у окружающих. Но Давид хорошо понимает, что злословие против него одновременно направлено и в адрес Бога .
«В истине спасения Твоего» — Давид молит об истинном (не сиюминутном) спасении от врагов, он просит избавления от тины и вод (то есть от зла и ненависти). «Ради врагов моих спаси меня» — Давид просит ради врагов, чтобы они не возомнили, что можно издеваться над ним, а Бог бессилен защитить его.
В 20 стихе слово «желчь» , которое дали в пищу, обозначает горькое и возможно ядовитое растение пустыни. «Желчь» вместо пищи, так же, как и «уксус» , которым напоили Давида, подчёркивают лицемерие и жестокосердие окружающих. Своей «помощью» они лишь усиливали его беспомощность.
Беззаконие врагов Давида повлечет за собой неизбежное наказание, потому что они противопоставили себя Богу. Бог навечно лишит их возможности пребывания с Собой (29 стих) .
Как это часто бывает в псалмах, от сетований и проклятий в адрес гонителей псалмопевец быстро переходит к прославлению Бога. Он уверен, что прославление угоднее Богу, нежели жертвоприношение вола или тельца «с рогами и копытами» (рога указывают на зрелый возраст, а копыта свидетельствуют о ритуальной чистоте жертвы ( Лев. , )).
«Узников Своих» (стих 34) — всегда и при любых обстоятельствах верующие принадлежат Богу, даже когда кто-то думает, что Божьи люди зависят от их милости. Предчувствуя, что Бог спасёт Свой народ, Давид призывает славить Господа .
Основная цель использования ветхозаветных цитат в Новом Завете — продемонстрировать, как образы и пророчества Священного Писания исполнились в служении и распятии Иисуса Христа . Прямые цитаты 68-го псалма чаще используются в контексте ожесточения иудеев и страданий Христовых. Они показывают, почему Христос не был принят как Мессия .
«Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились» ( Пс. ) ⇒ «возненавидели Меня напрасно» ( Ин. ) .
Эта цитата стоит в начале последнего раздела Прощальной проповеди, где Иисус говорит о враждебности мира по отношению к Нему и о предстоящем служении Святого Духа . Иисус предупреждает учеников, что противление мира вскоре обратится против них. Противление мира, например, предательство Иуды , Иисус считает исполнением ветхозаветных пророчеств .
Эти слова Иисуса Христа, произнесённые в преддверии распятия, напоминают об образе страдающего праведника и служат почвой для ряда логических заключений. В частности, выводов о многочисленности и могуществе врагов страдальца, о ложных обвинениях со стороны врагов и об уповании праведника на Бога. Иисус демонстрирует, что ненависть к Нему носит беспричинный характер, она не основана на доводах разума или законности, но происходит из неправедных мотивов. Дальнейшее повествование Евангелия от Иоанна демонстрирует правоту Иисуса .
«Ревность по доме Твоём снедает меня» ( Пс. ) ⇒ «При сём ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоём снедает Меня» ( Ин. ).
Пятый стих цитирован в контексте очищения Иерусалимского храма — символа национального и религиозного самосознания евреев. Первый храм , построенный Соломоном , разрушили вавилоняне , затем храм отстроил заново Зоровавель , а перед пришествием Христа его отреставрировал Ирод . В литературе эпохи Второго храма звучало ожидание нового храма с приходом Мессии .
Когда Иисус изгнал из храма меновщиков, опрокинул их столы и прогнал с территории продававшихся жертвенных животных, это было не вспышкой необузданного гнева, а проявлением подлинного духовного рвения . Это поступок Человека, снедаемого ревностью по Божьей славе и желающего устранить препятствия на пути надлежащего поклонения . Действия Иисуса были созвучны ожиданиям той эпохи от Мессии. С учётом того, что в предшествующей части Евангелия Иисус был назван «Мессией» , «Сыном Божьим» , «Царём Израилевым» ( Ин. , ), неудивительно, что Его ученики вспомнили цитату из 68-го псалма .
С точки зрения дальнейшего евангельского повествования, действия Иисуса в этом эпизоде не ограничиваются ревностью по «дому» Божьему, но включают более общую заботу о народе Божьем . Важно, что за этим отрывком следуют слова не о буквальном материальном храме, но о «храме» тела Христова ( Ин. ), а затем — о восстановлении подлинного поклонения «когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин. ) .
«Злословия злословящих Тебя падают на меня» ( Пс. ) ⇒ «Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» ( Рим. ).
Здесь апостол Павел обращается к участникам конфликта внутри христианской общины Рима. Можно было бы предположить, что Павел будет говорить о любви Христа к людям, но вместо этого он неожиданно говорит о преданности Мессии Богу. Он говорит о том, что ревнуя о Господе, верующие становятся объектом враждебности для своих языческих соседей. Эта враждебность может исходить даже от близких, от членов семьи .
«И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. ) ⇒ «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» ( Ин. ), «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф. ), «побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить» ( Мф. ).
Явная аллюзия на 68-й псалом, неоднократно используемая в Евангелиях в описании страстей Христовых . Это свидетельствует о том, что ранние христиане использовали эти тексты, как ветхозаветные аргументы, объясняющие распятие Иисуса .
«Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнёю; да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда» ( Пс. , ) ⇒ «И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлёю в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда» ( Рим. ).
В 68-м псалме этот отрывок представляет собой реакцию страдающего за верность Богу праведника, которому дали в пищу желчь и напоили уксусом. Апостол Павел , использует цитату в Новом Завете в контексте рассуждений об уверовавшем во Христа «остатке» израильского народа и остальных, ожесточившихся, израильтянах. То, что должно было стать источником духовного питания для иудеев ( «трапеза» символизирует благословения через веру в Иисуса Христа), привело к отторжению. В цитировании Павел несколько меняет текст псалма. Он упоминает о возмездии в конце 23-стиха, тем самым подчеркивая идею Божьего суда в наказание за неповиновение. Кроме того вместо «расслабленных чресел» Павел пишет о «согбенном хребте», то есть гнёте и, вероятно, рабстве. Вполне возможно, что Павел считал отвержение Христа повторением прежнего идолопоклонства Израиля, и таким образом «согнутая спина» становится воздаянием за вероотступничество. Израиль так и не осознал своего рабства, оно не внешнее и видимое, а внутреннее и духовное .
«Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих» ( Пс. ) ⇒ «В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» ( Деян. ).
Поскольку слова из 68-го псалма понимаются христианами как поэтическое выражение проклятия в адрес преследующих Иисуса, то использование этого отрывка в отношении Иуды вполне естественно. Причем, цитату можно понимать не только как образное выражение, но и как буквально исполнившееся пророчество. «Двор» можно перевести как «жилище», «загон для скота», «селение». Апостол Пётр в Деян. говорит о поле Акелдама , купленном на деньги за предательство Иуды , которое в дальнейшем использовалось как место для захоронения странников .
Описания истязаний Иисуса Христа в Новом Завете содержит многочисленные прямые отсылы либо аллюзии на текст этого псалма. Стихи Пс. и Пс. отражают дикую ненависть преследователей и чувство оставленности, которые претерпел на Себе Христос ( Мф. , Мф. , Мк. ).
Версия стиха 20 цитируется как текст в англоязычной оратории « Мессия » Георга Генделя .