Interested Article - Изобразительны
- 2021-03-04
- 1
Изобрази́тельны , Изобрази́тельные , После́дование изобрази́тельных — одна из служб суточного цикла богослужений в православии , которая может как входить в состав литургии , так и совершаться отдельно, например — «обе́дница» .
В древности, когда у христиан было принято причащаться каждый день и они брали запасные Святые Дары к себе домой, чтение изобразительных применялось для самопричащения сначала мирян, а потом, когда появилось монашество, и монахов, в особенности отшельников, живших далеко от храма. Литургия в монастырях тогда совершалась раз в неделю — по воскресеньям, а в остальные дни монахи причащались запасными Дарами. Впоследствии, когда появились другие чины самопричащения, изобразительны повлияли на их состав. В настоящее время для этих целей используются Литургия преждеосвященных Даров и особый «Чин причащения больных на дому» , изложенный в Требнике . Какое-то время изобразительны читались после литургии для принятия антидора . В житии преподобной Марии Египетской сказано, что старец, причащавший святую Марию, по её требованию перед причащением прочитал Символ веры и молитву Господню , которые являются основой изобразительных.
Изобразительны легли в основу великого повечерия и повлияли почти на все богослужения суточного круга , представленные в Часослове , кроме утрени .
Как и все службы суточного богослужебного круга, изобразительны в храме могут совершаться только один раз в день: либо после Шестого часа (в составе литургии), либо между Девятым часом и вечерней .
Изобразительны и обычное начало
Результатом крайнего сокращения изобразительных является обычное начало . Первое упоминание применения изобразительных в начале молитв относится к IV веку: авва Силуан советовал иноку перед утренним правилом выйти из кельи и прочитать Символ веры и Отче наш .
Состав
Заповеди блаженств с припевом «помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» напоминают ектению с прошениями о живых и усопших, имеющую припев «Господи, помилуй». Далее в изобразительных читается троичное славословие ангелов так же, как поётся на литургии «Свят, свят, свят...»: таким образом сердца молящихся возводятся от земли к Небесам. Символ веры изображает евхаристические молитвы. Молитва «Отче наш» связана с причащением из-за присутствующих в ней слов «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Кондаки соответствуют молитвам поминовения, причём отдаётся предпочтение кондаку Преображения, так как Преображение Господне символизирует здесь пресуществление Даров. 33-й псалом в конце изобразительных служил благодарственным молитвословием по причащении.
Обедницей называются изобразительны с чтением Апостола и Евангелия для замены литургии, которая должна в этот день совершаться, но по каким-либо причинам не совершается: например, если один священник приходится на несколько храмов .
Чинопоследование
В современной приходской практике Русской православной церкви имеется несколько вариантов совершения изобразительных . В данной таблице не представлены только пасхальные изобразительны.
Как обе́дница ( мирянским чином ) [ источник не указан 466 дней ] | В составе полной Литургии | Перед присоединением полной Литурги́и к вече́рне | В соче́льники когда нет Литургии | Пред Литургией преждеосвященных Даров | Когда нет Литургии в многодневные посты |
---|---|---|---|---|---|
Канона́рх
: «
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших Го́споди Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий поми́луй нас
»,
Чтец : Начальные молитвы , « Господи помилуй » 40 раз, Хор : « Благослови́ душе́ моя́ Го́спода… » , « Господи помилуй » 12 раз, Хор: « Хвали́ душе́ моя́ Го́спода… », « Слава… И ныне… », « Единородный Сыне … » « Го́споди поми́луй » 12 раз |
Возглас
священника
,
Мирная ектения , Хор: « Благослови́ душе́ моя́ Го́спода… » , Малая ектения, Хор: « Хвали́ душе́ моя́ Го́спода… », « Сла́ва… И ны́не… », « Единоро́дный Сы́не… », Малая ектения |
Чтец: «
Благослови́ душе́ моя́ Го́спода…
»,
« Хвали́ душе́ моя́ Го́спода… », « Сла́ва… И ны́не… », « Единоро́дный Сы́не… » |
— | ||
Певчие : Заповеди блаженства | Чтец: Заповеди блаженства |
Певчие: Заповеди блаженства с
припеванием
слов
благоразумного разбойника
« Помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м » |
|||
— |
Чтец:
« Помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м. Помяни́ нас, Влады́ко, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м. Помяни́ нас, Святы́й, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м. » |
Певчие:
« Помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м. » Земной поклон « Помяни́ нас, Влады́ко, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м. » Земной поклон « Помяни́ нас, Святы́й, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м. » Земной поклон. |
|||
Певчие поют: тропари и кондаки прилучившегося праздника, дня седмицы , храма , рядового святого, « Сла́ва… И ны́не… », заупокойный кондак, « Предста́тельство христиа́н непосты́дное… » | Чтец: « Лик небе́сный… » со стихами | ||||
Прокимен , Апостол и аллилуиарий | Прокимен , Апостол , аллилуиарий и Евангелие | — | |||
С народом поётся Никео-Цареградский Символ веры |
Далее уже на
Литургии верных
:
С народом поётся Никео-Цареградский Символ веры |
— | Чтец произносит Никео-Цареградский Символ веры | ||
— | Чтец: « Осла́би, оста́ви, прости́, Бо́же, прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, я́же в сло́ве и в де́ле, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же во дни и в нощи́, я́же во уме́ и в помышле́нии: вся́ нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец » | ||||
Певчие: « Отче наш … » | Чтец: « О́тче наш… » | ||||
— | Чтец: кондак праздника | Чтец: кондак предпразднства | Чтец произносит: кондаки Преображения , дня седмицы, храма, рядового святого, « Сла́ва… И ны́не… », заупокойный кондак, « Предста́тельство христиа́н непосты́дное… » | ||
— | Чтец: « Го́споди, поми́луй! » 40 раз |
Чтец: «
Го́споди, поми́луй!
» трижды, «
Сла́ва… И ны́не…
», «
Честнейшую херувим
…
», «
И́менем Госпо́дним благослови́ , о́тче
».
Возглас священника: « Бо́же, уще́дри ны… », Молитва Ефрема Сирина с поклонами |
|||
— |
Чтец:
Трисвятое
по «
О́тче наш…
»,
Священник: « Я́ко Твое́ есть Ца́рство… », Чтец: « Ами́нь », « Го́споди, поми́луй! » (12 раз) |
— | |||
— |
Чтец: «
Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во…
»,
Диакон : « Прему́дрость », Певцы: « Достойно есть … » до слов « и Ма́терь Бо́га на́шего » (включительно), Священник: « Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас », Певцы: « Честне́йшую херуви́м… », Священник: « Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же… », Певцы: « Сла́ва… И ны́не… », « Го́споди, поми́луй! » трижды, « Благослови́ », Священник на амвоне произносит отпуст |
— | |||
— |
Певцы медленно поют: «
Го́споди, поми́луй!
» трижды,
Священник южной диаконской дверью входит в алтарь |
Певцы поют Многолетны |
Певцы медленно поют: «
Го́споди, поми́луй!
» трижды,
Священник южной диаконской дверью входит в алтарь |
— | |
Песнопения, помещённые в конце Последования изобразительных. | |||||
— |
В конце
Литургии верных
Певчие: « Да испо́лнятся уста́ на́ша… » |
— |
В конце Литургии преждеосвященных Даров
Певчие: « Да испо́лнятся уста́ на́ша… » |
— | |
Певчие:
« Бу́ди и́мя Госпо́дне… » трижды, Псалом 33 |
— |
Чтец:
« Бу́ди и́мя Госпо́дне… » трижды, « Сла́ва… И ны́не… », Псалом 33 |
В конце вечерни наступающего дня:
Чтец: « Бу́ди и́мя Госпо́дне… » трижды, « Сла́ва… И ны́не… », Псалом 33 |
Примечания
- . Дата обращения: 13 ноября 2017. 29 мая 2019 года.
- ↑ Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. — .
- Протоиерей Андрей Ефанов. . www.bogoslov.ru : научный богословский портал (1 февраля 2017). Дата обращения: 3 октября 2022. 7 октября 2022 года.
- от 10 апреля 2021 на Wayback Machine Патриархия.ру
- от 10 апреля 2021 на Wayback Machine Патриархия.ру
- от 10 апреля 2021 на Wayback Machine Патриархия.ру
- от 10 апреля 2021 на Wayback Machine Патриархия.ру
- ↑ Вместо изобразительных антифонов, иногда поются праздничные антифоны, или вседневные антифоны [ источник не указан 466 дней ]
- . Дата обращения: 13 ноября 2017. 14 ноября 2017 года.
Ссылки
- Диаковский, Евфимий Петрович. Последование часов и изобразительных [Текст] : историческое исследование [церк. служб]. — Киев : тип. Т.Г. Мейнандера, 1913. — .
- [Текст] / Сост.: диакон Алексий Попов. — Москва, 2020. — 31 с.
- 2021-03-04
- 1