Псалмы:Авторы
- 1 year ago
- 0
- 0
Мессианские псалмы — некоторые псалмы из входящей в Ветхий Завет книги Псалтирь . В христианстве они воспринимаются как прообразные или пророческие в отношении Иисуса Христа и некоторых евангельских событий, произошедших через сотни и даже тысячу лет позднее времени написания .
После Своего воскресения Христос сказал ученикам: «вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» ( Лк. ). Здесь Христос ясно говорит о том, что псалмы — наиболее христологичная и насыщенная мессианскими пророчествами книга третьей части Ветхого Завета ( Ктувим ). В Новом Завете насчитывается 400 ссылок и цитат на Псалтирь . Христос в Новом Завете цитировал псалмы не менее шести раз, ранняя Церковь тоже использовала их .
Во времена Ветхого Завета смысл некоторых псалмов был далеко не всегда ясен. Псалмопевец мог описывать личные переживания и события своей жизни, но при этом использовать выражения и образы, не укладывающиеся в личный опыт. Значение этих псалмов становилось понятным лишь после прихода Иисуса Христа .
Выводы о том, что тот или иной псалом имеет мессианский смысл богословы делают на основании контекста, прямых новозаветных цитат, церковного учения и ясного смысла изречений псалмов . Все же из-за разницы в требованиях к четкости прообразов и пророчеств богословы расходятся во мнениях, сколько именно псалмов следует относить к мессианским. Так, авторы «Библейского справочника Геллея » сочли мессианскими 11 псалмов: это псалмы 2 , 8 , 15 , 21 , 44 , 68 , 71 , 88 , 109 , 117 и 131 . Авторы справочника подчёркивают, что эти псалмы содержат отрывки, ясно и определённо мессианского характера, неприменимые к кому-либо другому, кроме Иисуса Христа .
Авторы «Толковой Библии Лопухина» не дали такого категоричного определения и причислили к мессианским 23 псалма: 2 , 8 , 15 , 19 , 21 , 39 , 40 , 44 , 46 , 50 , 67 , 68 , 71 , 77 , 88 , 94 , 96 , 101 , 117 , 118 , 129 , 131 , 142 .
В свою очередь, Павел Юнгеров относит к общепризнанным мессианскими следующие псалмы (или фрагменты псалмов): 2 , Пс. , 21 , Пс. , 44 , 68 , 71 , 109 . Однако он не настаивает, что этот список законченный. Более того, он поясняет, что ряд других псалмов также содержит параллельные, аналогичные или тесно связанные с этими мессианскими псалмами изречения, а также приводимые в мессианском смысле в новозаветных книгах и христианских вероучительных системах .
По мнению Павла Юнгерова , мессианские пророчества, содержащиеся в отдельных псалмах, взаимно дополняют друг друга, складываясь в единое цельное учение о спасении человека Господом через Мессию и Его служение. Это учение не противоречит пророчествам из других книг Ветхого Завета, отмечает Юнгеров .
Исходным пунктом для изложения картины пророчеств Псалтири о Мессии, по мнению Юнгерова, следует считать Пс. . Здесь сказано о предстоящей отмене ветхозаветных жертв, как очистительных перед Богом, и замене их единократным совершением жертвы в виде тела Иисуса Христа, закланного за грехи всех людей. При том, что в Пс. , а также в Пс. сказано о недостаточности ветхозаветных жертв для спасения людей .
Причиной явления Мессии, по Юнгерову, станет возмущение против Бога земных народов и их князей ( Пс. , ) и, как следствие, необходимость войны и победы Мессии над Его врагами ( Пс. , , Пс. , , сравните с Пс. ). При этом возмущение против Бога враждебных царей и народов будет иметь не политическую, а нравственную основу ( Пс. ) .
Мессия, по Юнгерову, будет сочетать в Себе царственное и священническое достоинство ( Пс. , Пс. ). Согласно пророчествам псалмопевцев, Мессия будет Лицом Божественным, Богом и от вечности рожденным Сыном Божьим, престол Его будет вечен. В то же время Мессия будет истинным человеком, сыном Царя, помазанным над Сионом Иеговою. К этом образу следует присоединить еще и образ Мессии-Страдальца, невинного перед Богом, но вынужденного претерпеть жестокие преследования, о чем подробно повествуют псалмы 68 и 21 .
В мессианских псалмах предсказано основание царства Мессии среди людей, отмечает Юнгеров. Псалмы предсказывают обращение этих людей к Богу и освобождение от грехов, дарование им вечного блаженства в постоянном пребывании близ Господа — источника блаженства .
Александр Мень обратил внимание на мессианизм книги Псалтирь в целом. Он определял мессианизм как пророчество и учение о грядущем спасении Богом Своих людей (из всех народов) через потомка Давида. Это откровение, согласно А. Меню, не было дано в Ветхом Завете разом в законченном виде, а раскрывалось постепенно, по мере углубления религиозного сознания людей .
Мень выделил пять фаз мессианского откровения:
По мнению А. Меня, все эти этапы мессианского откровения отражены в различных группах псалмов. Именно поэтому, считал он, Псалтирь служит своеобразным «ключом» к христианскому пониманию Ветхого Завета .
В зависимости от характера откровения некоторые богословы делят мессианские псалмы на пять типов:
Примером может служить Пс.109 , прямо предсказывающий приход Царя и священника по чину Мелхиседека , в Новом Завете чётко отождествляемого с Иисусом Христом. ( Мф. )
К ним можно отнести Пс.95-98 («псалмы воцарения»). Они описывают приход Господа и установление Его Царства. В них читаются намеки, что это произойдёт во второе пришествие Христа .
Псалмопевец пишет о своих переживаниях, но используемые им образы и язык явно выходят за рамки его земного опыта. Пример — Пс.21.
Эти псалмы посвящались современникам и рассказывали о реальных событиях того времени, но окончательно исполнились в Иисусе Христе (Пс. 2, 44, 71).
Мессианский характер этих псалмов менее очевиден. Отдельные отрывки имеют отношение ко Христу, но не всё в этих псалмах к Нему применимо. Впоследствии Иисус и ученики могли использовать для описания собственных переживаний фразы и образы из этих псалмов (например, использование в Деян. фрагмента Пс. ) .
В богословской литературе по отношению к мессианским псалмам используются такие термины как псалмы царские, пророческие, прообразные (прообразовательные).
К «царским» относят псалмы ( 2 , 44 , 71 , 109 и другие), в центре которых стоит царь (чаще Давид ) в качестве прообраза Христа и которые посвящены важным эпизодам царской жизни (воцарение, брак и т. д.). Эти псалмы имеют двойной смысл. Они прославляют царя или Дом Давида в целом, но в конечном итоге относятся ко Христу, как Мессии .
«Пророческими» называются псалмы (фрагменты псалмов), где псалмопевец просто излагает грядущие события в данном ему откровении. Примером может служить Псалом 109 , описывающий грядущее господство над миром Сына Божия через описание побед Давида .
«Прообразные (прообразовательные)» псалмы — те, где будущие события и персоны преподносятся в чертах уже произошедших, исторических фактов и персон. Прообразные псалмы отличаются от пророческих тем, что распознаются только после свершения события, «оглянувшись назад» . Примером может служить Псалом 8 , где через описание прославления Бога даже младенцами после перехода через Чермное море точно воспроизводится события будущего времени — восхваление Иисуса Христа малыми детьми после Его входа в Иерусалим .
Пс. 2: божественность Мессии, Его всемирное царство
Пс. 8: человек — венец творения, который займет высокое положение в дни Мессии
Пс. 15: воскресение Мессии из мертвых
Пс. 21,68: будущие страдания Мессии
Пс. 44: царственная невеста Царя и вечный престол.
Пс.71: слава и величие Мессианского царства
Пс. 88: Божье обетование вечного престола Мессии
Пс. 109: Мессия — вечный царь и священник
Пс. 117: отвержение Мессия вождями своего народа
Пс. 131: обетование Мессии вечного престола Давида