Interested Article - Вопрос о внешности и национальной принадлежности Иисуса Христа

Стереотипное представление Иисуса в западной культуре, немецкая гравюра.

Внешность и национальная принадлежность Иисуса Христа — вопрос, возникший фактически с начала существования раннего христианства , так как в Новом Завете отсутствует описание физической внешности Иисуса до его смерти.

Несмотря на отсутствие прямых библейских или исторических справок, начиная с II века вопрос о расовой принадлежности Иисуса остаётся всё ещё актуальным и подвергается дебатам . В Средние века ряд документов неизвестного или сомнительного происхождения давали подробное описание о происхождении Иисуса, однако сейчас они признаны мистификациями . Большинство людей имеют представление об Иисусе, исходя из церковных изображений, а именно белокожего красивого молодого мужчину, с тонким, высоким телосложением и длинными каштановыми волосами и короткой бородой, однако данный образ не основывается на серьёзных исследованиях и создан на основе недостоверных источников .

В XIX веке существовало популярное мнение, что Иисус был белым , параллельно существовала теория о его чёрном происхождении. Однако в основном подобные теории были субъективными, основанными на культурных стереотипах и социальных тенденциях, а не на научных и исторических исследованиях. В течение 2000 лет разными культурами было создано множество изображений Иисуса, чей облик зависел от культурных условий, политических обстоятельств и богословского контекста . В наше время не существует никакого общего научного соглашения об этнической принадлежности Иисуса, однако по наиболее популярной и признанной теории, Иисус был евреем .

Библейские источники

Вознесение Христа
Александр Иванов , XIX век

В Новом Завете отсутствует какое-либо описание физической внешности Иисуса до его смерти .

В синоптических Евангелиях Иисус во время преображения описывается следующим образом: «его лик светится, как солнце», — однако другие описания в Евангелии отсутствуют .

В Откровении Иоанна Богослова облик Иисуса описывается так: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» ( Откр. ), — однако описание соответствует вознесению Христа, то есть после его смерти, а не при жизни .

В Ветхом Завете новый Мессия (Христиане верят, что это Иисус ) в псалме 44:2-3 описывается как «прекраснее сынов человеческих», что также повлияло на формирование гипотезы о внешности Христа .

Когда самаритянка спросила Иисуса: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ( Ин. ), — Он не отрицал своей принадлежности к иудейской общине. Однако, в аналогичной ситуации, когда иудеи спросили Христа, не является ли он самарянином ( Ин. ), Он оставил упрек незамеченным ( Ин. ) .

Раннее христианство и Средние века

Иса (Иисус)
персидская миниатюра

Несмотря на отсутствие прямых библейских или исторических справок, начиная со второго века выдвигались различные теории о происхождении Иисуса. Например, Иустин Мученик предложил свою версию происхождения Иисуса, основываясь на его родословии . Его теория оставалась популярной и обсуждалась на протяжении веков . Римский антихристианский философ Цельс описывал Иисуса как «уродливого и маленького» .

Отцы Церкви Иероним Стридонский и Аврелий Августин указывали, что Иисус должен был иметь идеальное тело и прекрасное лицо. Августин утверждал, что Иисус был прекрасным, как дитя, прекрасным на земле и на небесах . Эту идею в XIII веке развил философ Фома Аквинский , в своей работе Сумма теологии утверждая, что Иисус был воплощением идеальной красоты и совершенства .

В средние века было создано множество источников-мистификаций, описывающих внешность Христа. В IX веке монах Епифаний описывал высокую ангельскую фигуру, которую в разные времена интерпретировали как Христа, однако учёные опровергают данное предположение .

Другие недостоверные источники включают в себя сведения из книги Арчко и письма Понтия Пилата Тиберию , где описывается облик Христа, основанный на представлениях в тот временной период . Также в XIV веке церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул , ссылаясь на неизвестные античные источники, описывал Иисуса как высокого красивого человека с волнистыми длинными волосами. Данный образ стал основой для многочисленных церковных изображений .

Исламские хадисы VIII—IX века описывают Иисуса как красного (красный цвет кожи может означать смуглый цвет с красноватым оттенком, а также может быть эвфемизмом, который обозначает светлокожих людей) , в другом Хадисе Иисус описывается с чёрно-коричневой кожей ( перс. آدَمُ ‎) .

Возникновение расовых теорий

Чёрный Иисус, Эфиопия

Известный историк Колин Кидд в своей работе « The forging of races» (Ковка рас) описывает, что расовые теории о происхождении библейских персонажей обусловлены культурными стереотипами и тенденциями, но ни в коем случае не научными исследованиями . Существует множество теорий о расовой принадлежности Иисуса, начиная с нордической , заканчивая негритянской . Среди учёных по-прежнему нет общего согласия относительно происхождения Христа. Библеист утверждает, что Иисусу присуща некая универсальность, которая выходит за рамки национальности .

Среди учёных нет чёткого согласия в вопросе об этническом происхождении Иисуса, но, по наиболее популярной теории, он был евреем . Существует предположение, что Иисус был галилеянином , представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей . По одной маргинальной версии он был ассирийцем .

Маргинальные теории

В течение нескольких последних веков возникало множество теорий о происхождении Иисуса, не имеющих, как правило, отношения к признанной исторической точке зрения. Возникла так называемая закономерность, когда какое-либо национально-христианское движение могло придавать Иисусу черты своей культуры или даже причисляло к своему народу, как это было, например, с европейцами в XIX веке или африканцами и индейцами в XX веке. При этом биография Иисуса намеренно искажалась или даже дискредитировалась, чтобы оправдывать маргинальные теории .

В XIX веке была популярна теория об « арийском » происхождении Иисуса, а позже и отрицание его еврейского происхождения, в частности среди нацистских теологов . Мэдисон Грант утверждал, что Иисус принадлежал к « индоевропейской расе » . Стюарт Чемберлен выдвинул предположение об индо-ирано-германском происхождении Христа . Сторонники «арийского» происхождения также утверждали, что если Иисус по религии и был иудеем , то он всё равно не принадлежал к «еврейской расе» . Основным аргументом для их гипотезы выступал тот факт, что исторический регион Галилея якобы заселялся «арийскими» народами, однако это утверждение не нашло научной поддержки .

В XX веке свою популярность стала набирать противоположная теория, согласно которой Иисус был чёрным , однако не принадлежал к какой-либо определённой африканской народности, а также что первые евреи, Иаков и его дети, были первоначально чёрными . Идея о том, что Иса (Иисус), как и остальные пророки, был чёрным, является неотъемлемой частью идеологии негритянской религиозной секты Нация ислама .

Мартин Лютер Кинг был сторонником гипотезы о «Чёрном Христе» и ставил параллель между борьбой Христа против авторитетов того времени и борьбой афроамериканцев в южных частях Соединенных Штатов за свои права . Однажды он даже публично спросил у белых церковных лидеров, почему они не оказывают поддержку в борьбе за расовое равенство негров . Во многих случаях данная теория была политическим рычагом, чтобы отождествлять Иисуса с чёрными в борьбе против господства белых , хотя политический деятель Альберт Клидж высказывал утверждения об этническом чёрном происхождении Христа . Версия о чёрном Иисусе исторически существовала в Эфиопии , одной из первых христианских стран, однако не носила под собой политический или общественный характер, а являлась одной из особенностей эфиопской иконописи, хотя Иисуса и библейских персонажей могли изображать белыми или чёрными . Немногим позже популярность стала набирать идея о том, что Иисус был индейцем. На фоне национально-освободительных движений коренных народов Америки ряд индейских организаций в открытую продвигал идею индейского происхождения Иисуса, хотя и задолго до этого в посёлках с преимущественно индейским населением в церквях ставили иконы с изображениями Марии и Иисуса, обладающих индейскими чертами лица и одеждой .

Недавно возникла ещё одна, более нестандартная теория, а именно, что Иисус был китайцем . Главным поводом послужило то, что история и смерть Иисуса во многом схожа с историей китайского пророка , жившего за 500 лет до Христа. Это послужило поводом для некоторых историков предположить, что Ин Ли и Иисус были одним лицом . Среди радикальных корейских христиан (в Корее достаточно широко распространено христианство) существует также теория о корейском происхождении Иисуса и заговоре западного мира с целью украсть себе наследие Христа .

На западной Украине возникла теория об украинском происхождении Иисуса и других известных религиозных деятелей. Идеология де-факто повторяет арийскую теорию , популярную в германских государствах в XIX веке , в которых на фоне широких антисемитских настроений отрицалось еврейское происхождение Христа. В частности, сторонники украинского Иисуса утверждают, что он родился в Галилее , которая на деле является искажённым словом Галичина . Теория стала массово популяризироваться в 90-х годах после публикации эссе-романа беллетриста «Путь Ариев» . В то же время она подверглась жёсткой критике со стороны православной церкви . Позже теории публиковались в украинских газетах, в частности в газете Верховной Рады «Голос Украины», и учёным Валерием Бебиком . Американский публицист украинского происхождения Михаэль Дорфман предполагает, что теория зародилась в условиях оккупации Украины нацистской Германией и оказания помощи нацистскими войсками православным священникам . Редакция Корреспондент причисляет теорию к одной из самых ярких фальсификаций украинской истории .

Национально-христианские движения в других странах восточной Европы тоже склонны придавать Иисусу черты своей национальности и культуры; так, например, Игорь Куберский, журналист новостного портала Эхо Москвы , отметил, что в России на фоне роста национально-христианского сознания он всё чаще слышал от разных людей мнение, что Иисус является русским по материнской линии, так как имя его матери, Богородицы Марии , якобы является исконно русским именем . О похожей проблеме среди поляков высказывались журналисты из новостной газеты Выборча и Rzecz o prawie, отметив, что в условиях, когда современный польский национализм тесно связан с католичеством и верой в еврейский заговор, значительная часть населения продолжает верить в то, что Иисус был по национальности поляком . Польский скульптор Станислав Шукальский начиная с 1940 года посвятил большую часть своего времени изучению тайн доисторической истории человечества. Шукальский считал, что обнаружил польское происхождение различных древних мест, которые оформил в работу под названием «Проязык» ( англ. Protong , польск. Macimowa ), в которой утверждал о польском происхождении Иисуса .

Научные исследования

Предположительная внешность Иисуса по версии Ричарда Нива

Исследования, показываемые в документальном фильме от BBC 2001 года , предполагают, что Иисус, на основе того, что он был евреем или галилеянином, должен был иметь оливковый цвет кожи и чёрные глаза/волосы, но никак не мог быть светлокожим с каштановыми волосами, как это представлено в статуях и иконах . Некоторые американские консервативные СМИ обрушились с критикой на BBC, обвинив фильм в «пренебрежительности» к устоявшимся христианским канонам . Однако и в кругу учёных нет единого согласия о внешности Иисуса из-за отсутствия каких-либо первоисточников, описывающих его внешность, кроме согласия, что он был евреем, поэтому оценки его внешности субъективны и могут считаться лишь приближенными, но не достоверными . Позже научные каналы BBC , France 3 и Discovery Channel объединились для изучения вероятной внешности Христа, для чего были изучены черепа семитских народов, обитающих в I веке на территории той арены, где происходили события Нового завета . При помощи судебной антропологии было сконструировано лицо типичного семита, из которого стало ясно, что у Иисуса с высокой вероятностью было широкое лицо и крупный нос, при этом образ худощавого белого человека с длинными волосами и карими глазами крайне неправдоподобен и создан на основе европейских идеалов красоты первого тысячелетия .

Британский эксперт попытался воссоздать облик Христа, предварительно изучив строение черепов семитов из Галилеи эпохи жизни Христа и с помощью компьютеров воссоздав их внешний облик при жизни. Изучив также рисунки, созданные до написания Нового Завета , исследователи смогли определить, что глаза и волосы Иисуса были тёмными, а по еврейской традиции он носил бороду. Анализ толкования Библии показал, что волосы у Иисуса были не длинными, а короткими и курчавыми. Также в пользу данного факта говорит ещё один аргумент: растить волосы для мужчины той эпохи считалось бесчестием. Анализируя остатки скелетов, учёные установили, что средний семитский мужчина был ростом примерно 155 сантиметров и весил 50 килограммов. Но так как Иисус до 30 лет работал плотником, его тело должно было быть более мускулистым, а кожа загорелой. Помимо этого, он должен был выглядеть старше своих лет. Однако данную картину можно считать лишь «приближённой» .

Нерукотворные иконы и видения

Образ Христа согласно видениям Фаустины Ковальской , 1934 год

В средние века стало появляться множество нерукотворных изображений Христа, при этом их образ соответствовал представлениям той или иной культуры/времени. Наиболее известными примерами являются Спас Нерукотворный и Плат Вероники , который изображал Страсти Христовы .

Многие святые мистики утверждали, что лично видели Иисуса в своих видениях. Примечательно, что такие случаи чаще всего происходили у католиков .

В XX веке появлялись сообщения о чудесных образах Иисуса, которые вызывали общественный резонанс, например, фотография Секонда Пиа, сделанная на туринской плащанице , которая чётко изображает силуэт Иисуса. По данным на май 2010 года , чтобы увидеть «лик Христа», прибыло более 2 млн человек .

Большой популярностью пользуется образ Христа согласно видению святой Фаустины Ковальской , который она описала в своём дневнике и сделала набросок. Данный образ Христа сейчас популярен среди католиков и имеет более 100 миллионов последователей по всему миру .

Изображение в искусстве

Одно из ранних изображений Христа. Фрагмент росписей римских катакомб, IV век

Несмотря на отсутствие каких-либо библейских ссылок или записей, в течение двух тысячелетий появлялись самые разные изображения Иисуса Христа, которые зависели от культурных условий, политических обстоятельств и богословского контекста той или иной страны . Самые ранние изображения Христа были созданы в Риме. Как правило, изображался молодой человек без бороды, с длинными вьющимися волосами, в окружении апостолов или римлян . Однако параллельно появлялись и греческие изображения Иисуса с бородой, что соответствовало стереотипу образа странствующего философа . Некоторые ранние изображения Христа присутствуют в синагоге Дура-Европос , однако по причине того, что иудаизм запрещает изображения Христа, их влияние на реальный образ Иисуса остается неизвестным . Христианские изображения в искусстве III и IV веков иллюстрировали в основном Новый Завет , а после принятия реформ Константина Великого в IV веке , когда христианское искусство вошло в эпоху расцвета , Иисус стал изображаться как более зрелый человек с бородой .

Изображения Страстей Христовых в V веке отразили изменения в богословском центре ранней Церкви . В VI веке по Евангелию Рабулы были созданы несколько картин с распятием Христа и воскрешением . В VI веке изображение Иисуса с бородой стало стандартом в западных и восточных регионах Рима . В течение нескольких столетий Иисус изображался с каштановыми волосами на прямой пробор и с миндалевидными глазами . Именно в этот период появились Спас Нерукотворный и плат Вероники .

К VIII веку среди христиан Рима и Константинополя начались разногласия: в то время как каждый начинающий монах в Риме был обязан нарисовать икону преображения Господня , в Константинополе иконоборцы стали отвергать иконы, отрицая их мистические и литургические аспекты, а также было распространено мнение, что иконы являются суеверием и идолопоклонничеством . Эти разногласия вылились в Византийское иконоборство , значительно ограничившее создание и распространение икон, однако к середине IX века (843 г.) оно было отменено .

XIII век стал поворотным временем для эволюции «христианских изображений», когда на Западе стали создавать множество картин « чудес Христовых ». Францисканцы подчёркивали смирение Христа, начиная с рождения до смерти и распятия . При этом они передавали целый спектр эмоций, начиная от радости в честь рождества и заканчивая мучениями и агониями во время распятия . Эти темы оказали большое культурное влияние на христианское искусство в последующие столетия .

В эпоху Ренессанса ряд художественных мастеров, таких как Джотто ди Бондоне , Фра Беато Анджелико и другие, создавали изображения Иисуса. В их картинах наблюдалась чёткая лаконичность, а Иисус изображался идеалом человеческой красоты . Наиболее известным произведением того периода стала картина Леонардо да Винчи « Тайная вечеря », на которой изображён Иисус в окружении апостолов . В картине показан широкий спектр эмоций .

Некоторые люди выступали против изображений Иисуса теми или иными художниками. Например, в 1850 году на Джона Эверетта Милле было совершено нападение из-за картины « Христос в родительском доме ». Злоумышленники мотивировали это тем, что им «болезненно» видеть молодого спасителя рыжим еврейским мальчиком .

Первое появление Иисуса в кинематографе произошло в 1887 году в пятиминутном фильме , выпущенном в Париже . В поздних фильмах Иисус изображался с бородой и типичной внешностью, заданной в картинах эпохи Ренессанса .

В высокобюджетном фильме «Страсти Христовы» Джеймсу Кэвизелу — актёру, игравшему роль Иисуса Христа — приделали протез на нос, сделав его более «еврейским», и с помощью компьютерной графики изменили светлый цвет его глаз на карий. По словам дизайнера Мили Тевеса, он хотел подчеркнуть ближневосточную, семитскую национальность Иисуса .

Галерея

См. также

Примечания

  1. The Life of Jesus, Critically Examined by David Friedrich Strauss 2010 ISBN 1-61640-309-8 pages 114—116
  2. Racializing Jesus: Race, Ideology and the Formation of Modern Biblical Scholarship by Shawn Kelley 2002 ISBN 0-415-28373-6 pages 70-73
  3. The Oxford companion to the Bible 1993 ISBN 0-19-504645-5 page 41
  4. Making Sense of the New Testament by Craig L. Blomberg 2004 ISBN 0-8010-2747-0 pages 3-4
  5. Pontius Pilate: portraits of a Roman governor by Warren Carter 2003 ISBN 0-8146-5113-5 pages 6-9
  6. The forging of races: race and scripture in the Protestant Atlantic world by Colin Kidd 2006 ISBN 0-521-79324-6 pages 44-45 . от 24 апреля 2014 на Wayback Machine
  7. The forging of races: race and scripture in the Protestant Atlantic world by Colin Kidd 2006 ISBN 0-521-79324-6 page 18
  8. Jesus: the complete guide by Leslie Houlden 2006 082648011X pages 63-100
  9. The likeness of the king: a prehistory of portraiture in late medieval France by Stephen Perkinson 2009 ISBN 0-226-65879-1 page 30
  10. Amy-Jill Levine The Historical Jesus in Context edited by Amy-Jill Levine et al. — Princeton University Press . — P. 10 . ISBN 978-0-691-00992-6
  11. Robin M. Jensen «Jesus in Christian art», Chapter 29 of The Blackwell Companion to Jesus edited by Delbert Burkett 2010 ISBN 1-4051-9362-X page 477—502
  12. The forging of races: race and scripture in the Protestant Atlantic world by Colin Kidd 2006 ISBN 0-521-79324-6 pages 48-51
  13. The Cambridge companion to the Gospels by Stephen C. Barton ISBN pages 132—133
  14. The Content and the Setting of the Gospel Tradition by Mark Harding, Alanna Nobbs 2010 ISBN 978-0-8028-3318-1 pages 281—282
  15. Revelation by William C. Pender 1998 ISBN 0-664-22858-5 pages 14-16
  16. Revelation 1-11 by John MacArthur, Jr. ISBN pages 37-39
  17. * The Cross of Christ by John R. W. Stott, Alister McGrath 2006 ISBN 0-8308-3320-X page 145
  18. «John 8:48-49. In John 8:42 ff. Jesus had denied that His opponents were sons of God, and had stamped them as children of the devil. This procedure they regard only as a confirmation of the accusation which they bring against Him (λέγομεν) of being a Samaritan, i.e. an heretical antagonist of the pure people of God (for in this light did they view that despised people of mixed race), and possessed with a devil (John 7:20). <...> With quiet earnestness, leaving unnoticed the reproach of being a Samaritan, Jesus replies: I for my part am not possessed, but honour (by discourses which you consider demoniacal, but by which I in reality preserve and promote the glory of God) my Father; and you, on your part, what is it that you do?» ( , . от 11 ноября 2019 на Wayback Machine ).
  19. Robert E. Van Voorst, Jesus Outside the New Testament: An Introduction to the Ancient Evidence , Eerdmans Publishing, 2000, p.66.
  20. St. Augustin the Writings Against the Manicheans and Against the Donatists by St Augustine, Philip Schaff 2005 ISBN 0-7661-8394-7 page 29
  21. Summa Theologica, Volume 4 (Part III, First Section) by St Thomas Aquinas 2007 ISBN 1-60206-560-8 pp. 2060—2062
  22. Thomas Aquinas: theologian of the Christian life by Nicholas M. Healy 2003 ISBN 0-7546-1472-7 pages 98-101
  23. The revelation of Elchasai by Gerard P. Luttikhuizen 1985 ISBN 3-16-144935-5 page 121
  24. Jesus by Hartmut Miethe, Hilde Heyduck-Huth, ISBN 3-930180-21-9 Taylor & Francis page 168
  25. Hadith , Volume 4, Book 55, Number 607, Narrated Abu Huraira; Volume 9, Book 88, Number 242, Narrated 'Abdullah bin 'Umar.
  26. Sahih al-Bukhari 3438 Book 60, Vol. 4, Book 55, Hadith 648 от 29 июля 2013 на Wayback Machine
  27. The forging of races: race and scripture in the Protestant Atlantic world by Colin Kidd 2006 ISBN 0-521-79324-6 pages 43-50
  28. . Stony the Road We Trod, 1991. ISBN 0-8006-2501-3 . Page 139.
  29. Михаил Анохин. . Первая десятка "Русского переплета" (26 марта 2008). Дата обращения: 14 апреля 2017. 5 марта 2017 года.
  30. www.aramnahrin.org. Дата обращения: 14 апреля 2017. 28 ноября 2016 года.
  31. . Дата обращения: 21 января 2016. 1 апреля 2019 года.
  32. Susannah Heschel The Aryan Jesus: Christian theologians and the Bible in Nazi Germany , 2008. — P. 32. ISBN 0-691-12531-7
  33. Louis P. Masur The challenge of American history 1999. — P. 319
  34. . от 6 июня 2009 на Wayback Machine Hans Jonas , New York Review of Books , 1981
  35. William Edward Arnal The Symbolic Jesus: Historical Scholarship, Judaism and the Construction of Contemporary Identity , 2005. — P. 46-47. ISBN 1-84553-007-1
  36. Аквилонов Е. П. , «Иудейский вопрос. О невозможности предоставления полноправия русским гражданам из иудейского народа». - СПб.: Типография М. Л. Меркушева, 1907 г. - с. 17-23.
  37. Jesus and the origins of Christianity by Maurice Goguel. — New York: Harper, 1960. — P. 255.
  38. «The Black Christ» Chapter 25 of The Blackwell Companion to Jesus edited by Delbert Burkett 2010 ISBN 1-4051-9362-X pages 410—420
  39. Colin Kidd, The Forging of Races: Race and Scripture in the Protestant Atlantic World, 1600—2000 . — Cambridge University Press , 2006. — P. 268.
  40. Paul Harvey and Edward Blum «The Color of Christ: The Son of God and the Saga of Race in America», 2012. ISBN 978-0-8078-3572-2
  41. . Дата обращения: 22 сентября 2013. Архивировано из 21 октября 2018 года.
  42. . Дата обращения: 21 января 2016. 28 января 2016 года.
  43. . Дата обращения: 30 июля 2013. 27 сентября 2013 года.
  44. . Дата обращения: 30 июля 2013. Архивировано из 11 июня 2013 года.
  45. . Дата обращения: 30 июля 2013. 28 сентября 2013 года.
  46. . Дата обращения: 2 октября 2017. 1 апреля 2019 года.
  47. от 4 марта 2016 на Wayback Machine [ неавторитетный источник ]
  48. . Дата обращения: 15 марта 2014. 15 марта 2014 года.
  49. . Дата обращения: 22 сентября 2013. Архивировано из 27 сентября 2013 года.
  50. . от 1 апреля 2019 на Wayback Machine [ неавторитетный источник ]
  51. . от 10 марта 2014 на Wayback Machine [ неавторитетный источник ]
  52. . от 15 марта 2014 на Wayback Machine
  53. . от 17 сентября 2019 на Wayback Machine [ неавторитетный источник ]
  54. . Дата обращения: 15 марта 2014. 15 марта 2014 года.
  55. . Дата обращения: 27 июня 2017. 6 июля 2017 года.
  56. . Дата обращения: 27 июня 2017. 18 марта 2017 года.
  57. Дата обращения: 27 июня 2017. 24 июня 2017 года.
  58. . Дата обращения: 27 июня 2017. 28 января 2018 года.
  59. (англ.) . Culture.pl . Дата обращения: 16 января 2023. 21 декабря 2018 года.
  60. London : BBC News (27 марта 2011). Дата обращения: 13 октября 2011. 3 декабря 2011 года.
  61. Wilson, Giles (2004-10-27). . London : BBC News . из оригинала 23 сентября 2011 . Дата обращения: 20 ноября 2011 .
  62. Preston, John (2001-04-08). . The Sunday Telegraph . London : . ISSN . OCLC . из оригинала 25 января 2013 . Дата обращения: 15 октября 2011 .
  63. Bennett, Catherine (2001-03-29). . The Guardian . London : Guardian Media . ISSN . OCLC . из оригинала 5 ноября 2013 . Дата обращения: 3 ноября 2011 .
  64. . Дата обращения: 2 октября 2017. 18 июня 2016 года.
  65. Wells, Matt (2001-03-27). . The Guardian . London : . ISSN . OCLC . из оригинала 8 января 2014 . Дата обращения: 12 мая 2011 .
  66. Fillon, Mike . Popular Mechanics . Дата обращения: 15 марта 2012. 20 ноября 2011 года.
  67. . popmech.ru. Дата обращения: 30 июля 2013. 27 декабря 2013 года.
  68. Michael Freze, 1993, Voices, Visions, and Apparitions , OSV Publishing ISBN 0-87973-454-X page 91
  69. Arthur Barnes, 2003 Holy Shroud of Turin Kessinger Press ISBN 0-7661-3425-3 pages 2-9
  70. William Meacham, The Authentication of the Turin Shroud:An Issue in Archaeological Epistemology , , Volume 24, No 3, June 1983
  71. 27 сентября 2012 года.
  72. Catherine M. Odell, 1998, Faustina: Apostle of Divine Mercy OSV Press ISBN 978-0-87973-923-2 page 165
  73. Am With You Always by Benedict Groeschel 2010 ISBN 978-1-58617-257-2 page 548
  74. Teaching Christianity: a world religions approach by Clive Erricker 1987 ISBN 0-7188-2634-5 page 44
  75. The New Westminster Dictionary of Church History by Robert Benedetto 2006 ISBN 0-8264-8011-X pages 51-53
  76. The image of God the Father in Orthodox theology and iconography by Steven Bigham 1995 ISBN 1-879038-15-3 pages 226—227
  77. Vasileios of , «Icons as Liturgical Analogies» in Hymn of entry: liturgy and life in the Orthodox church 1997 ISBN 978-0-88141-026-6 pages 81-90
  78. The image of St Francis by Rosalind B. Brooke 2006 ISBN 0-521-78291-0 pages 183—184
  79. The tradition of Catholic prayer by Christian Raab, Harry Hagan, St. Meinrad Archabbey 2007 ISBN 0-8146-3184-3 pages 86-87
  80. The vitality of the Christian tradition by George Finger Thomas 1944 ISBN 0-8369-2378-2 page 110—112
  81. La vida sacra: contemporary Hispanic sacramental theology by James L. Empereur, Eduardo Fernández 2006 ISBN 0-7425-5157-1 pages 3-5
  82. Philippines by Lily Rose R. Tope, Detch P. Nonan-Mercado 2005 ISBN 0-7614-1475-4 page 109
  83. Experiencing Art Around Us by Thomas Buser 2005 ISBN 978-0-534-64114-6 pages 382—383
  84. Leonardo da Vinci, the Last Supper: a Cosmic Drama and an Act of Redemption by Michael Ladwein 2006 pages 27 and 60
  85. (англ.) // (англ.) : magazine / (англ.) . — London : , 1850. — 1 June ( vol. 8 ). — P. 255—256 . 23 сентября 2015 года.
  86. The Challenge of the Silver Screen (Studies in Religion and the Arts) ISBN By Freek L. Bakker 2009 ISBN 90-04-16861-3 page 1
  87. Encyclopedia of early cinema by Richard Abel2005 ISBN 0-415-23440-9 page 518
  88. The Blackwell Companion to Jesus edited by Delbert Burkett 2010 ISBN 1-4051-9362-X page 526
  89. Rickitt, Richard. (англ.) . — illustrated. — Hove : , 2006. — ISBN 978-2-940361-39-7 .
  90. 12 апреля 2007 года.

Литература

Источник —

Same as Вопрос о внешности и национальной принадлежности Иисуса Христа