Interested Article - Спас Эммануил
- 2021-05-27
- 1
Спас Эммануил , или Еммануил ( греч. Εμμανουηλ , от др.-евр. עמנו אל — « с нами Бог ») — иконографический тип , представляющий Христа в отроческом возрасте .
По традициям иконописи Иисуса Христа принято изображать в возрасте проповедничества, около 30-и лет. Исключение из этой традиции составляют 2 типа икон:
- Первый тип — различные вариации на сюжет Рождества . На иконах этого типа Иисус Христос изображается младенцем в яслях.
- Второй тип — иконы, изображающие Иисуса Христа в детском или отроческом возрасте. Такие иконы относятся к иконографии Спаса Эммануила.
Иконография Спаса Эммануила основана на отдельных библейских сюжетах и, с точки зрения христианской догматики, неоднозначна.
Иконографический образ Спаса Эммануила связан с пророчеством Исаия. :
Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
На рубеже Ветхого и Нового Заветов это пророчество было приведено ангелом Иосифу:
Родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус… А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог.
— Мф.
Таким образом, образ Спаса Эммануила утверждает, что Глава Церкви , Иисус Христос, — тот самый Мессия, о пришествии которого Бог сообщал на протяжении всего ветхозаветного периода.
Образ Спаса Эммануила подчёркивает реальность соединения во Христе двух природ — Божественной и человеческой. Утверждая, что младенец Христос был и Истинным Богом, Царём Неба и земли, икона разоблачает ересь Нестория , отрицавшего Божество Иисуса до Крещения . Образ также воспроизводит истину о реальности вочеловечивания Сына Божия, отвергая при этом ересь докетов , пытавшихся доказать, что Сын Божий в действительности не был человеком, а только призрачно представал перед людьми в человеческом облике. Икона же ясно показывает, что Христос жил и рос как человек .
Тип Христа Эммануила как самостоятельное изображение возник в VI веке на мозаиках Сан-Витале . Такое же самостоятельное изображение этот иконографический тип приобрёл в ранних домонгольских оглавных (оплечных) « Ангельских деисусах », где Спас Эммануил изображён с предстоящими ангелами. Тема Эммануила, «рождённого, несотворённого», развивалась в иконографии XIV века в византийском и балканском искусствах.
Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока как самостоятельным, так и в составе более сложных композиций икон, например, Богоматерь с Младенцем ( Ярославская Оранта , около 1218 года, собрание Государственной Третьяковской галереи ), Собор Архангелов (XIV век, Третьяковская галерея).
Отрок Христос изображается в хитоне и гиматии со свитком в руках. Образ Христа-отрока отмечен «печатью духовной зрелости. Черты лица неоформленны, по-детски полны. Волосы волнисты, высокий лоб широк, взгляд не по возрасту серьёзен» (икона «Спас Эммануил». Фёдор Романов, 1909 год, Мстёра) . Передача детей как маленьких взрослых вообще характерна для иконописи , но взгляду Эммануила свойственна особая недетская серьёзность. Упор на детские черты и «живоподобие» Младенца Христа проявляется с XIV века под влиянием западной живописи.
В русской иконописи образ Спаса Эммануила чаще всего встречался в оплечном варианте изображения, например, в середине трёхчастного «Ангельского деисуса» (около 1190 года, коллекция Государственной Третьяковской галереи). Особое развитие получили небольшие иконы Спаса Эммануила в XVI веке .
-
Спас Эммануил на иконе «Отечество». Конец XIV века. Новгородская школа . Государственная Третьяковская галерея, Москва
-
Спас Эммануил на иконе Богородицы Оранты . Ярославская Оранта Великая Панагия из Спасо-Преображенского собора в Ярославле. Ок. 1218. Государственная Третьяковская галерея, Москва
-
Спас Эммануил с ангелами (оглавный «Ангельский деисус »). Из иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1190 года. Владимиро-суздальская школа (?). Государственная Третьяковская галерея, Москва
См. также
Примечания
- . Азбука веры . Дата обращения: 26 сентября 2018. 24 ноября 2020 года.
- Припачкин А. И. Иконография Господа Иисуса Христа. — М. : Паломникъ, 2001. — С. 35—37. — 151 с. — ISBN 5-87468-110-8 .
- Лазарев В. Н. Русская иконопись от начала XVI века. — М. : Искусство, 2000. — С. 40—45. — 152 с.
Литература
- Кондаков Н. П. Иконографія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Лицевой иконописный подлинникъ. — СПб. — М. : Комитет попечительства о русской иконописи. — Паломникъ, 1905 (2001). — Т. I. — 320 с.
- Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М. : Изд-во «Паломникъ», 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8 .
- Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб. : Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. — (Малая история культуры). — ISBN 5-86457-024-9 . — ISBN 978-5864570241 .
Ссылки
- 2021-05-27
- 1