Васильев, Иван Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Васи́льевич Васи́льев ( 1880 , Изубрево, Смоленская губерния — 9 [22] января 1905 , Нарвская площадь , Санкт-Петербург ) — деятель российского рабочего движения, председатель правления « Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга », соратник Георгия Гапона . Убит в день « Кровавого воскресенья » 9 января 1905 года у Нарвских триумфальных ворот .
Иван Васильевич Васильев родился в 1880 году в деревне Изубрево Сычёвского уезда Богоявленской волости Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. В раннем возрасте отправился на заработки в Петербург , где работал на фабриках Малой Невки . По профессии ткач . Участвовал в рабочих товарищеских кружках, свободное время посвящал самообразованию .
Около 1903 года познакомился со священником Георгием Гапоном , занимавшимся созданием легальных рабочих организаций. В мае 1903 года вошёл в конспиративный кружок, собиравшийся на квартире Гапона. Был одним из первых посвящён в замысел Гапона, стремившегося к созданию независимого от правительства рабочего союза . В сентябре 1903 года вошёл в инициативную группу основателей новой организации — « Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга » . В 1904 году, после утверждения устава «Собрания», стал одним из членов его правления.
Одновременно входил в «тайный комитет», или «штаб», созданный из надёжных рабочих и собиравшийся на квартире Гапона на Церковной улице . В марте 1904 года вместе с Георгием Гапоном и рабочими А. Е. Карелиным , Д. В. Кузиным и Н. М. Варнашёвым принял так называемую « Программу пяти », которая стала тайной программой «Собрания». Программа включала в себя как экономические, так и политические требования, и впоследствии целиком вошла в состав Рабочей петиции 9 января 1905 года .
В сентябре 1904 года на общем собрании был избран председателем правления «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». На этом посту зарекомендовал себя как деятельный организатор и талантливый оратор , чем приобрёл среди рабочих большую популярность. На собраниях последовательно проводил принцип рабочей самодеятельности , предполагавший независимость рабочего движения как от правительства , так и от политических партий . Способствовал налаживанию контактов «Собрания» с либеральной общественностью .
Осенью 1904 года, с началом кампании земских петиций , стал активным сторонником выступления с рабочей петицией. После инцидента на Путиловском заводе , где были уволены четверо членов «Собрания», возглавил депутацию к директору завода, требовавшую восстановления уволенных рабочих . Принимал участие в выработке текста Петиции рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года . Под одним из списков Петиции, хранившимся в Ленинградском музее революции, стоит подпись Ивана Васильева . В январские дни участвовал в чтении петиции в отделах «Собрания», призывал рабочих идти к царскому дворцу.
Утром 9 января 1905 года Иван Васильев вместе с Георгием Гапоном возглавил шествие рабочих к Зимнему дворцу от Нарвского отдела «Собрания» . У Нарвских триумфальных ворот шествие подверглось атаке кавалерии , но продолжало двигаться вперёд. По свидетельству очевидцев, передние ряды шли, взявшись за руки, с пением религиозных молитв . После троекратного предупреждения по демонстрантам были произведены ружейные залпы , и шествие было рассеяно. Васильев, шедший в первом ряду вместе с Гапоном, был убит наповал . Простреленная солдатскими пулями рубашка Васильева долгие годы хранилась рабочими как реликвия.
Васильеву было 24 года, у него остались жена и малолетний сын.
Рабочие сохранили об Иване Васильеве тёплые воспоминания. По общему признанию, это был человек большой души, отличавшийся простотой и искренностью и пользовавшийся всеобщей любовью. Несмотря на молодой возраст и отсутствие образования, он был хорошим оратором и умел произносить зажигательные речи . Журналист Н. Симбирский, хорошо знавший Васильева, писал о нём в годовщину событий 9 января:
«Мне много приходилось беседовать с покойным Васильевым — это был человек кристально-чистой души, большого ума и той подкупающей простоты, которая невольно манит к себе. Это был типичный русский герой — незаметный, скромный, застенчивый даже в обыденной жизни, не любивший шумихи рекламы и вечно конфузящийся своей действительно громадной популярности среди рабочих. Но силён был дух в этом незаметном человеке, сильна любовь к ближнему — брату-рабочему. И эту черту „силы любви“, которая большой частью незаметно проходит среди наших развинченных интеллигентных сообществ, подметили в Васильеве простые сердца рабочих и избрали его своим главарём…»
Накануне 9 января Васильев написал своей жене прощальное письмо, в котором просил не печалиться о его гибели и растить сына, говоря, что его отец погиб за счастье всего народа:
Нюша! Если я не вернусь и не буду жив, то, Нюша, ты не плачь, как-нибудь первое время проживёшь, а потом поступи на фабрику и работай, расти Ванюру и говори, что я погиб мученической смертью, за свободу и счастье народа. Я погиб, если это будет только верно, и за ваше счастье. Расти его и развивай лучше, чтобы и он был такой же, как отец. Нюша, если я уже не вернусь, то сохрани расписку и храни её; Ваня вырастет, я его благословляю! Скажи ему, чтобы он не забывал тебя. Пусть поймёт отца, что отец погиб за благо всего народа, рабочих. Целую вас. Ваш горячо любящий отец и муж Ваня
—