Верони́ка Ю́рьевна Григо́рьева
(
Переле́шина
; род.
30 апреля
1974
, Москва
) — российский музыковед, преподаватель певческих дисциплин,
регент
, специалист по древнерусскому
знаменному имению
.
Кандидат искусствоведения
(2008).
Биография
В 1992 году, не имея специальной подготовки, стала регентом
храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове
города Москвы, где оставалась до 2000 года. По совету протоиерея Александра Дасаева, который был настоятелем данного храма, Вероника поступила учиться в ПСТБИ на подготовительное отделение факультета церковного пения
Православного Свято-Тихоновского богословского университета
, по прохождении которого поступила собственно на факультет церковного пения, где увлеклась изучением древнерусской певческой традиции. «Когда встал вопрос о выборе темы дипломной работы, я подумала, что хотела бы заниматься древнерусской традицией <…> Древнерусские песнопения очень сильно отличаются и по стилистике, и по складу, и по средствам выразительности от того, что звучит сейчас повсеместно. Самое яркое отличие — это пение в унисон. Мелодика, выразительные и художественные средства в древнерусском пении — всё совершенно другое, чем в современном гармоническом». В 2003 году окончила факультет церковного пения
. В 2007 году окончила аспирантуру ПСТГУ по специальности «Музыкальное искусство»
.
С 2002 года преподавала на факультете церковного пения Православного Свято-Тихоновского богословского института (с 2004 года — Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) ряд практических и теоретических дисциплин: регентское мастерство, курсовой хор, хоровой класс, история и теория древнерусского церковно-певческого искусства, дешифровка древнерусских нотаций, историография русской музыкальной медиевистики. В 2005—2010 годы — заместитель заведующего кафедрой регентования ПСТГУ
.
В 2008 года под руководством доктора искусствоведения М. В. Богомоловой защитила кандидатскую диссертацию «Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура (на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря)»
.
В 2009 году становится певчей, затем головщицей храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Москва), где в том же году был создан
Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции
. В 2013—2015 годы преподавала в Школе знаменного пения при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции
.
В 2016 года по поручению митрополита
Илариона (Алфеева)
вместе с Даниилом Григорьевым создаёт хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. С конца 2017 года хор, кроме богослужебной, ведёт и концертно-просветительскую деятельность
.
9 марта 2017 года решением Священного Синода Русской православной церкви включена в состав Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения
, созданного 27 декабря 2016 года
15 января 2021 года награждена предстоятелем РПСЦ митрополитом
Корнилием (Титовым)
благодарственной грамотой за исследование и подготовку к публикации научного издания «Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Наонная редакция»
.
Публикации
-
монографии и отдельные издания
-
Регентское мастерство. Учебное пособие. —
М.
: ПСТГУ, 2008. — 216 с. —
ISBN 978-5-7429-0344-4
.
(с Т. И. Королёвой)
-
Регентское мастерство : Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2022. — 276 с.
-
Образцы церковных песнопений и духовно-музыкальных сочинений : хрестоматия : приложение к учебному пособию «Регентское мастерство» для студентов высших музыкальных учебных заведений, изучающих церковно-певческое искусство, и учащихся регентских школ. —
М.
: ПСТГУ, 2009. —
ISBN 978-5-7429-0317-8
.
(с Т. И. Королёвой)
-
Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы. Певческие Праздники XVII века. Публикация и исследование памятника. —
М.
: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Вече, 2014. — 476 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-904720-11-7
.
-
«Согласникъ» из рукописи РНБ. Соловецкое собрание № 690/752: публикация, исследование и интерпретация памятника. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2016. — 45 с. —
ISBN 978-5-7429-1035-0
— 200 экз.
-
Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Кн. 1: Исследование. — 2018. — 434 с. —
ISBN 978-5-88017-656-4
— 600 экз.
-
Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Кн. 2: Крюковой список. — 2018. — 104 с. —
ISBN 978-5-88017-657-1
— 600 экз.
-
Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Кн. 3: Двознаменный список. — 2018. — 133 с. —
ISBN 978-5-88017-658-8
— 600 экз.
-
Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Кн. 4: Факсимиле. — 2018. — 113 с. —
ISBN 978-5-88017-659-5
: 600 экз.
-
Вопросы типологии и текстологии древнерусских кокизников / под науч. ред. О. Н. Соколовой. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2023. — 152 с. —
ISBN 978-5-7429-1496-9
-
статьи
-
Тип роспева и структура песнопений Обихода. Соотношение мелодических и текстовых структур // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003. — М., 2003. — С. 461—468.
-
О применении различных способов пения по модели в связи с композиционным строем православного богослужения // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004. — М., 2004. — С. 632—638.
-
Песнопения Всенощного бдения в русской монодийной певческой традиции XVI—XVII вв. // Православная энциклопедия. Т. IX. — М., 2005. — С. 675—676. (в соавторстве с Гусейнова З. М., Старикова И. В.)
-
О певческой реализации Непорочных в Обиходах XVII века // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2006. — М., 2006. — С. 330—336.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Музыкальное искусство христианского мира. — 2007. —
Вып. 1 (1)
. —
С. 72—105
.
-
Песнопения-многогласники в знаменных Обиходах XVII века // Музыковедение. № 2/2008 — М., 2008. — С. 45—51.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Музыкальное искусство христианского мира. — 2009. —
Вып. 2 (5)
. —
С. 7—51
.
-
// znamen.ru, 04.05.2010
-
К вопросу соответствия записи гласовых и внегласовых указаний Обихода XVII-го века указаниям Устава // Теория и история монодии. Доклады международной конференции Вена 2002. Том 1/2. Редакторы-составители: М. Чернин, М. Пишлёгер. — Брно, 2011. — С. 543—565.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. — Вып. 1 (4). — С. 42-120.
-
// Доклад на международной интернет-конференции «Музыкальная наука на постсоветском пространстве — 2011».
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. — Вып. 2 (5). — С. 7-64.
-
«Книга Инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. — Вып. 3 (9). — С. 7-54.
-
«Книга инока Иосифа Ловзунскаго его знамени и пометы» // Старообрядчество в России (XVII—XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 5. М., 2013. — С. 86—126.
-
Инок Иосиф Ловзунский, выговский первопустынник, и поморская певческая традиция // Святые и святыни Обонежья. Материалы всероссийской научной конференции «Водлозерские чтения —2013», посвященной 380-летию со дня преставления прп. Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье. — Петрозаводск, 2013. — С. 225—231.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. — Вып. 3 (15). — С. 42-76
-
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2014. — Т. XXXVI : «
Клотильда
—
Константин
». — С. 295-298. — 752 с. —
29 000 экз.
—
ISBN 978-5-89572-041-7
.
-
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2015. — Т. XL : «
Лангтон
—
Ливан
». — С. 628. — 752 с. —
33 000 экз.
—
ISBN 978-5-89572-033-2
.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. — Вып. 1 (17). — С. 9-44
-
К вопросу об атрибуции киноварных помет в певческих рукописях XVII века // Современные проблемы археографии. Вып. 2. Сборник статей по материалам конференции к 300-летию Библиотеки Российской академии наук 21—24 октября 2014 г. — СПб., 2016. — С. 129—148.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. — Вып. 1 (21). — С. 29-38
-
// ruvera.ru, 13 марта 2017
-
// bogoslov.ru, 3 февраля 2017
-
Осмысление звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Музыкальная археография-2015. Сборник статей. — М., 2017. — С. 162—171.
-
Осмысление звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Гимнология. Вып. 7 — Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации (к 150-летию Московской консерватории). Сб. статей. Материалы международной научной конференции 12-17 мая 2014 года. — М., 2017. — С. 284—305.
-
К вопросу классификации древнерусских музыкально-теоретических руководств по теории степенных помет // Гимнология. Вып. 7 — Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации (к 150-летию Московской консерватории). Сб. статей. Материалы международной научной конференции 12-17 мая 2014 года. — М., 2017. — С. 306—316.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. — Вып. 26. — С. 76-95.
-
Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей первой половины XVII века из Санкт-Петербургских собраний) // Древнерусское песнопение. Пути во времени: Материалы Международного наeчно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» (2011—2016). Вып. 6. — СПб., 2017. — С. 138—141.
-
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2018. — Т. LII : «
Ной
—
Онуфрий
». — С. 238-245. — 752 с. —
39 000 экз.
—
ISBN 978-5-8957-2059-2
.
-
// Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. — Вып. 34. — С. 111—133
-
Ремарка «дикая»: к вопросу о фиксации «странных голосов» в крюковых певческих рукописях XVII в. // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому / ред. И. В. Полозова. — Саратов : СГК им. Л. В. Собинова, 2020. — 298 с. — С. 22-37.
-
«Надгробное» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа» в русской богослужебной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. — Вып. 40. — С. 77-99.
-
Новые наблюдения о киноварных пометах домезенцевского периода, типологии и текстологии кокизников знаменного роспева (на материале певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря) // Древнерусское песнопение. Пути во времени : Сборник статей по материалам Ежегодного международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» 2021 г., Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2021 года. Том Выпуск 10. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2022. — С. 162—182.
-
О принципах стратификации мелодических формул древнерусских внегласовых песнопений (на примере «опекаловских» «надгробных» песнопений) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. — Вып. 50. — С. 9-23.
-
Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря в Синодальном певческом собрании (ГИМ): палеография и штрихи к истории монастыря и монастырской библиотеки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. — Вып. 52.
-
публицистика
-
О пении Божественной Литургии знаменным роспевом в современной приходской практике // Музыковедение. 2007. — № 2. — С. 53—60.
-
// bogoslov.ru, 28 февраля 2013
-
// Журнал Московской Патриархии. 2014. — № 11. — С. 68—73.
-
// ruvera.ru, 1 июня 2015
-
// oldrpc.ru, 2016.
-
// oldrpc.ru, 4 февраля 2016. (в соавторстве с Д. А. Григорьевым)
-
// oldrpc.ru, 29.02.2016 (в соавторстве с Д. А. Григорьевым)
-
// hram1891.ru, 10.03.2019
Примечания
-
(недоступная ссылка)
-
↑
(неопр.)
.
pstgu.ru
(19 июля 2020). Дата обращения: 23 декабря 2020.
7 августа 2020 года.
-
↑
на официальном сайте ПСТГУ
-
Перелешина Вероника Юрьевна. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура : на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Перелешина Вероника Юрьевна; [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ]. — Москва, 2008. — 284 с.
-
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(9 марта 2017). Дата обращения: 23 декабря 2020.
9 марта 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 23 декабря 2020.
28 декабря 2016 года.
-
(неопр.)
.
rpsc.ru
(18 января 2021). Дата обращения: 27 января 2021.
2 марта 2021 года.