Interested Article - Бизе, Жорж

Алекса́ндр Сеза́р Леопо́льд Бизе́ ( фр. Alexandre-César-Léopold Bizet , при крещении получил имя Жорж , фр. Georges ; 25 октября 1838 , , Париж , Июльская монархия 3 июня 1875 , Буживаль ) — французский композитор периода романтизма , автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала « Кармен ».

Биография

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе . Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). 9 октября 1848 года Бизе был зачислен в Парижскую консерваторию , в фортепианный класс Антуана Мармонтеля . Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом (по рекомендации Мармонтеля) [ источник не указан 250 дней ] , а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).

Уже во время учёбы в консерватории (1848—1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством . Ференц Лист , услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: « Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек — я. Но оказывается, нас двое

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком Римскую премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом , за оперетту « Доктор Миракль » . В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера « Дон Прокопио ». Опера была неизвестна публике до 1895 года , когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера . В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами ) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло .

За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу « Искатели жемчуга ». Гектор Берлиоз в статье, посвященной премьере оперы, подчёркивает, что Бизе не только композитор, но и редкого дарования пианист. Музыкальный писатель сожалел, что Бизе не концертирует, и отмечал его феноменальную способность чтения с листа неизвестных ему произведений любой трудности . О таланте Бизе как пианиста-виртуоза писал в своих воспоминаниях и его учитель, профессор и преподаватель Парижской консерватории по классу фортепиано Антуан Мармонтель :

Он владел исключительным искусством нюансировать силу звука, сообщать ему особую певучесть то осторожным, то интенсивным нажимом пальцев. Законченный виртуоз, он умел с разной рельефностью оттенять мелодию, смягчая и окутывая её гармониями прозрачного сопровождения, вуалированная или подчеркнутая ритмика которого подчинялась свободной фразировке мелодии. Невозможно было сопротивляться покоряющей прелести его пленительного, нежного и чёткого туше.

В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П. И. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк : « Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet „L’Arlesienne“. Это в своем роде шедевр » . Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе.

В 1867 году журнал « Revue Nationale et Etrangère » предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу « Кармен », и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта , которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен.

3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с , двоюродной сестрой Людовика Галеви — создателя музыкального жанра «оперетта». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста .

В 1874—1875 годах композитор работал над оперой « Кармен ». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре « Опера-Комик » 3 марта 1875 года и завершилась провалом . После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П. И. Чайковский , который был большим поклонником этой оперы, писал:

...Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «…вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet — художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением.

25 октября 1891 года в «Опере-Комик» состоялся 500-й спектакль «Кармен» 24 декабря 1904 года — тысячный. Габриель Форе писал в газете « Фигаро » в этот же день по поводу юбилейного представления оперы:

...что новелла Мериме, перенесённая на сцену зала Фавар, могла в 1875 г. изумить и ошеломить завсегдатаев этого театра, что она могла показаться мало соответствующей традициям Комической оперы, это понятно. Но необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, красочности, искреннего чувства и очарования, не покорила публику с первого же появления; как могли не взволновать эту публику её драматизм, её патетика и огромная сила страсти.

К столетию со дня рождения Бизе в 1938 году опера прошла в «Опере-Комик» 2276 раз.

Смерть

Дом Бизе в Буживале (1900)

В мае 1875 года Жорж Бизе вместе с женой, сыном и служанкой отправился в Буживаль . 30 мая после купания в реке композитор слёг в постель с приступом ревматизма , сопровождавшимся лихорадкой, болями и онемением конечностей. Затем Бизе перенёс сердечный приступ .

3 июня 1875 года Жорж Бизе умер после повторного сердечного приступа на 37-м году жизни. Другая версия причины смерти композитора, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, — самоубийство , так как Шудан якобы видел на шее Бизе след от резаной раны . После временного погребения на кладбище Монмартр прах Бизе был перенесён на кладбище Пер-Лашез .

За свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.

Могила Ж. Бизе на кладбище Пер-Лашез

Память

Творчество

Оперы

  • « Дом доктора » ( La maison du docteur , комическая опера, написана до 1856)
  • « Дон Прокопио » ( Don Procopio, опера-буффа , на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» ( фр. L’Amour peintre , либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру , 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» ( La guzla de l'émir, комическая опера, 1861—1862)
  • « Искатели жемчуга » ( фр. Les Pecheurs de perles , 1862— 1863 , поставлена 1863 , «Театр лирик», Париж
  • « Иван IV » ( Ivan IV, 1862—5, поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux)
  • «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
  • «Пертская красавица» ( фр. La Jolie fille du Perth , 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» ( фр. La Coupe du roi de Thule , 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870),
  • «Гризельда» (комическая опера, 1870—1871, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • « Кармен » (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро , после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • « Доктор Миракль » (1856 или 1857, поставлена 1857, театр «Буфф-Паризьен», Париж)
  • Мальбрук в поход собрался ( Malbrough s’en va-t-en guerre , 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу )
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Париж)

Кантаты

  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855—1857)
  • Элоиза де Монфор (1855—1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855—1857)
  • Эрминия (1855—1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Prométhée, 1867)
    Мемориальная доска на доме Бизе в Буживале

Оды-симфонии

  • Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
  • Васко да Гама (1859—1860)

Оратория

  • Женевьева Парижская (1874—1875)

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора без сопровождения

  • Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе)
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866—1868, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро , 1885)

Произведения для фортепиано соло

Фортепианные дуэты

  • Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)

Произведения для голоса и фортепиано

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

Музыка к драматическому спектаклю

  • Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)


Примечания

  1. Alexandre César Léopold Bizet // (фр.) — .
  2. Cooper M. D. P. Georges Bizet // (англ.)
  3. Georges Bizet // (англ.) — 2000.
  4. Archives de Paris
  5. Бизе Жорж // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  6. — 1808.
  7. Б. Левик. . — Рипол Классик. — 407 с. — ISBN 9785458367950 . 19 февраля 2022 года.
  8. Ирина Галинская. . — Litres, 2017-04-29. — 340 с. — ISBN 9785457838185 . 19 февраля 2022 года.
  9. Мармонтель, Антуан
  10. Музыкальный словарь Гроува / пер. Л. О. Акопян. – М. : Практика, 2001. – С. 7..
  11. Юрий Димитрин. . — Litres, 2017-09-05. — 303 с. — ISBN 9785457258563 . 19 февраля 2022 года.
  12. Ирина Кошмина. . — ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 256 с. — ISBN 9785948461311 . 19 февраля 2022 года.
  13. Филенко Г. Т. Бизе и его письма // Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко.. — М. : Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 16. — 528 с.
  14. Мандель Б. Р. . — Directmedia, 2014-02-24. — 659 с. — ISBN 9785445867395 . 19 февраля 2022 года.
  15. . — Litres, 2017-09-05. — 217 с. — ISBN 9785457483446 . 19 февраля 2022 года.
  16. от 22 мая 2021 на Wayback Machine
  17. . Дата обращения: 22 мая 2021. 22 мая 2021 года.

Литература

  • Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 528 с.; 2-е изд. — М. : Музыка, 1988. — 479 с.
  • Друскин М. С. Бизе Жорж / М. С. Друскин // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Т. 1 : А — Гонг. — М. : Сов. энциклопедия, 1973. — Стб. 474—478.
  • Савинов Н. Н. Жорж Бизе. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 356 с. — ( Жизнь замечательных людей ) — ISBN 5-235-02405-2 .
  • Димитрин Ю. «Кармен» в первый раз. — Litres, 2017-09-05. — 303 с. — ISBN 9785457258563 .
  • Хохловкина А. Жорж Бизе / А. Хохловкина. — М. : Музгиз , 1954. — 460 с.
  • Paul Stefan . Georges Bizet. Leben, Umwelt und Werk des Komponisten der Carmen. — Zürich : Atlantis, 1952.

Ссылки

Источник —

Same as Бизе, Жорж