Interested Article - Василий Новый

Васи́лий Новый ( греч. Βασίλειος ὁ Νέος ; ум. 944 или 952) — православный святой , прославившийся аскетизмом , исцелением больных и прозорливостью . Жил в Византии .

Именуется Новым, в отличие от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.

Канонизирован в лике преподобных . День памяти — 26 марта ( 8 апреля ) .

Жизнеописание

Преподобный Василий подвергается бичеванию. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50—60-е годы XVIII века

В молодости жил отшельником в пограничной области в Малой Азии .

Обросшего, в рубище, его увидели проезжавшие мимо посланники византийского императора Льва VI . Он был принят за лазутчика и около 896 года приведён в Константинополь . Император отправил его на допрос к своему приближённому патрикию Самоне . На вопрос, кто он, святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле . Василий был подвергнут пыткам, но на все вопросы отвечал молчанием . Самона спросил Василия: «Нечестивец, долго ли ты будешь скрывать, кто ты и откуда?» На это прозорливец ответил: «Нечестивыми следует называть тех, кто, подобно тебе, проводит жизнь во всякой нечистоте». После публичного обличения Самона велел повесить Василия вниз головой со связанными за спиной руками и ногами. Пытка была настолько жестокой, что очевидцы стали роптать на Самону. Когда после трёхдневного истязания подвижника сняли, он оказался жив и невредим. Это чудо Самона приписал волшебству и отдал Василия на растерзание голодному льву. Однако лев не тронул Василия и мирно улёгся у его ног . Василий был выброшен в море, но чудесным образом спасён двумя дельфинами , которые подхватили и вынесли его на берег в предместье Константинополя, Евдоме .

Василий беседует с Иоанном и Еленой. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50—60-е годы XVIII века

Василий вошёл в город, где около Золотых ворот встретил некоего Иоанна, страдавшего лихорадкой . Подвижник исцелил больного Именем Спасителя и по просьбе Иоанна поселился в его доме . Затем он жил у примикирия Константина и братьев Гонгилиев.

Слух о его подвижнической жизни и чудесах распространился по городу, и к нему стали стекаться недужные и жаждущие духовного наставления . Василий обладал даром прозорливости . Он обличал грешников , обращая их на путь покаяния , предсказывал грядущие события . За его советом приходили многие вельможи и даже члены императорской семьи .

Среди посещавших прозорливца был Григорий, ставший его учеником и впоследствии написавший подробное житие своего учителя . Многие исследователи считают его мирянином , имевшим поместье близ фракийского города Редест , хотя из текста жития скорее следует, что этими землями владел господин Григория. В ряде списков жития Григорий прямо назван « мнихом » (монахом) .

Однажды в гостинице Григорий нашёл дорогой пояс, оброненный дочерью хозяина. Он утаил его с тем, чтобы продать, а деньги раздать нищим. Однако по пути домой вместе с другими вещами он потерял и пояс. Во сне он получил вразумление от Василия, показавшего ему разбитый горшок со словами: «Если кто украдет даже такую негодную вещь, будет наказан вчетверо. Ты утаил чужой пояс и будешь осуждён как вор. Ты должен возвратить найденное».

Когда скончалась прислуживавшая Василию Феодора, Григорий хотел узнать о её загробной жизни и часто просил подвижника открыть ему это. По молитвам Василия Григорий увидел во сне Феодору. Старица рассказала ему, как её душа после смерти проходила мытарства и как ей помогли молитвы Василия. Феодора канонизирована в лике преподобных как . День памяти — 30 декабря ( 12 января ) .

Василий преставился в глубокой старости и был погребён в обители Хартофилакса, около монастыря святых Флора и Лавра .

Мощи

Русский паломник Антоний Новгородец сообщает, что мощи преподобного Василия в конце XII — начале XIII века находились в Хрисополе , и поясняет, что «той бо святый Василей о Страшнем Суде написал» ( Книга Паломник . С. 38) .

Житие

Ученик Василия пишет его Житие. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50—60-е годы XVIII века

Житие Василия Нового написано его учеником Григорием . Существует также мнение, что вопреки рукописной традиции, приписывающей написание Жития Григорию, он не является автором этого произведения .

Житие содержит апокрифические Видение Григория о Страшном суде и пространный рассказ о посмертных мытарствах старицы Феодоры. Вторая часть оказала влияние на древнерусскую литературу и на иконографию Страшного суда .

В Житии нашли отражение события общественной и политической жизни Византии первой половины Х века: восстание Константина Дуки в 913 году, смерть императора Христофора Лакапина , вторжение венгров на Балканы , нападение русского флота на Константинополь в 941 году (часть Русско-византийской войны 941—944 годов ) .

Со второй половины XVII века Житие Василия Нового, обладающее развитой и выразительной эсхатологией, приобретает большую популярность у старообрядцев , ожидавших скорого конца света и пришествия Антихриста . В XVII—XIX веках были созданы сотни списков произведения, в том числе большое количество лицевых . Многие из них включают десятки, а иногда и более сотни миниатюр .

Иконография

В греко - грузинской рукописи XV века, в медальоне , представлено оглавное изображение Василия Нового (или преподобного Василия Декаполита ) в мантии коричневого цвета, простоволос, седые, вьющиеся на концах волосы спадают на плечи, борода средней длины, клиновидная.

В « Ерминии » Дионисия Фурноаграфиота начала XVIII века, об облике Василия Нового сказано: «С проседью в курчавой бороде» (Ч. 3. § 13. № 47).

Житие Василия отразилось в пространном описании его облика в Филимоновском сводном иконописном подлиннике XVIII века: «подобием стар, лицем блед и сух от великого пощения, волосы терхавы и сединами цветый, брада аки Власиева, покороче и малость терховата, риза едина, ноги босы, подле его зверь лев пишется… образом странен и страшен, яко в пустыне воспитан, залием точию питаяся, ходя бос и худейшими одеян рубищами». «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» 1910 года, составленное В. Д. Фартусовым , предлагает изображать в руке святого хартию с его изречениями.

В русских минейных циклах образ Василия практически не встречается, поскольку его память приходится на празднование Собора архангела Гавриила , которому отдается предпочтение в изображении .

Примечания

  1. Жаворонков П. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 210—212. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  2. от 7 июня 2020 на Wayback Machine . Православный Церковный календарь. Православие.Ru .
  3. Kazhdan A. Basil the Younger // ODB. — Vol. 1. — P. 270.
  4. Новаковић Б. Ст. Живот св. Василиjа Новог: Апокрифна легенда о животу с оне стране гроба по више српско-словенских рукописа // Споменик. Београд, 1895. Т. 29. С. 42.
  5. Пентковская Т. Н., Дергачева И. В., Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 210—212. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  6. РНБ . O. I. 58. Л. 47 об., XV в.
  7. Шевченко Э. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 210—212. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .

Источники

  • BHG , N 263—264f;
  • PG. 109. Col. 653—664;
  • Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха // Сборник отделения русского языка и словесности . — 1889. — Т. 46. — С. 117—145; 1891. — Т. 53, № 6. — С. 185—213;
  • Жития святых. Март. С. 501—552;
  • Новаковић Б. Ст. Живот св. Василиjа Новог: Апокрифна легенда о животу с оне стране гроба по више српско-словенских рукописа // Споменик. Београд, 1895. Т. 29. С. 33—113;
  • Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. — Одесса, 1913. — Ч. 1 : Исследование; 1911. — Ч. 2 : Тексты (рец.: Истрин В. М. // Журнал Министерства народного просвещения . — 1914, июнь. — С. 365—369; сентябрь. — С. 179—208);
  • Tarnanidis I. C. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine's Monastery on Mount Sinai. Thessal., 1988. P. 148-156;
  • Дергачева И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. — М., 2004. — С. 205—326.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 26. — С. 501.
  • Сахаров В. Эсхатологические сказания и сочинения в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. — Тула, 1879. — С. 166—192;
  • Веселовский А. Н. Видения Василия Нового о походе русских на Византию в 941 году // Журнал Министерства народного просвещения . — 1889, январь. — С. 80—92;
  • Батюшков Ф. Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнительного исследования. — СПб., 1891. — С. 77—84;
  • Вилинский С. Г. К литературной истории Жития Василия Нового. — Одесса, 1907;
  • Петров Н. Киевская искусственная литература XVII и XVIII вв., преимущественно драматическая. — Труды Киевской духовной академии. — 1909. — № 9. — С. 54—57;
  • Истрин В. М. Летописные повествования о походах русских князей на Царьград // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук . — 1916. — Т. 21, кн. 2. — С. 215—236;
  • Истрин В. М. Замечания о начале русского летописания // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук за 1921 г. — 1923. — Т. 26. — С. 70—75;
  • Pesenti G. Un rifacimento greco-volgare della vita di san Basilio scritta da Gregorio asceta // BZ. 1929/1930. Bd. 30. P. 316—323;
  • Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы . — 1940. — Т. 4. — С. 69—72;
  • Grégoire H., Orgels P. L'invasion hongroise dans la «Vie de S. Vasile le Jeune» // Byz. 1954. T. 24. P. 147—156;
  • Costa-Louillet da G. Saints de Constantinople // Byz. 1954. T. 24. P. 492—511;
  • Половой Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии (Сравнительный анализ русских и византийских источников) // Византийский временник . — 1961. — Т. 18. — С. 85—95, 100—104;
  • Творогов О. В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению. — Труды Отдела древнерусской литературы. — 1974. — Т. 28. — С. 108—113;
  • Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l'église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain, 1979. P. 211;
  • ᾿Αγγελίδη Χ. ῾Ο Βίος τοῦ ὁσίου Βασιλείου τοῦ Νέου. ᾿Ιωάννινα, 1980;
  • Rydén R. The Life of St. Basil the Younger and the Date of the Life of St. Andreas Salos // Okeanos: Essays Presented to I. Ševčenko on his 60th Birthday. Camb., 1984. P. 568—577;
  • Творогов О. В. // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — Л. : Наука , 1987—2017. — Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов. — 1987. — С. 142—143;
  • Kazhdan A. Basil the Younger // ODB. Vol. 1. P. 270—271;
  • Иванов С. А. Византийское юродство. — М., 1994. — С. 85—86, 137, 186;
  • Goldfrank D. M. Who Put the Snake on the Icon and the Tollbooths on the Snake?: A Problem of Last Judgment Iconography // HUS. 1995. Vol. 19. P. 180—199;
  • Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX в. — СПб., 1996;
  • Михайлычева (Пентковская) Т. В. Лексические данные Жития Василия Нового : (К проблеме локализации древнейшего славянского перевода) // Труды молодых ученых : Лингвистика. — М., 1998. — С. 129—154;
  • Samir Kh. La version arabe melkite du roman d'Alexandre du Pseudo-Callisthène // ByzF. 1999. Bd. 25. S. 61;
  • Vilinbahova T. L'immagine della morte nell'arte della Russia antica // Humana Fragilitas: I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento / A cura di A. Tenenti. Clusone, 2000. P. 259—260;
  • Буслаев Ф. И. Изображение Страшного Суда // Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001. С. 191—193;
  • Викторов В. В. Сербский список Жития Василия Нового конца XIV — начала XV (?) в. из собрания П. И. Севастьянова в РГБ // Румянцевские чтения, 2003. — М., 2003. — С. 32—35;
  • Пентковская Т. В. Извлечения из жития Василия Нового в составе Пролога // ДРВМ. — 2003. — № 4 (14). — С. 53—54;
  • Пентковская Т. В. Древнейший славянский перевод Жития Василия Нового и его греческий оригинал // Византийский временник. — 2004. — Т. 63 (88);
  • Ануфриева Н. В. О лицевых списках «Жития Василия Нового и Григориева видения» : к постановке проблемы // Уральский сборник. История. Культура. Религия. — Екатеринбург, 2009. — Вып. 7. В 2-х ч. — Ч. 2. — С. 154—168;
  • Ануфриева Н. В. Об особенностях бытования «Жития Василия Нового и Григориева видения» в средневековых книжных традициях // Вестник музея «Невьянская икона». — Вып. 3. — Екатеринбург, 2010. — С. 161—232.

Ссылки

  • Гудков Алексей . . Русская вера. 2018.
Источник —

Same as Василий Новый