Цикл составляют Проложное сказание, Служба на Покров и пять
похвальных слов
.
Проложное сказание
(«О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу», начало: «Страшное и чюдное видение…»). Представляет собой краткую заметку конца XII века, в которой говорится о видении
Андрея Юродивого
и сообщается об учреждении на Руси по воле некоего владетельного князя праздника Покрова. Составлено для внесения нового праздника в
Пролог
. Известно в
списках
XIII—XIV веков. Текст сказания стабилен, в списках имеются лишь небольшие разночтения. Присутствует во всех сентябрьских Прологах на
1
(14) октября
. В составе Прологов присутствовало уже в XII—XIII веках. Наряду с другими статьями Пролога вошло в
Великие Четьи-Минеи
(XVI век)
.
Служба на Покров
. Составлена, предположительно, в 60-е годы XII века, одновременно с учреждением праздника Покрова на Руси при Андрее Боголюбском. Позднее неоднократно изменялась и расширялась. Старший список датируется второй половиной XIV века
.
«
Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодѣвѣи Марии. Творение смиренаго иеромонаха Пахомия
» (начало: «Понеже убо человеческий род…»). Составлено в 1460-х годах известным
агиографом
и
гимнографом
Пахомием Логофетом
, прибывшим с
Афона
. Представляет собой риторическое сочинение, в котором рассказывается о происхождении праздника Покрова и восхваляется Богородица. Источниками Слова послужили Проложное сказание
и Служба на Покров. В одном из списков Слова имеется приписка: «Сие благодарное гранессловие Покрову написася повелѣнием и благословением преосвященънаго архиепископа Великаго Новаграда и Пъскова владыкы Ионы рукою грѣшнаго ермонаха Пах., иже от Святия горы сербна»
. Предположительно Слово было написано во время второго пребывания Пахомия в
Новгороде
(1459/1460—1461/1462 годы) для
новгородского епископа
Ионы
, хотя оно не значится в перечне трудов в «Воспоминании» об архиепископе Ионе. Имеет две
редакции
. Краткая редакция помещена включена в Великие Четьи-Минеи под
1
(14) октября
. Вторая редакция читается в ряде рукописей и представляет собой незначительную стилистическую переделку ряда фрагментов памятника
.
«
Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодѣвы Мариа
»
(начало: «Сладчаиши убо во временех весна…»). Пространное компилятивное сочинение, для которого предлагаются различные датировки. Включает толкование происхождения и значения праздника Покрова и молитвенные обращения. Известно в списках XVI—XVIII веков. Содержит большое число цитат из Проложного сказания и Службы на Покров, а также гимнографических шаблонов. Е. С. Медведева датировала произведение XIV веком,
Н. Н. Воронин
— XII—XIV веками. Е. А. Фет отмечает, что общий план литературного памятника заимствован из «Слова похвального честному Покрову», и относит его к началу XVI века. Включено в Великие Четьи-Минеи под
1
(14) октября
.
«
Поучение на Покров Богородицы
» (начало: «Многа и различна торжества и праздницы…»). Составлено в XV веке неизвестным иноком. Имеет нравоучительный характер. Известно небольшое число списков. Старший датируется XV веком
.
«
Слово похвальное на Покров
» (начало: «Светлое и преславное настоящее торжество…»). Составлено в XVI веке из отдельных частей Проложного сказания и слов на другие богородичные праздники
.
«
Слово на Покров
» (начало: «В последняя и лютая времена…»). Позднее похвальное слово. Известно в списках XVIII—XIX веков
.
Значение
История установления праздника
Покрова Пресвятой Богородицы
неизвестна. Существуют византийская и русская версии его происхождения. В рамках последней учреждение праздника Покрова чаще всего связывают с Андреем Боголюбским
. Праздник Покрова известен только по русским
месяцесловам
, в византийских источниках он отсутствует — не был известен или исчез
. В других православных церквях он появился под русским влиянием. Проложное сказание и текст службы на Покров возникли в XII веке. Однако в сказании нет признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле. Автор сказания анонимен. Идеи произведения носят общехристианский характер, имя учредителя праздника не называется
. Покров Пресвятой Богородицы почитался на Руси как символ особого покровительства Богоматери Русской земле
. По мнению М. Б. Плюхановой, большое значение для средневековой Руси имело «заложенное в символе Покрова общественное начало». Специфика этого праздника на Руси заключается в почитании образов
Церкви
как «покрова, ограды, защиты»
.
↑
от 3 июля 2014 на
Wayback Machine
/ Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой // Из Великих Миней Четьих митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред.
Д. С. Лихачёва
,
Л. А. Дмитриева
,
А. А. Алексеева
, Н. В. Понырко. СПб. :
Наука
, 2003. Т. 12 : XVI век.
Hurwitz Е. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980. P. 92—93;
/ Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой // Из Великих Миней Четьих митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред.
Д. С. Лихачёва
,
Л. А. Дмитриева
,
А. А. Алексеева
, Н. В. Понырко. — СПб. :
Наука
, 2003. — Т. 12 : XVI век;
/ Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой // Из Великих Миней Четьих митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 2003. — Т. 12 : XVI век.