Абд аль-Латиф
- 1 year ago
- 0
- 0
Фейсал Абд аль-Латиф аш-Шааби ( араб. فيصل عبد الطيف الشعبي , англ. Faysal Abd al-Latif al-Shaabi ; 1935 , деревня Шааб султаната Лахжд — 2 апреля 1970 , Аден ) — йеменский политический и военный деятель, первый премьер-министр Народной Республики Южного Йемена в 1969 году . Родившийся британской колонии в семье шейха, казнённого за выступление против властей, он получил хорошее образование и стал одним из организаторов вооружённой борьбы за независимость Южного Йемена. После получения страной независимости он, как один из лидеров Национального фронта, занял пост министра экономики, а затем был назначен премьер-министром Народной Республики Южного Йемена. Но вскоре, в результате конфликта в руководстве фронта и прихода к власти его левого крыла Фейсал Абд аль-Латиф был смещён со всех постов, арестован и расстрелян в апреле 1970 года.
Фейсал Абд аль-Латиф аш-Шааби родился в 1935 году в деревне Шааб (شعب) района Тор аль-Баха (طور الباحة-) провинции Сабиха (الصبيحة) султаната Лахжд в семье шейха Абд аль-Латифа аш-Шааби.
Его дед Абд аль-Кави Насер получил образование в Турции , а отец одним из первых в протекторате Аден окончил среднюю школу. Но шейх Абд аль-Латиф использовал своё образование и влияние, пытаясь объединить племена Сабиха, что вызвало репрессии со стороны султана Лахджа и британских колониальных властей. Шейх был обвинён в заговоре против султана и казнён в Гуте, а его три сына и дочь остались сиротами. Фейсал был взят на воспитание своим дядей, шейхом Мухаммедом Абд аль-Кави, который пользовался огромным уважением и больше был известен в Лахдже как Мухаммад Рашад. Он устроил сына казнённого политического преступника в привилегированную начальную школу «Iron Mountain», в которой учись дети высокопоставленных лиц колониальной администрации и арабских султанов. После её окончания Фейсал Абд аль-Латиф продолжил образование и был направлен в среднюю школу «Аль-Махснейя аль-Абдалийя» ( араб. المحسنية العبدلية ), находившуюся в ведении образовательной миссии Египта . Это во многом определило его жизненный путь. Поскольку во время учёбы Фейсал проявил хорошие способности, было принято решение отправить его для дальнейшего обучения в Каир . Там Фейсал Абд аль-Латиф поступил в университет «Айн-Шамс» на факультет экономики и коммерции.
Именно в Каире начали складываться политические воззрения Фейсала, который проникся духом египетской Июльской революции и идеями арабского единства . Уже в 1956 году вернувшийся на каникулы студент основал в Адене политическую ячейку, в которую привлёк и своего родственника Кахтана аш-Шааби . Кахтан, женатый на сестре Фейсала, был на 15 лет его старше и занимал высокий пост в султанате, но всё же попал под влияние юноши, которому исполнился только 21 год .
Осенью того же года во время Суэцкого кризиса вернувшийся в Каир Фейсал Абд аль-Латиф проявил желание воевать с англо-французскими десантами и добровольцем вступил в студенческие бригады. Молодой студент примкнул к полулегальному Движению арабских националистов, созданному в Бейруте в начале 1950-х годов палестинскими студентами. С недавних пор оно поддерживало курс египетского президента Гамаля Абдель Насера , но, постепенно склоняясь к арабскому социализму , выступало против марксизма , который считало несовместимым с арабскими реалиями. По решению руководителей ДАН Фейсал поехал в Дамаск , где прошёл обучение на специальных курсах, и ему была поставлена задача использовать свои ежегодные каникулы, чтобы создать в Южном Йемене филиал движения .
Усилия 24-летнего студента увенчались успехом и летом 1959 года в Адене были организованы ячейки Движения арабских националистов . Фейсал и его друзья Султан Ахмед Омар, Абд аль-Хафиз Каид, Сейф аль-Далиа, Таха Ахмед Макбаль и Али Ахмед Насер аль-Салями начали агитацию в двух созданных англичанами педагогических колледжах и вскоре молодые учителя начали создавать ячейки ДАН по всей территории протектората, даже в самых глухих его районах. Сеть ячеек быстро росла, так как колониальные и местные власти не видели ничего подозрительного в общении учителей с учениками . Когда в феврале 1959 года Великобритания объединила шесть аденских султанатов в Федерацию Южной Аравии , южнойеменский филиал ДАН резко выступил против такой альтернативы независимости. Фейсал убедил Катана аш-Шааби, что националистическая Ассоциация сынов Юга, в которой тот состоял, уклонилась от прежних принципов и национальных целей и теперь вместо единого арабского йеменского государства поддерживает сепаратистский конгломерат султанатов. В октябре 1959 года они уже вместе от имени Движения арабских националистов издали брошюру «Союз эмиратов как имитация арабского единства» ( араб. إتحاد الإمارات المزيف مؤامرة على الوحدة العربية ), которая считается «первым звонком» к началу вооружённой борьбы за освобождение Юга .
В начале 1960-х Фейсал Абд аль-Латиф отвечал за деятельность всего южнойеменского филиала Движения. Он продолжал ориентироваться на общеарабское руководство ДАН в Бейруте, которое считало несвоевременным начало одностороннего вооружённого движения в Адене и предлагало прийти к союзу с другими оппозиционными арабским силам. В это время Фейсал Абд аль-Латиф окончил обучение в Каире, получил степень бакалавра и вернулся на родину. Он устроился на работу в министерство торговли Адена, в котором проработал пять месяцев, но затем, когда политическая ситуация изменилась, перешёл на нелегальное положение для организации подготовки к вооружённой борьбе за независимость .
В январе 1962 года бывшие непримиримые соперники — отделения Движения арабских националистов и Партии арабского социалистического возрождения — совместно с Конгрессом рабочих профсоюзов Адена выступили с инициативой создания единого Национального фронта . Через год, в июле 1963 года, ДАН взяло на себя создание Национального фронта освобождения оккупированного Юга Йемена, в который вошли 7 оппозиционных организаций , а в августе того же года было сформировано руководство новой организации , в которое вошёл и Фейсал Абд аль-Латиф. Фронт ставил своими целями освобождение Южного Йемена, объединение с Египтом в одно государство и достижение арабского единства .
Вооружённая борьба в Южном Йемене началась 14 октября 1963 года со спонтанного восстания племён в районе Радфан . Фейсал, который продолжал также отвечать за работу йеменского отделения Движения арабских националистов, следующие два года провёл в повстанческих отрядах Национального фронта. Только в середине 1965 года по поручению его лидеров он выехал в Таиз ( Йеменская Арабская Республика ) для работы в Генеральном руководстве НФООЮЙ . Тем временем политическая ситуация вновь изменилась. Создание в мае 1965 года контролируемой Северный Йеменом Организации освобождения оккупированного Юга Йемена привело к тому, что теперь большая часть финансовых потоков из Лиги арабских государств , Египта и Саны пошла к этой организации. В июле 1965 года Фейсал Абд аль-Латиф заявил, что «до настоящего времена Фронт был полностью зависим от финансовой поддержки ОАР» и теперь приходится искать новые источники финансирования. Этот кризис уже к концу года привёл к падению активности партизанских формирований в Адене . Ситуацию осложнило и то, что британским властям удалось раскрыть подпольную сеть фронта, координировавшую вооружённые отряды, и арестовать около 45 кадровых руководителей. Теперь Фейсал Абд аль-Латиф вынужден был покинуть Таиз и вернуться на Юг, чтобы восстановить общее командование повстанческими силами.
Тем временем раскол в освободительном движении принимал новые формы. При активном участии и под давлением Египта 13 января 1966 года Национальный фронт и Организация освобождения были объединены во Фронт освобождения оккупированного Юга Йемен (ФЛОСИ) . Это соглашение не было признано основными руководителями Национального фронта и уже на следующий день, 14 января генеральный секретарь НФ Кахтан аш-Шааби заявил, что фронт его не признаёт . Фейсал Абд аль-Латиф также решительно выступил против соглашения 13 января , поддержавшие его командиры партизанских частей открыто призывали к выходу из новой организации , а после попытки отнять у них тяжелое вооружение отношение к ФЛОСИ стало открыто враждебным .
В феврале 1966 году Фейсал вместе с Али Салемом, Мохаммедом Ахмедом аль-Бейши и Мухаммедом Саидом Масобейном прибыл в Таиз для того, чтобы встретиться с руководителями Северного Йемена и местных профсоюзов и повлиять на события. Вскоре он присоединился к делегации Кахтана аш-Шааби, которая 30 января отправилась в Каир чтобы проинформировать о своей позиции президента Насера. Однако главный союзник повёл себя не по-дружески: Генеральный секретарь НФООЮЙ Кахтан аш-Шааби и Фейсал Абд аль-Латиф, один из военных лидеров фронта, были фактически арестованы египетскими властями . Фейсал провёл под арестом в Каире 9 месяцев , но в октябре после посредничества Движения арабских националистов ему удалось выехать для лечения и встречи с семьёй в Бейрут. Там он отплатил союзникам тем же нарушением обещаний и исчез. Вскоре Фейсал оказался в эфиопской Асмэре , а оттуда 21 ноября прибыл в Таиз, откуда его путь лежал в безвестную северойеменскую деревню Хамр. Именно там 29 ноября 1966 года открылся III съезд Национального фронта освобождения оккупированного Юга Йемена на котором Фейсалу предстояло председательствовать .
Съезд 40 голосами против 14 проголосовал за выход Национального фронта из ФЛОСИ и 12 декабря 1966 года это решение было реализовано. Фейсал стал одним из главных организаторов захвата 20 июня 1967 года аденского района Кратер , который восставшие части армии Федерации Южной Аравии удерживали 15 дней . Но этот успех был достигнут на фоне открытого военного противостояния между двумя освободительными фронтами . 26 августа 1967 года Фейсал Абд аль-Латиф вместе с Мансуром Матанна Баггашем руководил операциями по свержению султана Хаушаби и поднял знамя Национального фронта над столицей султаната Эль-Мусеймиром . Но в сентябре члены Фронта освобождения оккупированного Юга Йемена (ФЛОСИ) убили одного из партизанских лидеров НФ Абдель Наби Мардама и в ответ на это силы Национального фронта задержали четырёх членов ФЛОСИ. Эта акция также не осталась без ответа и во время возвращения на базу Фейсал Абд аль-Латиф аш-Шааби и Ахмед аль-Бейши были захвачены отрядом ФЛОСИ Мухаммеда Хайдара аль-Мараби и переправлены в Таиз. Оттуда они были депортированы египетской разведкой в Каир . Между силами фронтов начались бои в аденском пригороде Шейх-Османе, а в ноябре военное противостояние вновь вылилось в военные действия .
Фейсал Абд аль-Латиф был освобождён после того, как на переговорах в Каире между фронтами была достигнута договорённость о прекращении огня и обмене арестованными и заложниками . Он вошёл в состав южнойеменской делегации которая 22 ноября 1967 года начала в Женеве переговоры об условиях предоставления стране независимости . 29 ноября, после достижения соглашения с Великобританией, члены делегации на специально зафрахтованном самолёте вылетели в Аден через Бейрут и Асмэру и вечером следующего дня в Адене была провозглашена независимая Народная Республика Южного Йемена .
В первом национальном правительстве Южного Йемена, Фейсал Абд аль-Латиф аш-Шааби, последние семь лет занимавшийся в основном военными вопросами, занял вполне мирный пост министра экономики, торговли и планирования. Он сделал ставку на развитие национального капитала, на привлечение иностранных инвестиций и средств зарубежной йеменской диаспоры. Абд аль-Латиф предлагал опираться на развитие основных отраслей экономики — сельского хозяйства и рыболовства, с использованием доходов от продажи нефти и полезных ископаемых. При этом он настаивал на планировании и координации экономических мероприятий, создании единой нормативно-правовой базы. Такая позиция привела к конфликту с марксистами из левого крыла Фронта, идеи которых Фейсал называл детскими, разрушительными и не имеющими ничего общего с реальностью. Этот конфликт и раскол в Национальном фронте привёл к тому, что Фейсал Абд аль-Латиф подал в отставку с поста министра. Отставка не была принята, и проблему удалось решить только тогда, когда пост министра экономики, торговли и планирования занял Абдель Малик Исмаил, а Фейсалу было предложено сосредоточиться на работе в Генеральном руководстве Фронта. В начале 1969 года он был назначен министром иностранных дел. В этот период Фейсал Абд аль-Латиф издал ряд брошюр, посвященных истории борьбы за освобождение .
Уступки левому крылу, которое усиливало своё влияние, продолжались. Президент НРЮЙ Кахтан аш-Шааби посетил Советский Союз в январе-феврале 1969 года, а в апреле произошло разделение постов президента и главы правительства . 6 апреля 1969 года на вновь учреждённый пост премьер-министра был назначен Фейсал Абд аль-Латиф аш-Шааби . В политических вопросах он оставался сторонником «управляемой революции», национального единства, привлечения к управлению страной и к общественной деятельности всех слоёв населения, независимо от классовой принадлежности и политических взглядов, включая и женщин. Фейсал считал, что политические разногласия должны разрешаться в ходе диалогов, а не становится причиной антиправительственных заговоров. Он выдвинул пять принципов построения независимого Йемена: единство, стратегия национализма и арабское единство, создание единой политической организации, создание эффективной национальной армии, чёткое определения целей и задач на будущее и политические реформы . Но левое крыло Фронта не удовлетворилось уступками Кахтана аш-Шааби и назначением на пост премьера родственника президента. Ожесточённые споры продолжались: левые называли правых «отсталыми» , правые открыто обвиняли левых в попытках «насадить коммунистические идеи» .
В мае 1969 года во время визита Кахтана в Корейскую Народно-Демократическую Республику занял пост вице-президента, исполняющего обязанности президента, что усилило его позиции . Это раздражало левое крыло, которое по-прежнему требовало исполнения решений IV съезда Национального фронта в Зангибаре (март 1968 года), которые предписывали использовать «опыт мировых социалистических режимов» .
Равновесие между марксистами и националистами нарушает то, что министр внутренних дел Мухаммед Али Хейтам оказывается на стороне левых . Президент Кахтан аш-Шааби возвращается из поездки в Сирию и без консультаций смещает Хейтама с поста. Генеральное руководство фронта собирается на чрезвычайную сессию, осуждает решение президента и переходит под контроль левых. Баасисты, традиционные враги Фейсала, Народно-демократический союз и другие организации выступают против правых . Конфликт заканчивается катастрофой и для президента Кахтана аш-Шааби и для премьер-министра Фейсала аш-Шааби: 22 июня 1969 года их смещают с постов и отправляют под домашний арест .
Карьера Фейсала Абд аль-Латифа в независимом Южном Йемене, за освобождение которого он боролся около десяти лет, завершается быстро и трагически. На посту премьер-министра его сменяет Мухаммед Али Хейтам, на посту министра иностранных дел — будущий лидер страны Али Салем аль-Бейд .
В конце ноября 1969 года сессия Генерального руководства Национального фронта исключила из организации бывших лидеров правого крыла — смещённого президента Кахтана аш-Шааби, снятого с поста премьер-министра Фейсала Абд аль-Латифа аш-Шааби и ещё 19 человек . Они оставались под домашним арестом, и дальнейшая судьба свергнутых лидеров страны была неопределённой. Президент Египта Гамаль Абдель Насер, продержавший Фейсала в плену почти год, теперь предлагал новым властям освободить его и обещал тому политическое убежище в Каире. Обеспокоенные судьбой бывшего партизанского командира председатель Революционного совета Алжира полковник Хуари Бумедьен и эмир Кувейта Сабах ас-Салем аль-Мубарак ас-Сабах также пытались добиться его освобождения. Ни Насера, ни других арабских лидеров в Адене услышать не захотели . 28 марта 1970 года Фейсала Абд аль-Латифа перевели из под домашнего ареста в аденскую тюрьму «Аль-Фатах аль-Рахиб» (الفتح الرهيب), а его имущество было конфисковано . В соседнюю с ним камеру № 4 был помещён Кахтан аш-Шааби. В течение шести дней Фейсал подвергался жестоким пыткам, пока руководство Южного Йемена не решило его судьбу.
Фейсал Абд аль-Латиф аш-Шааби был расстрелян ночью на 2 апреля 1970 года в Адене в камере № 5 тюрьмы «Аль-Фатах аль-Рахиб». Очевидцы утверждали, что солдаты выпустили в его тело четыре автоматных магазина. Место его захоронения неизвестно до сих пор . Дочь Фейсала, известная йеменская правозащитница Алия Фейсал Латиф аш-Шааби требовала у властей найти могилу отца. В мае 2013 года начальник политической полиции Йемена генерал-майор Галеб Камиш пригласил её к себе в кабинет и в присутствии своего заместителя Али Мансура Рашида дал просмотреть дело отца, но Алия не нашла в нём никакой информации о казни и захоронении Фейсала.
О лидере национально-освободительной борьбы и первом премьер-министре Южного Йемена не вспоминали даже после объединения двух стран в 1990 году. Только в 1998 году президент Али Абдалла Салех заявил в своей речи в Адене, что Кахтан аш-Шааби и Фейсал Абд аль-Латиф аш-Шааби заслуживают пересмотра отношения к ним и признания их выдающихся заслуг в деле освобождения Юга. В 2011 году во время революции, приведшей к отставке самого Салеха, студенты университета Саны провозгласили Фейсала одним из вождей Октябрьской революции 1963 года . В современном Йемене он почитается, как мученик ( шахид ), национальный герой и борец за независимость страны .
Сестра Фейсала была замужем за Кахтаном аш-Шааби и умерла в Сане в 1998 году. Его брат Абдул Кави аш-Шааби провел в тюрьме 10 лет и, выйдя на свободу, женился на вдове Фейсала. В 1982 году Али Насер Мухаммед отказал семье в пособии, однако министр обороны Али Ахмед Антар продолжал покровительствовать семье казнённого, в которой остались сиротами дочь Фейсала и трое его сыновей. Дочь Алия Фейсал Латиф аш-Шааби (род.28 мая 1969) в 1988 году получила стипендию в Германии, но мать не отпустила её в Европу. Алия окончила Университет Саны, получив специальность психолога, стала бакалавром, а затем магистром, получила известность как правозащитница. Двое старших сыновей Фейсала работают в свободной зоне Адена, младший сын там же, на нефтеперерабатывающем заводе .