Interested Article - Кронос
- 2020-02-13
- 1
Кро́нос , Крон ( др.-греч. Κρόνος ), в древнегреческой мифологии — верховное божество, по иному мнению титан , младший сын первого бога Урана (неба) и богини- демиурга Геи (земли).
Первоначально — бог земледелия , позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время , Хроносом ( др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время).
Период верховенства Крона считался золотым веком .
Соответствует римскому Сатурну .
Этимология
Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён из-за созвучия имён сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, имеет ли имя греческое происхождение. Только серп — древний атрибут — говорит об их природе.
Существовал у ионийцев . Во всяком случае, в ряде ионийских городов был праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований .
Легенды
Кронос и Уран
Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея , изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Так Кронос стал верховным богом .
Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе . Этот серп хранился в пещере в Занкле ( Сицилия ) .
По Ферекиду Сирскому, Кронос победил Офиона и первым был коронован . По другой версии, Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царём .
При нём наступил золотой век.
От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности богини Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон .
Поглощение детей Кроносом. Кронос и Зевс
Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей , свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию , Деметру , Геру , Аида и Посейдона .
Супруга Кроноса Рея , беременная Зевсом , не желая лишиться последнего ребёнка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Этим камнем считался монолит « омфал » ныне выставленный в археологическом музее в Дельфах . По римской традиции этот камень называли «агадир» . Также были античные мнения, будто Рея дала Кроносу камень на утёсе Петрах над Херонеей .
Когда Кронос понял, что обманут, он стал искать Зевса по всей земле , но куреты с острова Крит помешали ему найти младенца, и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.
Когда Зевс вырос и возмужал, он начал войну с отцом, потрясшую Вселенную до основания. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар , вместе со вставшими на его защиту титанами .
По одному сказанию, Зевс в Олимпии боролся за власть с Кроносом и победил . Согласно же орфикам , Зевс по совету Нюкты напоил Крона мёдом, тот заснул и его оскопили (кастрировали) . По версии, оскоплён Зевсом, от его семени родилась Афродита (обычно здесь фигурирует Уран ).
Зевс, с помощью Геи или Метиды , заставил Крона изрыгнуть поглощённых им своих братьев и сестёр , которых затем сделал олимпийскими богами : Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей.
По другому варианту мифа, Кронос впоследствии был прощён и переселён на « острова блаженных ». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному « золотому веку ».
Позднейшая традиция и упоминания
Кронос похоронен на Сицилии . Он был богом в Аравии , отождествлялся с финикийским богом , которому приносили в жертву младенцев . В Олимпии ему был сооружён храм . Жертвы приносили Кроносу басилы (цари) в Олимпии на вершине горы Кроний в день весеннего равноденствия , по другим источникам — 12-го гекатомбеона (конец июля) .
Ему посвящён XIII орфический гимн.
Кроносу соответствует римский бог земледелия Сатурн . По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Юпитером (тождественен Зевсу ) и бежал в Италию . В Италии святилища Сатурна можно было встретить всюду; многие местечки и города полуострова названы по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землёй ( лат. Saturnia tellus ).
Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь .
В честь Кроноса предлагают назвать звезду HD 240430 , которая, как считается, поглотила одну или несколько планет.
См. также
Примечания
- Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1153—1154.
- Щукарев А. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Кронос / Лосев А. Ф. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 18.
- ↑ // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 392—393.
- Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — М. : Academia , 2005. — С. 63. — 208 с. — (Classicus: Классическая учебная книга). — 5100 экз. — ISBN 5-7695-1681-X .
- Гесиод. Теогония. 154—185
- Павсаний. Описание Эллады VII 23, 4
- Каллимах, фр. 43 Пфайфер, ст. 70
- Ферекид, фр. В4 Дильс-Кранц = Тертуллиан. О венце 7
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 66, 4
- Гесиод. Теогония. стр. 497—500; Павсаний. Описание Эллады X 24, 6
- . Дата обращения: 20 июля 2018. 21 июля 2018 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2018. 21 июля 2018 года.
- Гигин. Мифы 139
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3-5; 2, 1 далее; Нонн. Деяния Диониса XXIV стр. 228
- Павсаний. Описание Эллады V 7, 10; VIII 2, 2
- Орфика, фр. 154 Керн = Порфирий. О пещере нимф 16
- Первый Ватиканский мифограф II 4, 1
- Климент. Протрептик 30, 3
- Нонн. Деяния Диониса XL 403
- Плутарх. О суеверии 13
- Павсаний. Описание Эллады V 7, 6
- Павсаний . Описание Эллады VI 20, 1
- Полемон, фр. 102 Преллер
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Лосев А. Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. Собрание первоисточников, статьи и комментарии: Энциклопедия олимпийских богов. Хар.; М., 2005.
- / // Крещение Господне — Ласточковые [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 96. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
Ссылки
- . greekroman.ru. Дата обращения: 20 августа 2017.
- 2020-02-13
- 1