Левицкий, Юзеф
- 1 year ago
- 0
- 0
Моде́ст Фили́ппович Леви́цкий ( 13 [25] июля 1866 или 1866 , Выхилевка , Хмельницкая область — 16 июня 1932 , Луцк ) — украинский писатель , культурный деятель, педагог , врач и дипломат .
Родился в графской семье в селе Выхилевка Проскуровского уезда Подольской губернии (ныне Ярмолинецкого района Хмельницкой области Украины ) — за 18 вёрст от уездного города Проскурова (ныне Хмельницкий ). Происходил из древнего шляхетского рода. Был сыном мирового судьи и внуком священника села Олешин на Подолье (ныне Хмельницкого района Хмельницкой области), где представители рода Левицких издавна выполняли обязанности духовников.
Младшая сестра Модеста — известная среди парижской богемы начала XX века художница София Левицкая .
В 1885 году окончил Каменец-Подольскую гимназию . Еще учась в гимназии, в 1881 году 15-летний Модест издал в Каменце-Подольском под псевдонимом «граф Биберштейн» 60-страничную книжечку «Граф Мотыга» с подзаголовком «Народные предания в Подолье» . Экземпляры этого издания хранятся ныне в Национальной библиотеке Украины имени Владимира Вернадского , Одесской национальной научной библиотеке и Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге .
В 1888 г. закончил историко-филологический, а в 1893 году — медицинский факультеты Киевского университета , где заинтересовался идеями народничества и революционно-демократическим движением. 1893 г. — земский врач Ананьевского уезда , где подружился с Е. Чикаленко ; 1894-1898 гг. — уездный врач Ковеля . Впоследствии — земский врач в Боярке , тесно сотрудничал с киевской Старой общиной.
Поступил на медицинский факультет с единственным намерением — быть домашним врачом жене Зинаиде, болевшей туберкулезом , и стать мужицким «дохтуром», чтобы познать жизнь .
Один из основателей Украинской радикальной партии (впоследствии — Украинская демократически-радикальная партия ). С 1905 г. — директор фельдшерской школы и приюта для брошенных детей в Киеве, 1906 г. — член редколлегии газеты «Общественное мнение», член Киевского общества « Просвита » имени Тараса Шевченко (1906-1909), напечатал при содействии последнего несколько своих медицинских брошюр. В 1907 г. обнародовал свой первый сборник рассказов.
В 1909 – 1912 гг. жил в городке Радивилове , где работал железнодорожным врачом. Живя в Радивилове вблизи Бродов (между Львовом и Ровно ), Модест Филиппович способствовал пересылке украинских националистических книг из Львова через границу в Киев , где на такие издания существовал запрет. В 1911 году по настоянию писателя было получено разрешение от генерал-губернатора на проведение в Радивилове «праздничной академии» в честь Тараса Шевченко. Но когда началось декламирование его стихов, полиция забила тревогу и разогнала участников собрания. В 1912 году Левицкий устроил в городе Кременце (тогда Радивилов входил в Кременецкий уезд ) выставку-продажу книг, нелегально распространял запрещенные издания. В том же году писателя в административном порядке выслали из Радивилова. Но он, поселившись в Белой Церкви , продолжал поддерживать переписку с радивиловскими друзьями. Например, важную роль в его жизни сыграла дружба с хирургом Петром Дмитриевичем Шепченко.
С 1912 г. жил в Белой Церкви, в марте 1917 возглавил там местную «Просвиту» . Был инициатором создания союза «Просвет» Васильковского уезда . В сентябре 1917 года на первом Всеукраинском съезде «Просвет» избран в состав центрального бюро обществ «Просвита» от Киевской губернии.
В 1917 – 1920 годах писатель поддерживал идею создания самостоятельного Украинского государства. В 1918 г. занял пост главного санитарного врача железных дорог Украины, стал директором культурно-образовательного отдела министерства путей. С января 1919 г.— советник дипломатической миссии в Греции , впоследствии — её председатель.
Недостаточно исследованы такие страницы его биографии, как руководство дипломатической миссией УНР в оролевстве Греция , министерством здравоохранения правительства УНР в изгнании (в Польше), преподавательская работа в Украинской хозяйственной академии в Подебрадах ( Чехословацкая республика ). Модест Левицкий — также автор грамматики украинского языка, научно-популярных сочинений по медицине.
С 1920 г. жил в Вене . В августе 1921 года в Вене Н. Левицкий и представитель УССР Кудря проводили переговоры с целью привлечения украинской интеллигенции, эмигрировавшей в Австрию , к сотрудничеству с советским правительством и организации возвращения в УССР.
Позже жил в Тарнуве , Польша, был министром здоровья Государственного центра УНР в эмиграции. Руководил туберкулезным санаторием для воинов Армии УНР ( Закопане , Польша). В 1922 - 1927 гг. — врач и преподаватель Украинской хозяйственной академии в Подебрадах ( Чехословацкая республика ).
С августа 1927 — преподаватель украинского языка в гимназии общества «Родная школа» ( Луцк ). Земляки-современники называли его «отцом Волыни».
Умер в Луцке , где и похоронен.
В 1901 г. начал публиковаться в « Киевской старине », 1902 г.— в « Литературно-научном вестнике ». В 1903 г. положил на музыку ряд стихотворений Б. Гринченко , Леси Украинки и др. (сборник запретила цензура).
Большое влияние на Модеста произвели произведения Леси Украинки. В фондах литературно-мемориального музея в селе Колодяжном на Волыни есть сведения о том, что он бывал у неё, консультировал её как врач, читал свои рассказы. Кстати, в основу некоторых из них положены радивиловские впечатления. Вот, например, рассказ-быль «Ніобея». Поздней осенью в маленький городок на Волыни приехала труппа артистов. Одна из артисток, Настя, плохо себя чувствует, она больна. К тому же переживает за дочь Наташу, которая тяжело заболела и которую пришлось оставить в Дубно , ведь артисты должны выступать при любых условиях. Настя должна выйти на сцену, она играет главную роль Ниобеи, и если откажется — ее вышвырнут из труппы. К больной вызвали врача. Выступление всё-таки состоялось, Настя понравилась зрителям, но, играя роль матери-страдалицы, которая потеряла детей, не знала того, что еще перед началом спектакля пришла телеграмма о смерти дочери. Нетрудно догадаться, что в роли врача писатель вывел себя и описал то, что, очевидно, произошло в Радивилове.
В рассказе «Законник» действие происходит в камере тюрьмы. Один из задержанных, судя по его рассказу, из Радивилова, где совершенно разные интересы отстаивали украинцы и местные евреи, с одной стороны, и российские чиновники, с другой. Выясняется, что все задержаны за агитацию накануне выборов. Причем «истинно русским» людям, монархистам преград в такой деятельности не создавалось. «Вот тебе и свобода выборов... — рассуждает один из задержанных. — Направился к Соколовскому: как же, говорю, черносотенцам воля, а нам и рта разинуть не дадут». Соколовский разбирался в законах, а потому надеялся подать заявление «о лжи на выборах, о всех мошенничествах „истинно русских“». Однако в конце концов кончилось всё тем, что и Соколовский был брошен в тюрьму. Этим рассказом автор доказывал, что в имперской России не может быть и речи о правах людей других национальностей, ведь на каждом шагу слова «агитатор», «крамольник», «жид» произносятся жандармами почти как синонимы. Радивиловская общественная атмосфера начала двадцатого века отражена и в других рассказах писателя.
Автор социально-психологических рассказов, преимущественно взятых из крестьянской жизни и украинского освободительного движения, пьес, воспоминаний, языковедческих исследований; переводчик произведений Эркмана-Шатриана , Р. Джованьоли , Э. Б. Синклера , С. Лагерлёф , Э. Ожешко и др. Неопубликованными остались его «Спогади лікаря» (1888-1929), роман «Перша руїна» времён владимирского и суздальского князя Андрея Боголюбского , переводы романов Г. Сенкевича , Б. Пруса и др. Его рассказ «Законник» переведён на русский язык (1912), «Злочинниця» — на венгерский (1968).
Из-за деятельности в УНР в советское время (после свертывания ) художественное наследие Модеста Левицкого замалчивалась, а произведения были причислены к «националистическим». Лишь в 1966 г., к столетию со дня рождения, львовское издательство «Каменяр» выпустило книжечку его рассказов. В серии «Библиотека украинской литературы» в 1989 г. вышел том «Українська новелістика кінця XIX — початку XX ст.», в который включены и пять его рассказов.