Томашов, Юрий Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Васи́льевич Моро́зов (6 марта 1948, Белогорск , Крымская область , СССР — 23 февраля 2006, Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский рок-музыкант, мультиинструменталист, звукорежиссёр, писатель.
Разносторонний музыкант, автор песен, певец, звукорежиссёр, продюсер, литератор. Известен, прежде всего, многочисленными и разноплановыми альбомами , охватывающими едва ли не весь спектр музыкальных направлений и жанров современной музыки, а также как первопроходец в исполнении религиозного рока.
Морозов наряду с Андреем Тропилло самым первым в СССР подошёл к звукозаписи не как к процессу механической фиксации концертного звучания, а как к самоценному творческому акту, а к альбому — не как к случайному набору песен, а как к законченному художественному продукту .
Родился 6 марта 1948 года в городе Белогорске Крымской области, позднее переехал в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Увлёкся рок-музыкой ещё школьником. После школы поступил в Северо-Кавказский горно-металлургический техникум, а в 1968 стал студентом-вечерником одноимённого института Орджоникидзе. Осенью 1969 года Юрий Морозов организовал свою первую группу «Босяки», которая помимо кавер-версий исполняла несколько его песен, во многом инспирированных гармоническим языком The Beatles .
Морозов фиксировал на плёнке результаты своих музыкальных опытов, что впоследствии стало одним из основных приёмов его художественного метода.
В 1971 Морозов переехал в Ленинград , где поступил на вечернее отделение Политехнического института на факультет автоматики и электропривода.
Собрал домашнюю студию, в которой начал экспериментировать с записью наложениями, а затем и многоканальной техникой, как правило, исполняя все инструментальные и вокальные партии сам. Осенью 1972 года устроился на работу в фирмы «Мелодия». Как окончивший институт без военной кафедры, был призван в армию. Служил в мастерской связи при штабе корпуса ПВО в городе Долгопрудный .
Возможность использовать профессиональное студийное оборудование позволило Морозову сохранить свои ранние пробы и концертные записи, составившие «доисторический» раздел его дискографии: «Ретроскоп» (1968—1971), «Апокрифы» (1972—1973) и «Босяки» (1971) — запись выступления его северокавказской группы.
В 1973 записал психоделический альбом «Вишнёвый сад Джимми Хендрикса», начал сотрудничать с ленинградскими группами и исполнителями (в частности, с Юрием Берендюковым — в дальнейшем руководителем группы «Яблоко»), затем и выступать. В 1975—1976 годах играл в финальном составе арт/джаз-роковой группы «Ну погоди!» — их концертные записи составили Морозовский альбом «Группа Памяти Михаила Кудрявцева». Весной 1976 пробовал объединиться с Кудрявцевым и барабанщиком Игорем Голубевым (позже «Джонатан Ливингстон»), весной 1977 собрал трио, в которое вошли Кудрявцев и барабанщик Сергей Петров (из группы «Мифы»).
После единственного концерта трио («Session’77») Морозов убедился в невозможности воплотить на сцене свои студийные идеи. В аппаратной «Мелодии» в Академической Капелле записывал работы, обращаясь к философским учениям древней Индии («Брахма Астра», 1979), к культуре средневекового Китая («Китайская поэзия», 1980), библейским сюжетам («Евангелие от Матфея», 1980) русскому фольклору («Три русских песни», 1980) — что, привело его к многолетнему сотрудничеству с фолк-рок группой «Яблоко».
Основную массу инструментальных партий Морозов играл сам. В его записях участвовали Михаил Кудрявцев, Владимир Ермаков, Виктор Динов, Сергей Лудинов, Виктор Христосов, Сергей Лузин , Леонид Эсельсон, барабанщики Игорь Кучеров, Евгений Павлов, Юрий Николаев Владимир Яковлев. Записи Юрия Морозова расходились иногда с художественным оформлением, автором которого была, как правило, жена Нина Морозова. Многие её иллюстрации впоследствии были воспроизведены при переизданиях архивов на пластинках и компакт-дисках.
Мне всегда нравился имидж загадочного музыканта. Я, собственно, поэтому и «тырился» всю жизнь, не выходил на большую сцену.
— Юрий Морозов
Осенью 1981, после того, как в его репертуаре появился большой песенный цикл, пронизанный христианскими мотивами, Юрий Морозов задумал исполнить его на сцене, для чего собрал трио, в которое вошёл его старый соратник, бас-гитарист Михаил Кудрявцев и барабанщик Сергей Завьялов, однако, прорепетировав всю зиму, они расстались, а Завьялов вскоре собрал свою хард-рок группу «Плюмбум».
В мае 1987, после десятилетней паузы, Морозов вернулся на сцену и дал концерт на устроенном Андреем Тропилло видео фестивале «Рок-Нива-87» в сопровождении группы «Почта », а после того, как в следующем году началось его сотрудничество с группой « ДДТ » (звукорежиссёр альбомов « Я получил эту роль » и « Чёрный пёс Петербург ») , полтора года гастролировал. Морозов стал одним из героев фильма Петра Солдатенкова «Игра с неизвестным» (1987).
В 1988 году ленинградское отделение фирмы «Мелодия» издало первую пластинку Морозова «Представление», которая являлась ретроспективой его работ 1980-х. В начале 1990-х вышли ещё шесть виниловых дисков музыканта.
В сентябре 1989 Морозов организовал новую группу — «ОГПУ им. Ю. Морозова» в составе: Александр Бровко, электрогитара, Виктор Михеев, акустическая гитара, бас, вокал, Дмитрий «Фифа» Ермаков, клавишные и Сергей Агапов, барабаны. Они дебютировали 23 сентября на I Фестивале журнала «Аврора», а потом с различными вариантами состава гастролировали по стране. Финальная версия группы — Морозов, Бровко, гармоника, Наиль Кадыров, гитара, Николай Шандарчук, бас, Кэт Сидорова, барабаны, выступила 9 ноября 1992 на празднике «A Day In The Life» в «Юбилейном».
В дальнейшем Морозов работал на студии, изредка играл акустическим дуэтом с Михеевым, а позднее с Бровко. В 1970-х он стал автором двух неопубликованных рассказов. Позже его рассказы и повести входили в различные сборники и антологии, в журнале «Континент» была напечатана повесть о рок музыкантах «Парашютисты». В 1995 году в издательстве Zero вышел полуавтобиографический роман Морозова «Подземный блюз».
Морозов принимал участие в работе над альбомами Александра Ляпина , Вадима Курылёва (« Никто » и « Тусклое солнце ») , групп « Аквариум » (« Любимые песни Рамзеса IV », « Кострома mon amour ») , « Тамбурин », « Август », « Почта », « Облачный край », « », «Дельта-оператор», « Чиж & Co » , « Разные люди » и многих других.
В 1995—2001 года вместе с Сергеем Чиграковым участвовал в записи трёх альбомов духовных песен священника Олега Скобля — «Крест кованый», «Крестный ход» и «Ангел молитвы».
С осени 2000 записи Морозова (как архивные, так и появившиеся за последние годы), начали выходить под лейблом компании его коллеги и единомышленника Андрея Тропилло «АнТроп».
В марте 2005 Морозов закончил работу над очередным альбомом «Обнажённое чувство отсутствия», в записи которого участвовали музыканты групп «Чиж & Co», «Разные люди» и т. д.
Скончался от миеломной болезни 23 февраля 2006 года в одной из онкологических клиник Санкт-Петербурга , не дожив 11 дней до своего 58-летия. Похоронен на Серафимовском кладбище
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
посмертные альбомы
грампластинки
Юрий Морозов упоминается в «Песне Гуру» в альбоме « LV » Майка Науменко : «Я вам поставлю Юрия Морозова, он типа Кришны , он тоже всеми шибко любим» . Майк Науменко довольно часто исполнял её на квартирных концертах, и оттого что имя Юрия Морозова было практически неизвестно его слушателям, каждый раз предварял её комментариями о том, кто такой Юрий Морозов и как Майк относится к его творчеству .
Алексей Рыбин в книге «Майк: Время рок-н-ролла» отмечал следующее :
По сути, это посвящение Юрию Морозову — замечательному человеку, одному из лучших звукорежиссёров нашей страны. Помимо всего прочего, Юра писал песни, хорошо пел и неплохо играл на гитаре, фортепиано, барабанах — он стремился овладевать максимально большим числом музыкальных инструментов, был из тех, кто стоят за «школу» в музыке, не любил пение мимо нот, считал, что рок-музыка — это большое искусство именно с точки зрения музыки. В общем, играя рок, он был полной противоположностью компании, в которой жил Майк, БГ , Цой , да и я, разумеется. Мы смотрели на музыку совершенно по-другому. А Майк и подавно. Он мог бы простить Морозову его музыкальное занудство, но Юра писал ещё и тексты своих песен — и тексты эти буквально выводили Майка из себя.
Песня Морозова «Конформист» открывает первый альбом группы « Крематорий ».