Interested Article - Фавн Барберини

«Фавн Барберини» , или «Пьяный сатир» , — мраморная статуя эллинистической эпохи, созданная неизвестным скульптором пергамской школы около 200 года до н. э. и изображающая заснувшего Фавна . Не исключено, что это римская мраморная копия высокого качества бронзового оригинала второй половины III в. до н. э. Произведение названо по имени кардинала Франческо Барберини , распорядившегося о реставрации скульптуры (с дополнением утраченных частей: скульпторы создали ноги, левую руку и камень, служащий ложем), находившейся в конце XVII века в римском Палаццо Барберини .

Статуя была обнаружена в 1620-е годы в Риме близ мавзолея Адриана (ныне замок Святого Ангела ) и поступила в частное собрание папы Урбана VIII из семейства Барберини . Винкельман предположил, что эту статую в числе прочих свергли со стен мавзолея его защитники во время осады Рима готами в 537 году (о таком своеобразном способе защиты упоминает историк Прокопий ). Считается, что Адриан, вошедший в историю как поклонник Антиноя , питал слабость к гомоэротическому искусству.

Несмотря на всю свою выразительность, при поступлении в папское собрание статуя была сильно повреждена: не хватало правой ноги, некоторых фрагментов рук и головы. Недостающие части были восстановлены трудами нескольких поколений ваятелей XVII и XVIII веков, в том числе в 1679 году скульпторами Джузеппе Джорджетти и Лоренцо Оттони по заказу кардинала Франческо Барберини . Экспрессивная поза сближает «Фавна» с барочными произведениями Караваджо и Бернини настолько, что долгое время считалось, что её восстановлением занимался именно Бернини. До 1799 года статуя располагалась в римском палаццо Барберини , где поражала гостей Рима своей неслыханной непристойностью: ноги Фавна кажутся нарочито раздвинутыми, чтобы взгляд зрителя устремлялся на гениталии . Возможно, этот эффект был усилен во время реставрации.

В 1799 году скульптор Винченцо Пачетти обратился к Люсьену Бонапарту с предложением приобрести у него статую. Барберини оспорили права Пачетти на распоряжение скульптурой и после шумного судебного процесса и вопреки запрету на вывоз статуи из Италии (за который горячо высказывался Антонио Канова ) продали «Фавна» баварскому принцу Людвигу , который, не дожидаясь его доставки в Мюнхен , поручил Лео фон Кленце выделить в строящейся мюнхенской Глиптотеке особое помещение для его размещения. В 1827 году «Фавн» и « Аполлон » из барбериниевской коллекции заняли почётное место в Глиптотеке.

По всей Европе разбросаны многочисленные копии знаменитой статуи. Среди них выделяется своим высоким качеством луврская копия работы Бушардона (1726), в которой, в отличие от оригинала, присутствует левая рука. Большой каскад фонтанов в Петергофе украшает позолоченная копия «Пьяного сатира».

Итальянский художник Лука Джордано при написании картины « Сон юного Вакха » вдохновлялся «Фавном Барберини», эта картина находится в собрании Эрмитажа .

Примечания

  1. (англ.) — 2013.
  2. Власов В. Г. . «Фавн Барберини», или «Спящий сатир» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 13—14
  3. , с. 90.

Литература

  • Всеволожская С. Н. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XVII века: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — 344 с. — ISBN 978-5-93572-521-1 .
  • Francis Haskell and Nicholas Penny, 1991. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture 1500—1900 (Yale University Press). Cat. no. 33, pp 202-05.
  • Brill’s New Pauly: Encyclopaedia of the Ancient World. — Leiden - Boston, 2006. — С. 269—271. — 638 с. — ISBN 90 04 14221 5 .
Источник —

Same as Фавн Барберини