Аццоне II
- 1 year ago
- 0
- 0
«Bunte Götter» (« Бунте Гёттер », дословно «Пёстрые (разноцветные) боги») — выставка, проходившая с 15 декабря 2003 г. по 15 февраля 2004 г. в мюнхенской Глиптотеке и посвящённая полихромии в античной скульптуре.
Экспозицию выставки «Bunte Götter» составили 12 полихромных скульптур. Они позволили совсем по-другому взлянуть на воспринимавшиеся ранее монохромными греческие и римские скульптуры. В центре экспозиции находились скульптуры с фронтона храма Афайи . Знаменитый лучник с западного фронтона храма изображает троянского царевича Париса . На нём плотно облегающее его тело одеяние. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса. Подобные детально проработанные узоры покрывали даже спины фигур на фронтоне на высоте 10 метров. Мельчайшие детали в своём размере составляют всего лишь около двух миллиметров, что свидетельствует о высокой точности росписи статуй.
Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. XX в.
На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования. Только благодаря новейшим исследованиям удалось установить, что сеточка является частью богатого чешуйчатого орнамента, покрывавшего лицевую часть шлема. Сравнение узора на шлеме с изображениями шлемов на греческих вазах того же периода позволяет утверждать, что подобная форма раскраски была широко распространена в то время.
Разумеется, что орнамент на скульптурах должен соответствовать его форме. Например, у Париса узор его одеяния растянут на бедре, и вытянут на колене, словно речь идёт о вязаных штанах. Благодаря этому форма скульптуры получала ещё большую выразительность. Для художника было безусловно непросто изобразить зигзагообразный орнамент на ногах лучника, для этого требовался точный математический расчёт.
Фигуры с фронтона храма Афайи были созданы около 500 г. до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми. Скульптуры классического периода (480—320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но не были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу. В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками.
На выставке благодаря содействию музеев Ватикана были продемонстрированы реконструкция знаменитой скульптуры облачённого в доспехи императора Августа из Примапорто . На основании новейших химических исследований группа учёных из Рима воссоздала из гипса полихромную статую императора. Реконструкция цвета дала необычайно элегантное сочетание лаково-красного, медной лазури и тёмных охровых тонов. Кожа и поверхность доспехов остались мраморными.
На выставке в Мюнхене был также представлен обширный документальный материал, на основе которого можно было отследить шаг за шагом работу учёных по реконструкции первоначального облика представленных на выставке скульптур.
К выставке выпущен богато иллюстрированный каталог.