Асселино, Франсуа
- 1 year ago
- 0
- 0
Ян (Жан) Асселин, Янус Асселейн ( нидерл. Jan Asselijn ; ок. 1610 , Дьеп , Франция — 1 октября 1652 , Амстердам ) — голландский рисовальщик , живописец и гравёр , мастер офорта , пейзажист , анималист , баталист « Золотого века голландской живописи ». « Малый голландец ». Романист . Работал в Италии. Старший брат поэта и драматурга Томаса Асселина .
Родился в Дьепе , на северо-западе Франции (Нормандия; в иных версиях упоминается Утрехт или Кёльн ), в семье французского гугенота Жана Асселина. В 1621 году переселился с семьёй в Голландию, в Амстердам . Учился у Эсайаса ван де Велде и особенно отличился в пейзажной и анималистической живописи. Путешествовал, сначала по Франции, а затем по Италии, где пробыл почти десять лет.
В 1635—1644 годах Ян Асселин жил в Риме , где стал членом общества художников « Перелётные птицы », или «Бент» ( нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — сообщество, или «братство», иностранных художников , прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью изучения сокровищ классического искусства и совершенствования своего мастерства. У Асселина была иссохшая правая рука с деформированными пальцами и маленький рост, из-за чего во Франции он получил прозвище «Маленький Жан Голландец» (petit Jean Hollandois), а в «Перелётных птицах», по правилам общества, ему дали новое имя (из-за искалеченных пальцев руки) «Краббетье» (Маленький краб) .
Там же, в Риме, Асселин присоединился к группе художников под названием Бамбоччанти . С 1644 по 1646 год Ян Асселин снова жил во Франции, сначала в Лионе , где женился на Антуанетте Юварт (или Хоуварт) из Антверпена, затем, с 10 августа 1646 года, жил в Париже , где работал вместе с другими художниками, в том числе с Эсташем Лесюэром и Германом Ван Сваневельтом в оформлении интерьеров отеля « Ламбер » декоративными пейзажными панно и тремя «панелями» (ламбри) в «Галерее любви» (galerie de l’Amour). Эти работы теперь являются частью коллекции Лувра .
В апреле и июле 1647 года Ян Асселин снова упоминается в Амстердаме. По некоторым сведениям он дружил с Рембрандтом . 28 сентября 1652 года он написал завещание и через несколько дней умер. Похоронен 3 октября в Амстердаме.
В числе его учеников — Жак Куртуа , которому в 1640 году во Флоренции художник давал уроки батальной живописи, и Фредерик де Мушерон .
В начале своего творчества Асселин писал, главным образом, сцены с лошадьми, кавалерийских атак и сражений. Позднее перешёл к пейзажному и анималистическому жанру , изображая животных и птиц. А. Н. Бенуа отнёс художника к «итальянским голландцам» . В работах Асселина ощутимо влияние Клода Лоррена , с которым он дружил в Риме. Живостью красок и золотистым колоритом его пейзажи напоминают стиль Яна Бота .
Картины Асселина ценили в Амстердаме, и некоторые из них находятся в музеях этого города. Двадцать четыре картины, написанные в Италии, были награвированы . Одна из его картин, «Лебедь перед угрозой», на которой изображён лебедь , агрессивно защищающий свое гнездо, стала символом голландского национального сопротивления, хотя неизвестно, намеревался ли Асселин сделать это именно так . Несколько надписей были добавлены поздними владельцами картины, в том числе «Голландия» на одном из яиц и «Враг государства» рядом с собакой, угрожающей гнезду . Картина датируется 1640-ми годами. Она считается самой известной работой Асселина и первым приобретением Рейксмюсеума в Амстердаме.
Рембрандт награвировал портрет Асселина, а Франс Халс в 1650 году написал его портрет, ныне он находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште .