Interested Article - Загрей
- 2021-08-06
- 1
Загре́й ( др.-греч. Ζαγρεύς ) — в древнегреческой мифологии божество мистерий , отождествлявшееся с Дионисом , так называемый старший Дионис. Загрей — эпитет Диониса, иногда Аида . Упомянут в « Алкмеониде » (фр. 3. Бернабе), в сатировской драме Эсхила « Сизиф-беглец » (фр. 228 Радт).
Рождение
Согласно Нонну Панополитанскому , Зевс посетил Персефону в виде змея , и та родила ему рогатого младенца Загрея, то есть Диониса. Вскормлен Деметрой . По орфикам , вскормлен Персефоной . Эсхил в «Сизифе» называет его сыном Аида .
«На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону » .
Загрей и титаны
Едва успев появиться на свет, новорождённый воссел на трон Зевса и, получив от Зевса скипетр , в подражание великому богу стал своей крохотной ручонкой потрясать молнией и метать перуны .
Однако титаны -заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона . Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона , то в юношу, то во льва, то в лошадь, то в змею.
Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали , измазав лицо белым мёдом . Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели . Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога.
Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса .
Сердце Диониса
Афина спасла его сердце . Аполлон похоронил его в Дельфах , собрав куски тела в сосуд .
Судьба этого сердца в разных мифах описана по-разному. Где-то полагают, что его проглотил Зевс и дал второе рождение сыну через Семелу . В другом предании сердце было измельчено в порошок, из которого была сделана настойка для Семелы . Где-то Дионис вообще считается внебрачным сыном Зевса и Деметры. В этой версии мать собрала части ребёнка и возродила их. Где-то полагали, что Дионис возродился сам. Существовало и предание, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним во время своего сошествия в Аид.
- См. комментарий Д. О. Торшилова в кн.: Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 201 (перечень источников).
В культуре
- В видеоигре Hades Загрей является протагонистом игры. Подан как сын Аида и Персефоны, а упомянутый выше миф о Загрее и титанах рассказывает в качестве байки Орфею — придворному музыканту Аида — по просьбе Диониса.
Примечания
- Панополитанский Н. Διονυσιακά
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 452; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 500; Нонн. Деяния Диониса XLIV 253.
- Нонн. Деяния Диониса V 565
- Еврипид. Вакханки 100
- Софокл. Антигона 1121
- Орфические гимны XLVI 6
- цитаты у Лосева
- Эсхил. Сисиф-беглец, фр.228 Радт; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 188.
- Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 167.
- Нонн. Деяния Диониса XXXIX 71
- Нонн. Деяния Диониса XXXVIII 207
- ↑ Фирмик Матерн VI // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 191.
- Орфика, фр.34 Керн; Гигин. Мифы 155
- Нонн. Деяния Диониса VI 169—176
- Орфика, фр.210 Керн
- Арнобий. Против язычников V 19; Прокл. Комментарий к «Тимею» Платона II, стр.145 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.193-194
- . Дата обращения: 15 апреля 2014. Архивировано из 1 февраля 2017 года.
- Каллимах и Евфорион у Цеца. К Ликофрону 208 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.189; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 35
- Гигин. Мифы 167
- 2021-08-06
- 1