Interested Article - Монплезир
- 2021-07-06
- 1
Монплези́р ( фр. mon plaisir — « моё удовольствие ») — дворец в Петергофе , пригороде Санкт-Петербурга . Памятник архитектуры стиля петровского барокко первой четверти XVIII века.
История
Монплезир строили в 1714—1723 годах по указанию и по рисунку царя Петра I . Дворец заложен 17 мая 1714 года на южном берегу Финского залива у самой кромки воды. Царь хотел, чтобы этот малый дворец, в отличие от больших парадных резиденций, напоминал бы ему любимую Голландию , чтобы из его окон было видно море (хотя на самом деле это была «финская лужа») и чтобы дворец казался кораблём, готовым отплыть в длительное плавание. Именно в этом месте побережья заболоченная местность сменяется почти морским пейзажем. В ясные дни от Монплезира виден Кронштадт . Дворец стал любимым загородным домом царя Петра. Когда он прибывал в Петергоф, то всегда останавливался в Монплезире. Здесь он чувствовал себя настоящим европейцем .
С Монплезиром связаны многие события русской истории. Дворец постоянно посещал Пётр I, здесь проводили приёмы, встречи императора с иностранными послами. Последний раз Пётр I был здесь в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в Монплезире торжественный приём для первых членов Академии наук. Дворец активно использовали вплоть до времён правления Екатерины II , которая неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга приближённых.
Современность
Ныне в Монплезире представлена коллекция картин западно-европейских художников, собрание китайского фарфора , голландского фаянса , русского стекла и кухонной утвари первой четверти XVIII века. Также здесь хранятся некоторые личные вещи Петра I и полученные императором дипломатические подарки.
Архитектура и оформление интерьеров дворца
Проект здания разработал немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштайн , ученик и помощник Андреаса Шлютера в Берлине . Царь Пётр сам выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и дал указания относительно оформления интерьеров . По иной версии в основу композиции положен проект Шлютера, а весь комплекс создан в подражание малым прусским дворцам, в том числе Монбижу близ Берлина .
Для строительства дворца возвели подпорную стенку. Дворец состоит из центрального корпуса («палатки») с высокой кровлей «с переломом» на голландский манер, с деревянной вазой на вершине, и боковых лустгаузов ( нем. Lusthaus — «Весёлый домик») с фонариками на кровле. Центральную «палатку» и лустгаузы связывают галереи с огромными окнами (застеклённой аркадой) на уровне земли и с мелкой расстекловкой «по-голландски». Стены сложены из особого узкого маломерного кирпича (22 х 10 х 5,5 см). Швы кладки неоштукатуренных стен, выделенные побелкой, придают постройке необычный и романтичный облик.
«Променад» (терраса) морского фасада вымощен красным клинкерным (особо прочным) кирпичом. Полы галерей (22 м длиной каждая) выложены, по-голландски, в шахматную клетку плитами белого и чёрного мрамора . В галереях находятся 23 картины в чёрных лаковых рамах. Это часть коллекции, собранной царём Петром в заграничных путешествиях. Среди них — картины любимого царём амстердамского живописца-мариниста Адама Сило , по которым, согласно легенде, сам Пётр принимал экзамен у учеников Морской академии на предмет знания оснастки кораблей . Росписи плафонов (потолков) галерей Монплезира выполнены мастерами московской Оружейной палаты по рисункам французского живописца-декоратора Филиппа Пильмана .
Стены главного, парадного зала Монплезира обшиты дубовыми панелями, в которые вмонтированы картины в чёрных рамах. Пол выложен мраморными плитами по-голландски, «в шахмат». Этот зал воспроизведён на знаменитой картине Н. Н. Ге « Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе » (1872). Стены зала завершены высокими падугами и расписным плафоном с изображениями бога Аполлона, персонажей итальянского театра Комедия дель арте и головами «четырёх ветров»: Зефира, Нота, Борея, Эвра. Росписи в 1718 году создал Пильман вместе с русскими подмастерьями. Скульптурные гермы из алебастра (аллегории времён года) в углах падуг выполнены, по одной версии, Б. К. Растрелли Старшим, по другой — Жаном-Батистом Александром Леблоном и Николя Пино .
Царь Пётр, находясь во Франции в 1716 году, пригласил французского скульптора-декоратора и резчика по дереву Николя Пино вместе с архитектором Леблоном в Россию для отделки Монплезира и Дубового кабинета в Большом дворце Петергофа (1717—1720). В 1726 году Пино возвратился во Францию, где много работал над оформлением интерьеров частных особняков — отелей в новом стиле рококо .
Во время войны в 1941—1943 годах фашисты варварски уничтожили все сооружения Петергофа. В 1951—1978 годах реставраторы и учащиеся специально созданных училищ воссоздавали утраченные интерьеры. В Монплезире воссозданы Кухня, Буфетная, Спальня, Секретарская и Морской кабинет с отделкой дубовыми панелями и фаянсовыми плитками с изображениями тринадцати типов парусных кораблей. Из окон Морского кабинета открывается вид на Финский залив. Среди интерьеров Монплезира выделяется Лаковый, или Китайский, кабинет, созданный по моде того времени в стиле шинуазри по проекту Браунштайна. На стенах кабинета, на вызолоченных фигурных консолях размещались изделия китайского и японского фарфора, собранные Петром I (из 546 предметов сохранилось 150). Стены кабинета украшают одиннадцать больших вертикальных чёрнолаковых панно с изображениями «сцен китайской жизни» и одиннадцать малых с изображениями птиц, драконов и журавлей. Лаковые «китайские» панно писали русские иконописцы под руководством голландца Хендрика ван Бронкхорста, поэтому панно называли «лаковой голландской работой» (1719—1722). Фашисты сожгли большую часть панно. По уцелевшим фрагментам в 1953—1963 годах новые панно писали мастера Палеха .
-
Южный (садовый) фасад дворца
-
Центральная «палатка»
-
Один из «лустгаузов»
-
Галерея
-
Интерьер Галереи
-
Парадный зал
-
Парадный зал. Южная сторона
-
Китайский (Лаковый) кабинет. Деталь
-
Китайский кабинет. Собрание восточного фарфора
-
Кухня
-
«Китайский садик»
Примечания
- Власов В. Г. Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 56
- Раскин А. Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. — Л.: Лениздат, 1984. — С. 123—136
- Горбатенко С. Б. Петергофский Монплезир — плод немецких ассоциаций Петра I // Россия — Германия. Пространство общения. Материалы Х Царскосельской научной конференции. — СПб., 2004. — С. 132—133
- Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. — Л.: Лениздат, 1976. — С. 46
- Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. — Л.: Лениздат, 1976. — С. 40
- Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. — Л.: Лениздат, 1976. — С. 33—34
- 2021-07-06
- 1