Побег (фильм, 1972)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Побег из тюрьмы» — советский фильм 1977 года режиссёра Радомира Василевского по мотивам повести Николая Вирты «Побег».
В основе сюжета — реальная история совершённого в 1902 году дерзкого побега из Лукьяновской тюрьмы в Киеве десятью политическими заключёнными — революционерами-« искровцами ». Основные персонажи выведены под своими настоящими именами — Николай Бауман , Максим Литвинов , Осип Пятницкий и другие.
На фоне организации побега авторы фильма ставили задачу показать в диалогах героев возникновение тех принципиальных и глубоких разногласий в политических взглядах и целях партии, которые через год — на II съезде РСДРП — приведут к расколу партии на большевиков и меньшевиков.
Фильм снят по мотивам повести Николая Вирты «Побег», это одно из последних произведений писателя, издано в 1973 году.
Съёмки велись в СИЗО города Измаил , в роли надзирателей также снялись сотрудники учреждения: капитан Виктор Гусаков, старшина Анатолий Диденко, старший сержант Юлия Фёдоровых .
В фильме звучат песни на стихи Михаила Анчарова .
Критика фильма журналом « Искусство кино » в основном касалась недостатка историчности, реалистичности и простого такта в изображении реальных лиц.
Авторы фильма почему-то произвели исторические смещения. Так Александр Иванович Спиридович в то время не был в Киеве, он станет главой Киевского охранного отделения только через год — уже после описываемого в фильме побега; ему приписаны « не очень-то разумные — с полицейской точки зрения — акции », в то время как это был серьезный противник — « не только деятельный практик, но и „ученый теоретик“ от жандармерии ». В фильме содержится и просто недостоверные допущения:
Не было и не могло быть в тогдашней Лукьяновке избиений «политиков»; явное сочинительство — и та взрывчатка, которую охранка подбрасывает в цейхгауз, чтобы, дескать, иметь повод упрятать искровцев в карцер. На самом деле ничего подобного не было. Не было провокации в тюрьме, да она жандармам была совершенно ни к чему.
Фильм « весьма точно воссоздает эту специфическую обстановку киевской тюрьмы, стиль отношений „политиков“ о тюремным начальством и надзирателями », но при этом — реально отражая мягкий режим содержания (открытие двери камер, длительные прогулки, частые свидания) — не объясняя этот факт создаёт превратное впечатление, а ведь такой либеральный режим в тюрьме был установлен специально: власти всячески старались в тот период избегать возникновения поводов для протестов общественности, остро реагировавшей на малейшие притеснения политзаключенных.
Авторы фильма также небрежны в отношении изображения революционеров — так Виктор Крохилль « единственный из всех героев, выведен почему-то без фамилии, под кличкой Красавец », и в целом будущие « меньшевики » показаны тенденциозно негативно:
Особенно достается от авторов Иосифу Блюменфельду — он обрисован шаржированно, изображен трусом и истериком. Это несправедливо. Товарищи относились к Блюменфельду с большим уважением, об этом свидетельствуют воспоминания.
Это серьезное произведение, одно из лучших, поставленных на Одесской киностудии. Этому фильму меньше других повезло на рецензии в прессе. Да, к сожалению, не все в фильме удалось в одинаковой мере. Порою авторы сбиваются на информационность; возможно, больше, чем следовало бы, уделяют внимания придуманному ими персонажу Илье Строеву; есть в фильме какие-то «довески», недостаточно органично связанные с основным сюжетом, с драматургией фильма. Не все образы даже основных героев картины в этом односерийном фильме раскрыты с той всеобъемлющей полнотой и глубиной, как они того заслуживают.
— Мастерство в фильме: сборник статей о кино
Характеры лишь намечены слабыми штрихами. Актерам нелегко лепить образы из того материала, что есть в сценарии. А по прошествии недолгого срока герои и вовсе сливаются в твоей памяти. На общем фоне выделяется Николай Бауман (А. Абдулов). Он выписан основательней остальных.
— Искусство кино , 1978