Interested Article - Сенницы (усадьба)

Сенни́цы — усадебный комплекс в одноимённом селе , бывшем родовом имении дворянского рода Гагариных . Расположен в Озёрском районе Московской области на берегу реки Сенницы . Первым известным владельцем являлся князь Матвей Гагарин . Под его руководством в имении был создан полноценный архитектурный комплекс из особняка, пяти каскадных прудов , парка и хозяйственных построек, а деревянную сельскую церковь перестроили в каменный храм Вознесения под руководством ярославского крестьянина Григория Евсеева. Среди владельцев были члены влиятельных дворянских семей — Виельгорские , Голицыны , Матюшкины , Келлеры , однако фактически имение всю свою историю переходило по наследству к потомкам Гагариных по материнской линии. Комплекс неоднократно перестраивался в соответствии со вкусами новых хозяев, тем не менее общая планировочная структура сохранилась неизменной .

Своего расцвета усадьба достигла в конце XIX — начале XX веков , когда принадлежала графу Фёдору Келлеру и его супруге Марии Александровне. В этот период в Сенницах были построены электростанция и четыре фабрики по производству ткани. Старший сын Келлеров Александр и его дочь стали последними владельцами поместья, а два года спустя после революции они эмигрировали во Францию . В 1919— 1920 годах усадьба была национализирована , всё имущество Келлеров и обстановка расхищены. В 1930-х сгорел главный особняк, к середине XX века большая часть зданий разрушилась. В 1990-х годах провели частичную реставрацию дома управляющего и конюшни, в церкви Вознесения возобновили службы .

История

Внешние изображения
облик усадьбы
фото усыпальницы Марии Фёдоровны Келлер, начало XX века

Гагарины

Генерал Матвей Алексеевич Гагарин, портрет работы Сальваторе Тончи , конец XVIII века

Первое упоминание о селе Сенницы, стоящем на берегу одноимённой малой реки, обнаружено в платёжных книгах архива Рязанской губернии за 1574 год . В 1676-м в его состав уже входили 63 двора с церковью и лугом. Село было родовой вотчиной рода Гагариных, в начале XVIII века им владел князь Матвей Петрович , первый губернатор Сибири и бывший комендант Москвы . Он был одним из самых состоятельных людей государства и вложил значительные средства в обустройство приозёрской усадьбы: тогда выкопали пять каскадных прудов, в центре каждого из которых находился «островок с экзотами». По заказу Гагарина в период между 1701—1703 годами деревянную сельскую церковь перестроили в камне, в 1707-м — освятили. Многоярусный храм на высоком подклете отличался вытянутой по колокольне формой и получил выразительное оформление в духе « нарышкинского барокко ». По периметру церковь окружали аркадные галереи , в приделе находилась родовая усыпальница Гагариных. Точных сведений о создателе не сохранилось, однако согласно мнению исследователей, по стилю здание очень напоминает школу архитектора Якова Бухвостова . Некоторые источники называют автором зодчего Григория Евсевьева .

К 1721 году усадебный комплекс включал хозяйство из нескольких амбаров и служб, конюшню, скотный и птичий дворы. Вся территория логически делилась на три части — парадную, хозяйственную и церковную. Большой деревянный господский дом на подклетах стоял на высоком обрывистом берегу Сеннички, к нему примыкали плодовый сад и пруды. На противоположном более пологом берегу находились дома прислуги и хозяйственные дворы .

Главный дом был обставлен мебелью из морёного дуба в китайской коже, стены украшали иконы в окладах из золота и серебра . Усадебный сад в основном состоял из плодовых деревьев , к особняку примыкала оранжерея . Согласно легенде, после окончания реконструкции усадьбы Гагарин пригласил осмотреть её императора Петра I и, желая поразить того размахом, приказал усыпать подводящую к главному дому дорогу серебряными монетами. Пётр I пришёл в ярость от такой расточительности и гневно воскликнул, что «в государстве, где денег не хватает на самое необходимое, где сам царь, подавая пример бережливости, ходит в штопаных носках, есть величайшая подлость сорить деньгами, бросать их под ноги на дорогу» .

Матвей Петрович Гагарин был осуждён за лихоимство и показательно казнён в 1721 году по личному приказу императора. Согласно легенде, тело повешенного князя в течение трёх лет не хоронили, для устрашения мздоимцев, но, по мнению историков и краеведов, после нахождения на виселице в течение семи месяцев, останки князя, в конечном счёте, всё же были погребены в Сенницах в церкви Вознесения . Всё имущество князя раздали участникам разбирательства по его делу. В собрании протоколов Верховного тайного совета сохранилась история разрешения многолетнего имущественного спора — сразу после суда село и усадьбу по челобитной отписали генерал-аншефу Ивану Дмитриеву-Мамонову . После прошения вдовы князя Гагарина Евдокии Степановны (в девичестве Траханиотовой ) Сенницы вернули семье. Однако тремя годами позднее Гагариной решено было вернуть деревни, которые изначально входили в её приданое, а Сенницы снова передать Дмитриеву-Мамонову. Пока длилась тяжба, к 1724 году из села сбежали или были вывезены 150 крестьян из 330, а хозяйство пришло в упадок, поэтому «во избежание последующего разорения» село вернули вдове, а в 1725-м — её сыну, Алексею Матвеевичу Гагарину. Документ подписали лично сенаторы Семён Салтыков , Алексей Долгорукий , Юрий Нелединский-Мелецкий , Фёдор Наумов и губернатор Алексей Черкасский .

В начале 1770-х годов внук первого владельца генерал Матвей Алексеевич начал перестройку усадьбы в стиле раннего классицизма со свойственной ему строгостью и геометричностью планировки. Вместо старого деревянного особняка возвели каменный двухэтажный дом с мезонином , оформленный колоннами и портиком в ионическом ордере . С двух сторон парадного двора построили квадратные флигеля , увенчанные шпилями . В саду за главным домом была организована симметричная звёздчатая система аллей парка, а вдоль дороги к церкви и хозяйственному двору высажены липы. В общих чертах эта планировка усадьбы сохранилась при всех последующих перестройках .

После смерти Матвея Алексеевича Сенницы унаследовала его сестра Дарья Алексеевна, в замужестве — Голицына . После её кончины в 1798 году владелицей усадьбы стала вторая сестра — Анна , от неё имение перешло к ветви Виельгорских .

Виельгорские

Михаил Виельгорский, портрет работы Петра Соколова, 1840-е годы

Примерно до 1816 года Сенницы принадлежали графу Михаилу Виельгорскому . После смерти своей первой супруги он повторно женился — на католичке свояченице Луизе Карловне Бирон . Этот брак стал одним из главных скандалов в истории русского двора : обе семьи имели высокое положение в обществе, а союз был воспринят как неподобающее нарушение церковных канонов . Уже на следующий день после венчания по православному обряду молодожёны известили о нём императора Александра I и Марию Фёдоровну . «С великим неудовольствием было дано августейшее дозволение обвенчаться» и в католичестве .

Среди друзей Виельгорских были выдающиеся учёные и деятели искусства своего времени: агроном Иван Барятинский , писатели Пётр Вяземский , Владимир Соллогуб , Николай Гоголь , Александр Булгаков и другие. Виельгорский был одним из крупнейших меценатов России и много помогал литераторам, художникам и музыкантам . В числе прочего материально поддерживал семью Александра Пушкина , совместно с Петром Вяземским организовал выкуп талантливого крепостного скрипача Семёнова у канцлера Алексея Куракина . В девяти километрах от Сенниц в деревне Дулебино располагалась усадьба семьи писателя Дмитрия Григоровича , который часто гостил у Виельгорских и включил воспоминания об этих визитах в свои мемуары .

После смерти Михаила Виельгорского Сенницы унаследовали его дочь Анна с супругом князем Александром Шаховским . По его заказу в 1877 году Вознесенская церковь была расширена: к ней пристроили два боковых крыла и выразительную балюстраду . Позднее усадьба и село перешли к дочери Шаховских Марии Александровне, в замужестве — графине Келлер .

Келлеры

Графиня Мария Александровна Келлер, урождённая Шаховская (1861—1944), портрет работы Льва Бакста , 1902 год
Граф Келлер Эдуард Фёдорович (1819—1903) с сыновьями Фёдором (справа) и Александром (слева), снимок до 1903 года

Период расцвета усадьбы Сенницы пришёлся на конец XIX — начало XX веков, когда ею управлял граф Фёдор Келлер . Под его руководством в 1888—1904 годах усадьбу перестроили согласно царившей тогда в обществе архитектурной моде на английский стиль . Главный особняк был сложен из красного кирпича и получил оформление в западноевропейской « замковой » манере с элементами готики — характерными щипцами , башенками, рустованными стенами и высокой крышей. Перед ним располагались фонтан с объёмной чашей, цветник и каменная лестница к каскадным прудам . В английском стиле были выдержаны остальные здания ансамбля — гостевой флигель и многочисленные служебные постройки. По единой оси с графским особняком шла центральная аллея парка, переходившая в дорогу на Зарайск .

Чтобы предотвратить оползни вдоль реки и оврага, по заказу Келлера швейцарский учёный Рудольф Юльевич Обрехт разработал план залесения прилегающих земель. По его проекту высадили деревья на территории свыше 2000 га . Для усадебного парка были привезены из-за границы саженцы свыше 300 видов, недалеко от особняка в саду из растений создали игровой лабиринт . Для Обрехта в усадьбе был построен отдельный дом — двухэтажное здание в стиле зрелого классицизма с выразительными декоративными колоннами и сандриками .

Также по инициативе Келлера в усадьбе появились мельница и электростанция, в селе построили 11 различных предприятий, в их числе четыре суконные фабрики. Благодаря им крестьяне Сенниц могли зарабатывать собственные деньги, село процветало: оборот только по производству ткани превышал 18 тысяч рублей, а общий годовой — до 40 тысяч 200 рублей. Число жителей превысило тысячу. Супруга Фёдора Эдуардовича Мария Александровна занималась благотворительностью: на её средства были построены и содержались сельские ясли, школа, приют, больница и земское училище .

В 1894 году девятилетняя дочь Келлеров Мария разбилась, катаясь на санках с горки. В память о ней в усадьбе была построена усыпальница с оранжереей, архитектором выступил Николай Султанов . Небольшой ажурный павильон на металлическом каркасе обогревался встроенной печью, поэтому внутри круглый год цвели тропические растения .

После революции

Долгое время усадьба оставалась нетронутой, местные жители относились уважительно к бывшим владельцам и не посягали на покинутое имущество. Несколько лет спустя областные власти официально разрешили «экспроприацию» — тогда была расхищена вся обстановка, предметы мебели и интерьера, в поисках наградного оружия вскрыли усыпальницу. В главном особняке открыли приют для детей-сирот, а в оранжереях над гробницами стали хранить сено. Уже в 1920-х годах господский особняк, построенный при Фёдоре Келлере, полностью сгорел — согласно воспоминаниям местных жителей, «пожар длился неделю, а сжёг его проворовавшийся директор детского дома» . Единичные вещи были переданы в музей, так сохранился портрет графини Келлер работы Льва Бакста . Последний владелец усадьбы — Александр Фёдорович — увлекался орнитологией и ботаникой , часть его коллекций минералов и гербариев до сих пор хранится в Зарайском музее .

Парк оставался местом отдыха и прогулок до 1970-х годов. 4 декабря 1974 года усадебному комплексу был присвоен статус объекта культурного наследия , Сенницы были включены в «зелёную зону» Москвы и переданы в ведение музеев Московского Кремля в аренду на 50 лет. В 1992-м была предпринята попытка реставрации — под руководством Сергея Васильевича Демидова отремонтировали конюшню и дом управляющего, но без последующего ухода здания скоро снова вернулись к аварийному состоянию. Большая часть усадебного ансамбля разрушена. Сохранились фрагменты электростанции, домов для прислуги и усыпальницы. Бывший дом экономки с кухней, прачечная и дом лесника после Второй мировой войны были переоформлены в жилищный фонд для погорельцев , несколько семей получили в них официальную прописку . Значительная часть деревьев редких видов вырублена, некоторые участки усадебной территории отчуждены частными ограждениями. В удовлетворительном состоянии находится только храм Вознесения, с середины 1990-х годов в нём проходят службы . В 2015—2016 годах на средства Благотворительного фонда Московской епархии храм был восстановлен , торжественное освящение состоялось 31 июля 2016-го .

Примечания

  1. Антон Саков. . Подмосковье сегодня (16 сентября 2017). Дата обращения: 16 октября 2018. 21 апреля 2019 года.
  2. Чернов А. В. . Журнал «Русская история». Дата обращения: 16 октября 2018. Архивировано 4 ноября 2017 года.
  3. . Портал «Памятники архитектуры Москвы и Московской области». Дата обращения: 16 октября 2018. 26 октября 2018 года.
  4. .
  5. . Живой Журнал (19 ноября 2011). Дата обращения: 16 октября 2018.
  6. . . Живой Журнал (24 марта 2018). Дата обращения: 23 октября 2018.
  7. , с. 50.
  8. , с. 128.
  9. , с. 125—127.
  10. от 12 января 2020 на Wayback Machine // Московская епархия РПЦ. Храм Вознесения в селе Сенницы.
  11. , с. 527—529.
  12. , с. 139.
  13. , с. 36.
  14. Мария Кафанова. . РИА Москва (21 марта 2018). Дата обращения: 16 октября 2018. 26 октября 2018 года.
  15. , с. 201—202.
  16. , с. 42.
  17. .
  18. , с. 51.
  19. , с. 453.
  20. , с. 501.
  21. , с. 2015—2020.
  22. . ФГБУ «ААНИИ», Лаборатория геоинформационных технологий. Дата обращения: 16 октября 2018. 8 апреля 2016 года.
  23. , с. 504.
  24. .
  25. , с. 50—51.
  26. . Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Дата обращения: 20 сентября 2019. 12 февраля 2019 года.
  27. . Московская Епархия Русской Православной Церкви. Дата обращения: 20 сентября 2019. 20 сентября 2019 года.

Литература

  • Букринская Н. К. Сенницы. Облики прошлого. — 6. — Рязань: Рязанская обл. тип., 2017. — 272 с. — ISBN 978-5-91255-233-5 .
  • Веселовский С. Б., Снегирёв В. Л., Земенков Б. С. . — 2. — М. : Московский рабочий, 1962. — С. 453. — 582 с.
  • Глушкова В. Г. . — Вече, 2007. — 5000 экз. ISBN 978-5-9533-1886-0 . — ISBN 5-9533-0514-1 .
  • Дедо К. // Департамент культурного наследия города Москвы Московское наследие / глав. ред. Ф. Смирнов. — М. : Солид-Пресс, 2017. — № 3 (51) . — С. 122—127 .
  • Доронина А. П. . — Коломна: Коломенская типография, 2011. — С. 50—52. — 183 с. — 1000 экз. от 26 октября 2018 на Wayback Machine
  • Злочевский Г. Д. Старинные усадьбы и дачи Подмосковья. — М. : Российский науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, 2008. — С. 53—103. — 639 с. — ISBN 978-5-86443-147-4 .
  • Коллектив авторов. // Россия. Верховный тайный совет. Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета 1726-1730 гг. / под ред. [и с предисл.] Н. Ф. Дубровина. — Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1886—1899. — Т. 8. — С. 528—530. — 876 с.
  • Лялин С. П., Минина Е. Л. История усадьбы Сенницы // . — Рыбинское подворье, 2003. — Т. 9. — С. 498—505.
  • Лямина Е., Самовер Н. . — М. : Языки славянской культуры, 1999. — С. 36. — 560 с. — ISBN 5-7859-0089-0 .
  • Миронова Л. Н. // Вестник РМАТ. — Российская международная академия туризма, 2015. — № 1 . — С. 126—132 .
  • Савельев Ю. Р. Усадьбы Сенницы и неизвестный проект Н. В. Султанова // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. — М. , 2001. — Вып. 7 (23) .
  • Федорченко В. // Императорский дом. Выдающиеся сановники. — М. : Олма-Пресс, 2003. — Т. 1. — С. 201—202. — 672 с. — ISBN 5-224-04188-0 .
  • Чижков А. Б. . — Русская усадьба, 2006. — С. 139. — 279 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-8125-0763-3 .
  • Шергалин Е. Э. Граф Александр Фёдорович Келлер (1883-1946) — кавалергард Николая второго, создатель естественнонаучного музея, археолог и кольцеватель птиц // Русский орнитологический журнал. — 2017. — Т. 26 , вып. 1446 . — С. 2015—2020 . — ISSN .

Ссылки

  • 2011 года
  • , 2018 год
Источник —

Same as Сенницы (усадьба)