Эрман, Владимир Гансович
- 1 year ago
- 0
- 0
Фрицис Ансович Лабренцис или Лабренсис ( Фриц Лабренц ; латыш. Fricis Labrencis , 5 февраля 1894 , Курземе — 21 ноября 1920 , Саки ) — один из командиров латышских стрелков во время Гражданской войны в России .
До Октябрьской революции — офицер Российской императорской армии , участник Первой мировой войны , командир роты. В октябре 1917 года избран командиром батальона. С апреля 1918 года командовал 6-м латышским полком, позднее был командиром 2-й латышской бригады. Воевал в Центральной России, Поволжье, Латвии, Украине, Северной Таврии, Крыму. Награждён орденом Красного знамени — высшей наградой Российской Советской Республики за пленение 3-го Корниловского полка . Участник неудачных штурмов Перекопа весны 1920 года. Уже после победы над армией Врангеля был убит 21 ноября 1920 года в окрестностях города Саки бойцами Повстанческой армии Махно в качестве мести за уничтожение махновцев в Екатеринославе .
Могила Лабренциса в Евпатории и памятный знак на месте его гибели в Саках — объекты культурного наследия регионального значения.
Родился в 5 февраля 1894 году в семье латышских крестьян в Курземе .
После окончания средней школы в августе 1915 года был призван в Российскую императорскую армию и направлен на обучение во 2-ю Киевскую школу прапорщиков. По окончании был направлен на фронт. Службу проходил в пехотных полках под Даугавпилсом и на Румынском фронте . С мая 1917 года командовал ротой 119-го Коломенского полка . В октябре 1917 года был избран солдатами командиром батальона .
С 1918 года участник Гражданской войны в России . По условиям Брест-Литовского мирного договора латышские части распускались, в феврале 1918 года Лабренцис демобилизовался, но уже в апреле вступил в Латышскую советскую дивизию . Был зачислен стрелком 3-й роты 6-го латышского полка, вскоре был назначен командиром 1-й роты. С 5 июня 1918, в соответствии с постановлением коммунистической фракции, Лабренцис стал помощником командира полка. С 7 по 22 июля 1918 года 6-й латышский полк участвовал в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле. Во время боёв Ф. А. Лабренцис проявил себя способным командиром, пользовавшимся у стрелков большим авторитетом. В конце июля 1918 года Ф. А. Лабренциса выдвинули на пост командира 6-го Тукумского полка. С августа по ноябрь 1918 года он вместе с полком участвовал в наступательных боях против белогвардейцев и Чехословацкого корпуса на Восточном фронте , в освобождении Казани и Симбирска. 6-й латышский полк в этих боях под его командованием проявил высокие боевые качества .
В начале декабря 1918 года 2-ю бригаду Латышской дивизии с 6-м полком в составе перебросили на Западный фронт в район Пскова для освобождения Латвии и Эстонии. Он успешно участвовал в боях за Валки и Ригу. Первые патрули Красной Армии, появившиеся на улицах Риги 3 января 1919 года, были разведчиками 6-го латышского полка. Приказом военного комиссара Советской Латвии от 3 февраля 1919 года и постановлением Советского правительства за отличие в боях при взятии Риги 6-й латышский полк был награждён боевым Красным знаменем. Зимой и ранней весной 1919 года 6-й латышский полк, возглавляемый Лабренцисом, стоял на боевых позициях под Тарту, Изборском , а также в Алуксне (Видземе) против эстонских и финских белогвардейцев. В мае 1919 года командовал полком на Паневежском фронте в Литве. Лабренцис был назначен одновременно с командованием полком исполнять обязанности заместителя командира бригады. 6-й латышский полк несмотря на перевес сил противника, в полном порядке отступил с Курземского фронта в мае 1919 года в Латгалию , сохранив высокую боеспособность. Большая заслуга в этом принадлежит Ф. А. Лабренцису, который вместе с коммунистами полка в эти тяжёлые дни сумел поддержать дисциплину .
Осенью 1919 года 6-й латышский полк в составе Латышской дивизии был направлен на Южный фронт . В октябре 1919 года участвовал в сражениях с отборными частями ВСЮР под Кромами , где противнику был нанесён решающий удар. В этих боях Лабренцис был ранен, но вскоре снова вернулся в строй. Благодаря его действиям в бою у ст. Стишь полк избежал окружения и полного уничтожения. После отступления войск Деникина полк участвовал в преследовании врага, его боевой путь пролегал через Курск, Харьков, Екатеринослав .
6 декабря 1919 года лесах северо-восточнее Змиёва в ночном бою 6-й полк под командованием Лабренциса взял в плен 3-й Корниловский полк ВСЮР в полном составе , завершив очищение Харьковского района от белых. К этому бою Лабренцис тщательно готовился. Три ночи он не спал, лично организовал разведку, подробно разработал план окружения, проверил готовность бойцов. За эту выдающуюся операцию в 1920 году приказом по 14-й армии Фрицис Лабренцис был награждён орденом Красного Знамени , а 6-й латышский полк — вторым орденом Красного знамени .
В январе 1920 года он был назначен командиром 2-й бригады Латышской дивизии и на этом посту оставался до самой смерти. В январе 1920 под его началом Екатеринослав (ныне Днепр) были очищен от махновцев. 6-7 марта 1920 участвовал в погоне за знаменитым атаманом Михаилом Малашко после его налета на Верхнеднепровск .
Во время неудачного наступления на Крым весной 1920 года лично обследовал Турецкий вал на Перекопе. Мемуарист вспоминает эпизод, имевший место в полковом штабе в ночь на 16 апреля 1920 года в Северной Таврии, у Перекопа. " В штаб полка явился командир бригады Лабренцис для обсуждения плана действий с командным составом. Все предшествовавшие наступления на Перекоп полков Латышской дивизии были неудачными и были отбиты [войсками генерала Я. А. Слащёва ]. Лица присутствующих серьёзны, задумчивы… Командир держался спокойно, шутя подбадривал: «…Мелочи! Не такие трудности переживали!» И продолжал серьёзно: «Итак, товарищи, завтра все как один будем на своих местах! ». 16 апреля полк занял Перекоп, ворвался в ворота города. Правда, позднее и на этот раз вынужден был отступить .
Лабренцис умело командовал бригадой в июле—августе 1920 года, когда противник бросил на борьбу с Латышской дивизией конницу генерала И. Г. Барбовича . Активное участие Ф. А. Лабренцис принимал также в форсировании Днепра 7 августа 1920 года у Корсунского монастыря, в создании и обороне от врангелевцев Каховского плацдарма . В одном из боёв в Северной Таврии он был ранен вторично. Лабренцис понимал, какое большое значение во время решающих боёв за Крым будет иметь этот плацдарм, и поэтому активно сражался за его сохранение .
В ноябре, в начале штурма Перекопа Латышская дивизия находилась во втором эшелоне, но уже при атаке на Юшунские позиции дивизия была переведена в первый эшелон и после упорного боя прорвала укрепления противника. Ударная группа Латышской дивизии в составе 1-го латышского кавалерийского полка, 47-го бронеотряда Латышской стрелковой дивизии, 14 ноября 1920 без боя вошла в Евпаторию .
21 ноября 1920 когда Крым уже был очищен от белогвардейцев в ходе Крымской эвакуации . 6-й Латышский полк занял город Саки. В 6 часов 30 минут утра Лабренциса и его ординарца Бириня, возвращавшихся в расположение своего штаба, подстерегли и убили по официальной версии бойцы Повстанческой армии Махно , однако конкретные виновники никогда не были найдены .
Газета «Известия Евпаторийского военно-революционного комитета» напечатала с некролог на смерть Ф. Лабренциса :
" В ночь на 21 ноября 1920 г. в окрестностях Евпатории махновцы подстерегли Лабренциса — он с возницей возвращался в штаб. У махновцев были свои счеты с комбригом. Фрацис Лабринцис командовал 6-м латышским полком, который в конце января 1920 г. занял Екатеринослав, где в это время хозяйничали махновцы. 6-й латышский полк получил задание: очистить территорию деревень в окрестностях Екатеринослава от орудовавших там бандитов. Эту операцию Ф. Лабренцис провел со свойственной ему настойчивостью. Бандиты получили по заслугам. Поэтому они решили отомстить комбригу-латышу и теперь предательски напали на него. Лабренцис и Бирин отстреливались до последнего патрона. Тела их были найдены изуродованными до неузнаваемости. На торжественных похоронах, состоявшихся 25 ноября, военком Апин сказал: «Покойные явились жертвами контрреволюционной поверженной буржуазии, которая продолжает жалить новую власть .»
В статье Нефедова Н. А. обстоятельства гибели Ф. Лабренциса описаны несколько иначе: Латышским стрелкам довелось опять сразиться со своими недавними союзниками — анархистскими отрядами Н. Махно . В ноябре командующий М. В. Фрунзе попытался поставить махновцев под контроль и дал распоряжение включить в армию С. Н. Каретника большевистских комиссаров. После боёв за Крым у того имелось около 4000 бойцов — все на тачанках или на конях. Для переговоров о реорганизации в стан Каретника был послан командир 2-й бригады Ф. Лабренцис в сопровождении конного отряда. Однако махновцы изрубили Лабренциса и его отряд и в ночь с 26 на 27 ноября прорвались через Сиваш в направлении Николаева. В погоню был послан Латышский кавалерийский полк. Командир полка Я. Кришьянис имел несколько стычек с махновцами, но ни окружить, ни уничтожить их не удалось и большая часть их ушла вместе с батькой Махно в Румынию или рассеялась по сёлам и хуторам в районе Гуляй-Поле .
Во времена СССР биография Лабренциса использовалась для коммунистического восспитания молодёжи. В рассказе Л.Терентьева «Слава стрелков латышских»: « Долгие годы ученики средней школы № 12 торжественно возлагали цветы к скромной могиле на старом заброшенном кладбище. Выпускники прошлых лет вспоминают, как осенью 1966 года они оформляли музей латышских стрелков, как разыскивал вместе с ними место упокоения своего командира Геральд Александрович Матсон, бывший начальник штаба 2-й бригады Латышской дивизии, как обкладывали дерном почти уже незаметный холмик и слушали рассказ ветерана о короткой, но яркой судьбе бесстрашного Фрициса Лабренциса » .
Кроме Г. Матсона Саки и Евпаторию в 1970-х посещала и выступала перед молодёжью Зелма Яновна Пигене — член РСДРП(б) с 1916 года, в 1920 году секретарь парторганизации 3-го латышского стрелкового полка.
Идея памятника комбригу принадлежала директору народного музея Сак Анне Фёдоровне Косовской. Заместитель председателя Сакского горисполкома посетила мемориальный Памятник-музей латышских красных стрелков в Риге, познакомилась с экспозицией, посвящённой крымским событиям, в которой упоминались и Саки. Для воплощения образа Лабренциса в граните Союз художников Латвии рекомендовал известного в Латвии скульптора Леонида Крестовского, одиного из авторов монумента освободителям Латвии от немецко-фашистских захватчиков, установленного в центре Риги. Скульптор создал несколько обобщённый портрет молодого солдата революции, в романтическом стиле. Рижане не только выполнили бюст из серого гранита, но и отправили в Саки чёрный благородный камень для облицовки постамента. Архитектор города Сак Сергей Золотарев, скульптор Леонид Крестовский и мастер-каменотес Ояр Нейланд авторский коллектив знака. 25 октября 1987 года в 70-ю годовщину Октябрьской революции памятник Лабренцису был торжественно открыт. Участвовал духовой оркестр, почётный караул военных моряков. Был дан салют, ветераны посадили молодые деревья на аллее памяти .
В 2000-х плиты вокруг памятника были разграблены .
В настоящее время места, связанные с Ф. А. Лабренцисом в Крыму — памятники культурного наследия регионального значения.