Янсонс, Юрис (юрист)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рис По́дниекс ( латыш. Juris Podnieks ; в русскоязычных источниках СССР — Юрий Борисович Подниекс ; 5 декабря 1950 , Рига — 23 июня 1992 , Кулдигский район , Латвия ) — советский латвийский режиссёр, сценарист и оператор.
Родился 5 декабря 1950 года в Риге. Отец — Борис Карлович Подниекс , актёр, диктор радио, который по уровню идеологического влияния на аудиторию Латвии соответствующего периода, по мнению ряда источников, сравнивался со значимостью Юрия Левитана в масштабах СССР .
В 1975 году Юрис Подниекс закончил заочное отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская О. Родионова). С 1967 года работал на Рижской киностудии ассистентом оператора, оператором, а с 1977 года — режиссёром. Одна из первых работ Юриса Подниекса «Колыбель» ( латыш. «Šūpulis» ), вышедшая в 1977 году отдельным сюжетом в 3-м номере киножурнала «Советская Латвия» ( латыш. «Padomju Latvija» ), получила премию на Лейпцигском фестивале документального кино.
Долгое время сотрудничал как ассистент и оператор с классиком рижской школы документального кино Герцем Франком . Заметный фильм этого времени — « Старше на 10 минут » ( латыш. «Vecāks par 10 minūtēm» ) (1978). В 1981 году картина Юриса Подниекса « Братья Кокарс » ( латыш. «Brāļi Kokari» ) об известных дирижёрах народных хоров получила первый приз на Киевском МКФ «Молодость» .
В 1982 году вышел фильм « Созвездие стрелков » ( латыш. «Strēlnieku zvaigznājs» ), который рассказывал о Латышских стрелках . Фильм стал документальным фильмом года на латвийском кинофестивале « Большой Кристап », также Юрис получил Премию Ленинского комсомола Латвийской ССР . В самой Латвии фильм вызвал настоящее потрясение. О нём много писали, на него ходили трудовыми коллективами, обсуждали на собраниях. В остальном Союзе фильм вышел небольшим количеством копий и остался практически не замеченным массовым зрителем .
С 1983 по 1986 годы вместе с Артемием Троицким и вёл на латвийском телевидении программу «Видеоритмы» ( латыш. «Videoritmi» ). Это была молодёжная программа, которая шла в ночное время и в которой можно было увидеть западные видеоклипы. По заказу ресторана Cabourgh снимал клипы с Валерием Леонтьевым и Аллой Пугачёвой .
Всесоюзную и международную известность Юрис Подниекс получил в 1987 году благодаря фильму « Легко ли быть молодым? » ( латыш. «Vai viegli būt jaunam?» ). Фильм в начале социально-политических изменений середины 1980-х годов становится первым документальным событием одного из новых жанров: «проблемного» фильма о молодёжи. Фильм получает множество отечественных и зарубежных призов, включая Государственную премию СССР . Картину закупают телекомпании десятков стран мира .
Позже к Юрису обратился английский продюсер Ричард Кризи с Central TV и предложил снять фильм о российской молодёжи для британского телевидения. Англичане не ставили никаких специальных условий и Юрис мог снимать то, что сам считал нужным. Но в это время начали происходить процессы, предшествующие распаду СССР , и несколько лет Подниекс ездил из одного конца Союза в другой, снимая все эти события. В 1989 году из всего этого материала был смонтирован 5-серийный фильм « Мы ». В Англии фильм шёл под названием «Hello, Do You Hear Us?», в США как «Soviets» .
Вернувшись в Латвию, на заработанные деньги Юрис основал свою студию . После его смерти студия будет называться его именем — «Студия Юриса Подниекса» ( латыш. «Jura Podnieka Studija» (JPS) ) .
В 1990 году Подниекс закончил фильм « Крестный путь » ( латыш. «Krustceļš» ) о Празднике песни и движении латвийского народа к независимости . В январе 1991 года съёмочная группа Подниекса снимала столкновения в Вильнюсе и Риге. Во время событий в Риге были убиты операторы группы Юриса Андрис Слапиньш и . Позже эти съёмки войдут в фильм-послесловие к фильму «Крестный путь» .
В 1991 году вышел в свет фильм « Конец Империи » .
Юрис Подниекс трагически погиб 23 июня 1992 во время Лиго на озере , где нырял с аквалангом. По официальной версии — утонул. Тело было найдено в озере лишь спустя неделю .
Юрис вместе с друзьями и своим сыном отправились на одно из озёр, расположенных на Балтийском взморье. В компании ограниченно выпивали алкогольные напитки. Юрис Подниекс нырнул, а спустя некоторое время его, на мгновение вынырнувшего, увидел сын. На Юрисе уже не было маски, что-то крикнув, он снова ушёл под воду. Тело было найдено только на восьмой день. Вскрытие тела вызвало вопросы: асфиксия наступила на глубине 8 метров. Как Подниекс мог там оказаться, если начал ощущать, что с аквалангом что-то не в порядке?; акваланг оказался неисправным, клапан пропускал воду. Уголовного дела возбуждено не было. Через 7 лет из архива Генпрокуратуры Латвии пропали все данные экспертизы и обследования, которые проводились на месте трагедии .
Годом ранее, во время январских событий 1991 года в Риге , погибли два оператора из команды Подниекса ( Андрис Слапиньш и ). Возможно, Юриса Подниекса контролировали спецслужбы [ какие? ] с задачей уничтожить и режиссёра [ источник не указан 723 дня ] . Тему активно обсуждали СМИ: «кому-то нужно было сделать из Юриса героя, но и дразнить могучих гусей из КГБ тоже не хотелось, положение в Латвии тогда было взрывоопасное, достаточно было одной искры» . Юрис Подниекс снимал почти все кровавые конфликты при распаде СССР . Он хотел уйти [ когда? ] от хроники в чистое искусство. Но его съёмки помогали прокуратуре [ какой? ] в расследовании дел, которые не хотели открывать спецслужбы. Так произошло и после январских событий 1991 года в Вильнюсе . «В его объектив почему-то всегда попадало главное. Может быть, за это и поплатились его операторы, он сам?» (журнал « Огонёк ») . В российском фильме-расследовании «Цветной сектор» (2018), посвящённом в том числе и событиям 1991 года в Риге, бывший командир Рижского ОМОНа заявил, что Юрис Подниекс «очень много знал» .