Волжский район (Саратов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гаура́бда — название лунного вайшнавского календаря , используемого в богослужениях индуистской традиции гаудия-вайшнавизма . В частности, этот календарь является основным в Международном обществе сознания Кришны . Отсчёт годов ведётся со дня рождения основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху , то есть с 1486 года .
В вайшнавском календаре, даты различных празднеств подсчитываются, принимая во внимание титхи , накшатры и другие элементы. Учёные, изучив различные системы древнеиндийского календаря определили, что лунный календарь является более древним, чем солнечный . Известно, что фазы луны оказывают влияние на сельское хозяйство, а согласно таким текстам как « Ману-смрити » — они также влияют на более тонкие аспекты человеческой жизни.
Традиционно, астрологические расчёты для составления индуистского календаря осуществляются с помощью таких текстов по ведической астрономии, как « Сурья-сиддханта ». Методы, описанные в «Сурья-сиддханте», имеют большое сходство с методами, используемыми в современной астрономии для определения положения планет. Однако, модель, изложенная в «Сурья-сиддханте», гораздо более простая и практичная, подходящая для того, чтобы осуществлять расчёты вручную.
Всё, что необходимо для этого, — это простые астрономические инструменты, для создания которых нет необходимости прибегать к высоким технологиям. Эти инструменты использовались для того, чтобы проверить соответствие астрономических расчётов с обозреваемым реальным движением планет. Когда, по прошествии определённого периода времени, обнаруживалась разница, её корректировали с помощью астрономических постоянных в формулах. Несмотря на простоту астрономической модели, с помощью этой системы результаты получались довольно точными. Хотя точность получаемых таким образом результатов не может сравнится с точностью, достижимой при использовании современных астрономических методов, для составления календарей её вполне достаточно.
В настоящее время, для осуществления расчётов используется компьютерная программа, которая обеспечивает формулы, дающие точность одной минуты дуги для долготы Солнца и двух минут дуги для долготы Луны. При расчёте конечного времени титхи , ошибки могут составлять до 5 минут во времени. Средняя ошибка составляет 3 минуты, что может, например, привести к определению неверного дня экадаши (одиннадцатого лунного дня) раз в 20 лет.
В кришнаитской традиции, отсчёт годов ведётся со дня явления Чайтаньи Махапрабху , который рассматривается внутри традиции как совместное воплощение Радхи-Кришны в одном лице. Другое имя Чайтаньи — Гаура, поэтому летоисчисление называют «Гаурабда» — «год Господа Чайтаньи».
Каждый месяц, или маса , носит имя Вишну или Кришны . Ниже приводится список месяцев, их санскритские названия, под которыми они известны в Индии , и их приблизительные эквиваленты в Григорианском календаре .
Вайшнавское | Ведическое | Григорианское | |
---|---|---|---|
1 | Чайтра | Март - Апрель | |
2 | Мадхусудана | Вайшакха | Апрель - Май |
3 | Джьештха | Май - Июнь | |
4 | Ашадха | Июнь - Июль | |
5 | Шравана | Июль - Август | |
6 | Бхадрапада | Август - Сентябрь | |
7 | Ашвина | Сентябрь - Октябрь | |
8 | Картика | Октябрь - Ноябрь | |
9 | Маргаширша | Ноябрь - Декабрь | |
10 | Пауша | Декабрь - Январь | |
11 | Мадхава | Магха | Январь - Февраль |
12 | Пхалгуна | Февраль - Март | |
13 | Пурушоттама | Адхика | 13-й месяц |
Календарный год | Гаурабда |
---|---|
Экадаши, или одиннадцатый лунный день, имеет особое значение. В « Чайтанья-чаритамрите » (Мадхья-лила, глава 24), Чайтанья Махапрабху даёт наставления Санатане Госвами относительно регулирующих принципов вайшнавизма, в которых подчёркивает важность соблюдения экадаши.
В « Хари-бхакти-виласе » описывается виддха (смешанный) экадаши, который случается, когда одиннадцатый лунный день начинается перед восходом солнца, но десятый титхи всё ещё господствует в начале брахма-мухурты (благоприятного для духовной практики периода за полтора часа до восхода солнца).
Традиционно, в день экадаши постятся. Но при определённых условиях, называемых махадвадаши, постятся не на экадаши, а на следующий, двенадцатый лунный день, двадаши, несмотря на то, что этот экадаши является шуддха , или чистым, а не виддха , или смешанным. Существует восемь махадвадаши в каждом году.
Экадаши необходимо соблюдать в день, называемый шуддха (чистый) экадаши или в махадвадаши, даже если предыдущий день был экадаши. Чтобы успешно завершить экадаши, на следующее утро необходимо прервать пост в особый промежуток времени, указанный в календаре.