Interested Article - Взятие Марии Магдалины на небо

«Взятие Марии Магдалины на небо» — картина Доменико Цампьери по прозвищу Доменикино из собрания Государственного Эрмитажа . Написана масляными красками на холсте и имеет размеры 129 × 110 см.

Картина иллюстрирует эпизод, описанный в « Золотой легенде » Иакова Ворагинского (глава XCVI): Мария Магдалина , «охваченная жаждой горнего созерцания» , на тридцать лет удалилась в пустыню, где «пребывала в обители, созданной для неё руками ангелов. <…> наш Искупитель положил ей насыщаться не земными плодами, но небесной трапезой. Ежедневно, в каждый из семи канонических часов, ангелы возносили её над землёй, и она телесным слухом внимала дивным созвучиям ангельского пения. Ежедневно святая Мария насыщалась сладчайшими яствами, и когда ангелы возвращали её в обитель, больше не нуждалась в телесной пище» .

Композиция и построение картины в значительной степени совпадают с более распространённым религиозным сюжетом « Вознесение Девы Марии », однако на картине в руках ангелов изображены атрибуты, относящиеся именно к Марии Магдалине: власяница , плётка и сосуд с мирром .

Картина написана около 1620 года. Жёлтая узорчатая ткань из одеяния Марии Магдалины совершенно идентична ткани одеяния Богородицы с картины «Мадонна с чётками» из собрания Национальной пинакотеки Болоньи , написанной в то же время. Общая композиция картины близка фреске на сюжет из жизни св. Цецилии, написанной Доменикино для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме . Существует подготовительный рисунок, находящийся в частной коллекции в Великобритании; на обороте имеется набросок к «Мадонне с розой» из собрания Национального музея в Познани , датируемой около 1615—1619 годов .

Картина в Итальянском кабинете (зал 231) Нового Эрмитажа

Предполагается, что картина принадлежала Жану-Батисту Кольберу , затем находилась в собрании Пьера Кроза и в 1772 году была продана наследниками Луи Антуана Кроза, в составе его коллекции , российской императрице Екатерине II .

Существует картина Доменикино с изображением «святой, возносимой на небо ангелами». Она принадлежала Джироламо Карраре, а с 1832 по 1920 год находилась в собрании Уонтейдж в Лондоне , далее следы этой картины потерялись. Всеволожская отмечает, что лондонская картина «отличается от эрмитажной большим пространством вверху и отсутствием изображения одного херувима» . Э. К. Липгарт в эрмитажном каталоге 1912 года считал, что лондонская картина является повторением петербургской.

Г. Ф. Вааген характеризовал картину как обладающую удачной композицией и прекрасным колористическим решением .

Картина выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 231 (Итальянский кабинет) .

Примечания

  1. Иаков Ворагинский . Золотая легенда / Пер. с лат. И. И. Аникьева, И. В. Кувшинской. — М.: Издательство францисканцев, 2018. — Т. II. — С. 76.
  2. , с. 104.
  3. , с. 106.
  4. , s. 76—77.
  5. . Дата обращения: 29 ноября 2021. 28 ноября 2021 года.

Литература

  • Всеволожская С. Н. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XVII века: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — 344 с. — ISBN 978-5-93572-521-1 .
  • Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб. : Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.
Источник —

Same as Взятие Марии Магдалины на небо