Микулаш I (князь Опавский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мартин Опавский , или Мартин Поляк , он же Мартин фон Троппау ( польск. Marcin z Opawy ; лат. Martinus Oppaviensis, Martinus Polonus , нем. Martin von Troppau ; между 1215 и 1220 , Опава — 23 декабря 1279 , Болонья ) — средневековый хронист , монах- доминиканец , архиепископ гнезненский (1278).
Сведений о жизни его немного, практически все они содержатся в предисловиях к его трудам, нескольких документах из папской канцелярии, а также адресованном ему письме монаха Гиацинта из доминиканского конвента в Праге . Известно лишь, что он родился в Силезии близ города Опавы (нем. Троппау), в годы его юности относившегося к архиепархии Оломоуца и подчинявшегося Моравской марке , а в 1269 году ставшего центром Опавского княжества . Утверждения, что он являлся представителем польского дворянского рода Штребских ( польск. Strebski ) герба Бодула , и окончил один из европейских университетов, не получили достаточных документальных подтверждений . Вероятнее всего, что он являлся силезцем или чехом , прозвище же «Поляка» ( лат. Polonus ) присвоил ему в начале XIV века хронист Доминиканского ордена Варфоломей Луккский .
Достоверно установлено лишь, что он получил богословское образование в Праге, в старейшем чешском доминиканском монастыре Святого Климента ( Старе-Место ), где и был пострижен, прежде чем отправиться к папскому двору в Рим с целью подтверждения привилегий своей обители . Встречающиеся в его сочинениях указания на хорошее знание им географии Южной Франции заставляют предполагать, что он мог учиться в Монпелье или Тулузе .
Своим покровителем он называл доминиканского теолога , кардинала-священника и верховного пенитенциария (1200—1263). Существует гипотеза, что он также поддерживал контакты с такими видными богословами своего ордена, как Альберт Великий , Фома Аквинский и Вильгельм из Мёрбеке .
В некоторых документах его именуют «магистром», хотя сам он никогда не называл себя таковым . Тем не менее, учёность его принесла известность как в доминиканском ордене, так и в Римской курии . В 1261 году он стал капелланом и младшим пенитенциарием ( лат. poenitentiarius minor ) папы римского Александра IV , сохранив эти должности в годы понтификата нескольких последующих глав римско-католической церкви .
22 июня 1278 года по рекомендации папы Николая III был призван на пост архиепископа гнезненского .
После некоторой задержки в Италии отправился в Польшу , однако по дороге из Италии в Гнезно , умер в Болонье , так и не добравшись до своей родины .
Похоронен в Болонье в базилике Св. Доминика .
По просьбе папы Климента IV написал всеобщую историю — «Хронику пап и императоров» ( лат. Chronicon pontificum et imperatorum ), охватывавшую события со времён Христа до 1277 года и ставшую одним из наиболее популярных исторических сочинений вплоть до позднего средневековья, несмотря на отсутствие авторских оценок, сухость языка и массу исторических погрешностей.
Основными источниками для неё послужили «История Рима от основания города» Тита Ливия (кон. I в. до н. э.), «Церковная история» Евсевия Кесарийского с продолжением Руфина Аквилейского (нач. V в.), «История против язычников» Павла Орозия (417), «Римская история» Павла Диакона (769), «Liber de vita christiana» (кон. XI в.), «Хроника» Ришара из Пуату (1173—1174), «Схоластическая история» Петра Коместора (около 1177 г.), « Liber Pontificalis » в продолжении кардинала Бозо (ум. 1181), анонимная « Кёльнская королевская хроника » конца XII века, с дополнениями до середины XIII века, «Императорские досуги» Гервасия Тильберийского (1212), «Всемирная хроника» Сикарда из Кремоны (1213), « Золотая легенда » Якова Ворагинского (1260), трактат «О семи дарах Св. Духа» (1261), «Великое зерцало» Винсента из Бове (1264), а также «Всемирная хроника» Жеро из Фраше (1266) . Наряду с реальными фактами истории, сочинение это содержит немало легенд, наиболее известной из которых является предание о якобы жившей в IX столетии и возглавлявшей одно время Святой престол « Папессе Иоанне ».
«Хроника пап и императоров» Мартина Опавского получила широкое распространение вскоре после смерти её автора и сохранилась почти в 500 рукописях XIII—XVI веков . Популярность её была такова, что спустя долгое время после смерти автора любую всемирную историческую хронику порой называли «Martinus» .
Впервые она была впервые напечатана в 1477 году в Турине под названием «Martini Poloni Chronicon summorum Pontificum et Imperatorum» , а в 1488 году выпущена в Праге в чешском переводе под заглавием «Martiniany t. g. Rymska kronika». В 1507 году её опубликовал в Париже известный книготорговец и издатель в переводе на французский Себастьена Мамро . В 1559 году в Базеле вышел её заново отредактированный латинский текст, и в дальнейшем она выдержала немало переизданий.
Лучшее академическое издание было подготовлено в 1872 году в Ганновере немецким историком для XXII тома « Monumenta Germaniae Historica » (с. 377—475).
Перу Мартина Опавского принадлежит также схоластический сборник «Sermones de tempore et de sanctis» , сохранившийся в 20 рукописях и содержащий 321 проповедь и более 200 exempla , а также пособие по каноническому праву «Tabula Martiniana Decreti» , или «Margarita Decreti» , дошедшее до нас более чем в 120 манускриптах и включающее 787 имён, названий и терминов в алфавитном порядке . Ему приписывали авторство ещё трёх сочинений, «О разных чудесах» ( лат. De diversis miraculis ), «О раскольнической церкви греков» ( лат. De schismate ecclesiae Graecorum ) и «История гвельфов» ( лат. Historia de Guelfis ), рукописи которых не сохранились . Считается, что он также принимал участие в создании сборника папских биографий Liber Pontificalis .