Сант-Амброджо (Милан)
- 1 year ago
- 0
- 0
Амброджо Лоренцетти ( итал. Ambrogio Lorenzetti , ок. 1290 , Сиена — 9 июня 1348 , там же) — итальянский живописец сиенской школы , младший брат художника Пьетро Лоренцетти (ок. 1280—1348).
Дата рождения Амброджо Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна. Историки искусства относят её к 1290 м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»
До 1319 года имя Амброджо Лоренцетти нигде обнаружить не удалось. Первое его подписанное и датированное произведение — «Мадонна с Младенцем» (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза). И уже в этой ранней работе ощущается интерес Амброджо не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объёмности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио можно проследить и в последующих его произведениях. Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выразился в его неоднократных поездках во Флоренцию. Первый раз его пребывание в этом городе документально зафиксировано в 1321 году, правда, в роли должника. В 1328-30 годах Амброджо уже числится среди членов флорентийской корпорации «Арте деи Медичи э дельи Специали» (цеховое объединение врачей и аптекарей, куда стали входить и художники). Не удивительно, что его флорентийская устремлённость нашла отражение в работах этого периода — « Мадонна с младенцем » (Милан, Пинакотека Брера ), «Распятие» ( Сиенская пинакотека ), «Мадонна с младенцем» (Нью-Йорк, музей Метрополитен ), а также во фресках, написанных в сиенской церкви Сан Франческо — «Мученичество францисканцев» и «Обет св. Людовика Тулузского», которыми так восхищался Вазари .
Эти фрески относят к 1324—1327 годам. В «Мученичестве францисканцев» изображена сцена из истории Францисканского ордена . В 1277 году семь проповедников-францисканцев были казнены в марокканском городе Сеута по приказу султана. Фреска увековечила этих борцов за веру. Несмотря на её плохое состояние, и сегодня можно видеть, насколько Лоренцетти продвинулся в изображении реального пространства и драматичности сюжета в сравнении с флорентийскими учителями.
В 1330 году Амброджо пишет фреску «Маэста» в капелле Пикколомини церкви Сан-Агостино в Сиене. Ограниченность пространства не позволила мастеру развернуть тему; он изобразил меланхоличную Мадонну с младенцем и восемь святых, предстоящих перед её троном. Фреска проста и незатейлива, однако в фигурах уже видна большая естественность, которая будет характерна для его последующих работ, в частности, фресок в Палаццо Пубблико .
В этот период, судя по всему, Амброджо освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная точка равновесия между передачей объёма и красотой линии. Этими новыми свойствами окрашены произведения, созданные Лоренцетти в 1330 — 40х годах. В первую очередь среди них следует назвать удивительный «Полиптих св. Михаила» (1330-35, Ашано , Музей религиозного искусства), «Полиптих» из церкви Санти Пьетро э Паоло в Роккальбенья , «Сцены из жизни святого Николая» (1332 г., Флоренция, Галерея Уффици ),
панели полиптиха из церкви Санта-Петронилла — «Мадонна младенцем», «Св. Доротея», «Св. Магдалина», «Успение» (Сиена, Пинакотека), большая алтарная картина «Маэста», написанная им для собора Муничипио в Масса Мариттима (1335 г.). Во всех этих работах видна изобретательность художника и раскованность его кисти. В этих картинах присутствует и нечто новое — психологизм, который объединяет персонажей в единый сюжет. Его образы становятся всё менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными. В этом отношении Амброджо Лоренцетти заглянул далеко вперёд, однако следующее поколение сиенских художников по большей части переняло у Лоренцетти лишь внешнюю, декоративную канву, которая так ярко характеризует сиенскую художественную школу в целом.
В этот же период, в 1335 году, Амброджо совместно со своим братом Пьетро создает фрески на фасаде Санта-Мария-делла-Скала в Сиене, в которых были изображены «Сцены из жизни Марии». Об этих фресках сообщает Вазари, но они, к сожалению, не сохранились. Около 1340 года он пишет фреску «Маэста» в лоджии сиенской ратуши — Палаццо Пубблико, которая дошла до наших дней в неважном состоянии. После того, как Симоне Мартини , который был в 1330-х годах как бы официальным художником сиенского правительства, по приглашению папы отбыл в Авиньон для работ над новой папской резиденцией, его место, опять же полуофициально, занял Амброджо Лоренцетти. Вероятно поэтому он в 1337 году получил большой заказ на роспись зала Девяти (главного зала правительства) в сиенском Палаццо Пубблико. Известность Амброджо как весьма искусного мастера живописи к тому времени распространилась по Тоскане.
К последним его работам, созданным после фресок в сиенской ратуше, относят два великолепных произведения — «Принесение во храм», которое он написал для Оспедалетто в (1342 г., ныне — Флоренция, Уффици), и «Благовещенье», которое раньше находилось в сиенской ратуше (1344 г. Сиена, Пинакотека ). Это зрелые работы, написанные уверенной рукой большого мастера, с прекрасно выписанным архитектурным антуражем и безукоризненно расставленными фигурами в «Принесении во храм», и чеканными контурами ангела и Богоматери в «Благовещеньи».
Наряду с Дуччо и Симоне Мартини , Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины XIV века. Дата его смерти неизвестна. Согласно сиенской традиции Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.
Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески под общим названием «Аллегория доброго и дурного правления в городе и деревне» (1338-39), написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико .
Документы, связанные с началом работ над фресками, не сохранились. До наших дней дошли только счета по оплате работ с 26 февраля 1338 года по 29 мая 1339 года, из которых следует, что Амброджо в этот период заработал 113 флоринов. Внизу фресковой композиции на северной стене сохранилась подпись художника. Уже во второй половине XIV века часть фресок требовала реставрации, которую, возможно, осуществил Андреа Ванни . Больше всего пострадала живопись на западной стене, там отсутствуют целые фрагменты. Последняя реставрация фресок была проведена в 1985-87 годах.
Изобразительная программа этого цикла ясна в целом, но не во всех деталях. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. Интересно, что во времена Вазари эти фрески именовали «война» и «мир». Главной задачей художника было дать наглядный пример разумного подхода к организации жизни, под которым подразумевалась деятельность сиенского правительства, и изобразить то, чего следовало во всех случаях избегать — человеческих пороков, ведущих к разрушению и смерти. Таким образом, цикл фресок был поделен на изображение «Аллегории доброго правления» и «Плодов доброго правления», и на «Аллегорию дурного правления и его последствий». Надо учитывать, что названия фрескам даны современными учёными. Всего в зале было расписано три стены.
В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица — основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей — Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились — Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Самая интересная фигура в этом наборе — несомненно, олицетворяющая Мир: она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от неё действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклонённому человеку две меры длины и зерно. Уровнем ниже изображена иная, земная ипостась Правосудия, сидящая не на «горнем престоле», а на обычном кресле; на её коленях покоится гигантский рубанок — намёк на всеобщее равенство перед законом. В этом же уровне фрески Лоренцетти написал большое скопление народа, среди которого, возможно, есть портреты реальных людей той эпохи.
На восточной стене разместилась фреска «Плоды доброго правления». Лоренцетти вложил в неё все представления о счастливой мирной жизни: тучнеют стада, в полях растёт виноград и мирно трудятся крестьяне, в городе жизнь бьёт ключом — идет строительство, торгуют лавочки, люди развлекают себя играми, а в центре сцены беспечные, модно одетые девицы водят хоровод.
Интересно, что в части, изображающей сельскую местность, Лоренцетти топографически точно передал её вид, так что до сих пор эти места можно узнать. По всей вероятности он пользовался предварительными зарисовками.
У входа в городские ворота художник изобразил парящую в небе аллегорическую фигуру Безопасности; она юна и прекрасна, но в руке держит маленькую виселицу с повешенным преступником — предупреждение всем, кто может прийти в процветающую Сиену с дурными намерениями.
На западной стене находится фреска «Плоды дурного правления» (размещённая прямо напротив «Плодов доброго правления», видимо, для пущего контраста). Здесь также представлены и город, и его окрестности. Значительная часть этой фрески утрачена, но композиция её совершенно ясна, причём важнейшая смысловая треть с укрупнёнными аллегорическими фигурами сохранилась сравнительно неплохо.
В центре фрески — город с явными признаками безвластия и разрухи, в котором происходят всякого рода бесчинства, убийства и грабежи; далее, влево — обезлюдевшая сельская местность с какими-то руинами, горящей деревней и толпами солдат-мародёров.
Вправо, на фоне городской стены — аллегорическая часть изображения. Подчёркивая господство в гибнущем городе порочных человеческих страстей, художник значительно укрупнил олицетворяющие их фигуры, разместив их на особом помосте. В центре композиции восседает во всём своём ужасном могуществе воплощение Тирана — на голове рога, во рту клыки, а у ног чёрный козёл. В левой руке Тиран держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность — старуха с крыльями летучей мыши и денежными мешками в тисках; Гордыня в красном одеянии, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась; Тщеславие, любующееся своим отражением в круглом зеркальце. У ног Тирана, за пределами помоста — связанное Правосудие.
Слева от Тирана:
Справа от Тирана:
Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию (за исключением фигуры Жестокости, где очевидна аллюзия на евангельский текст: Мф. 7:10). Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством.