Interested Article - Акоста, Уриэль

Уриэль Ако́ста (точнее да Коста ; Uriel Acosta , иногда Дакоста ; настоящее имя Гавриэль Коста Gabriel da Costa ; 1585 , Опорто , Португалия , — апрель 1640 , Амстердам ) — голландский философ , предшественник Баруха Спинозы .

Биография

Родился в семье марранов , некогда принявших католицизм во избежание изгнания евреев из Португалии ; его отец был торговцем и сборщиком налогов. В 1614 году семья Акосты (без отца) решила вернуться в иудаизм , и вскоре бежала в Амстердам , где уже существовала крупная община португальских евреев. В Амстердаме семья открыто объявила себя евреями , и Акоста сменил первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудаизме, выработавшиеся у Акосты на основании чтения Библии , существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени.

В 1624 году он выпустил книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом». За эту книгу раввин сефардской общины Амстердама подверг Акосту херему , а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена . Даже близкие родственники Акосты стали избегать его.

В 1633 году , не выдержав одиночества, Акоста стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но Акоста не изменил своих взглядов.

За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов Акоста был вскоре снова подвергнут херему по доносу фанатичного родственника.

Его женитьба не могла состояться; родня отвернулась от него; его все избегали, уличные мальчишки преследовали и оплевывали его. В 1640 году и второе отлучение было снято после того, как Акоста публично отрёкся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью, и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги .

Дух Акосты был сломлен. Он составил автобиографию под заглавием «Exemplar humanae vitae» (образец человеческой жизни), в которой он сильно нападает на ортодоксальный иудаизм; затем, зарядив два пистолета, он подстерег на улице своего врага — фанатичного родственника, виновника всех его невзгод, чтобы отомстить ему, и выстрелил в него, но промахнулся, а вторым зарядом застрелил себя.

Философские взгляды

В книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом», в которой утверждал, что сложной обрядностью и сухим формализмом раввины исказили Учение Моисея , и что доктрина о бессмертии и загробной жизни не вытекает из Библии .

Все существующие религии рассматривались им как изобретённые самими людьми. Не отрицая существования Бога , Акоста, тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии». Последователей традиционных религий Акоста обвинял в лицемерии и тупости :

Многие притворяются… У них обычно на устах: «Я — иудей, я — христианин, поверь мне, я тебя не обману». Зловредные скоты! Кто не говорит ничего подобного и просто признает себя человеком, гораздо лучше вас!

Акоста обычно рассматривается как первый еврейский вольнодумец Нового времени , предшественник и вдохновитель Баруха Спинозы . Начав критику Библии, Акоста как бы указал в этом отношении путь следующему поколению. Спиноза в своей критике Библии начал там, где остановился Акоста .

Образ в искусстве

Образ Акосты использован в ряде художественных произведений.

  • Трагедия « » (1847) немецкого писателя К. Ф. Гуцкова , изобиловавшая отступлениями от исторической правды как в передаче фактов, так и в обрисовке личности Акосты, тем не менее надолго оказалась основным источником представлений об Акосте среди широкой публики и оказала влияние на ряд последующих произведений. Особенно большой успех эта трагедия имела в переработке на идиш на еврейской сцене в Восточной Европе и в Северной Америке в конце XIX — начале XX веков. Это описано в романе Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».
  • По мотивам трагедии Гуцкова первая в России женщина-композитор Валентина Семёновна Серова написала одноимённую оперу (первая постановка — 1885).
  • В конце XIX века был опубликован интересный очерк об Акосте И. Зангвилла (в книге «Мечтатели гетто», 1898).
  • 15 сентября 1904 года театр имени В. Ф. Комиссаржевской открылся спектаклем «Уриэль Акоста» с Павлом Самойловым в главной роли.
  • В 1935—1938 гг. на иврите вышла трёхтомная биография Акосты .

Библиография

  • «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом» 1624

Примечания

Комментарии

  1. Когда Акоста умер, Спинозе было восемь лет .

Сноски

  1. . Электронная еврейская энциклопедия (ЭЕЭ .
  2. , с. 168.
  3. , с. 136.
  4. , с. 169.

Источники

Источник —

Same as Акоста, Уриэль