Будаев, Андрей Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Евге́ньевич Мясое́дов ( 1867 — 27 сентября 1913 ) — русский исторический и религиозный живописец - жанрист , педагог . Ученик И. Е. Репина . Автор картины «Сожжение протопопа Аввакума» (1897), фресок в храме Святого Александра Невского и других.
Родился в 1867 году. Начальное художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , в 1891—1897 годах продолжил обучение в Императорской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина . В 1893 и 1894 годах был награждён малой и большой серебряными медалями . В 1896—1897 годах преподавал в петербургской художественной студии М. К. Тенишевой , вести занятия Мясоедову-студенту доверил Репин, видевший в своём ученике «будущего профессора-руководителя» .
В начале 1897 года принимал участие в выставке эскизов Академии художеств, выставленная работа была охарактеризована И. Е. Репиным как «прекрасная вещь», мастер причислял её к ряду «впечатляющи[х] и глубоко художественны[х] холст[ов]» . Осенью того же года участвовал в конкурсной выставке Академии художеств, представив историческое полотно «Сожжение протопопа Аввакума » (холст, масло; 302×458 см). За эту работу 1 ноября 1897 года получил диплом на звание художника и право поездки за границу в качестве пенсионера Академии художеств .
В 1898 году гравюра, сделанная с картины , была опубликована в журнале « Нива », назвавшем «Сожжение протопопа Аввакума» «одн[ой] из лучших картин конкурсной академической выставки 1897 г.» . Отзывы появились в журналах и газетах « Жизнь » (1897. Т. II, № 31—33. С. 239—240), « Театр и искусство » (1897. № 45. С. 809), « Санкт-Петербургские ведомости » (1897. 26 ноября. № 324), « Петербургская газета » (1897. 7 ноября), «Нива» (1898. № 8. С. 155; 1913. № 42. С. 840) .
В 1898—1899 годах жил и работал в Европе, затем вернулся в Петербург. C конца 1899 года преподавал рисунок в гипсо-фигурном классе Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. В числе учеников Мясоедова, оставивших о нём воспоминания, были П. Д. Бучкин , А. А. Кокель и др.
…Будучи учеником Академии, я писал классный этюд, пользуясь всеми красками, какие можно было достать в красочной лавке. Но, несмотря на богатую палитру, не мог добиться необходимой воздушности, объёмности тела и его рельефа. На этот недостаток мне указал дежурный профессор Пётр Евгеньевич Мясоедов. На мой вопрос, как это исправить, он сказал:
— Протрите всю фигуру в тенях, кроме фона, сиеной с охрой , и вы получите разницу между воздушным пространством, окружающим натурщика, и всей перспективой фона в мастерской.
Послушав совета, я получил необходимый результат. <…> Моя ошибка была исправлена практическим указанием, высказанным простым языком и попавшим прямо в цель.
В 1905 году, после событий Кровавого воскресенья , в числе 113 художников и скульпторов Мясоедов подписал «Резолюцию художников», осуждавшую политику правительства и призывавшую к обновлению государственного строя, «полной свободе совести, слова и печати, свободе союзов и собраний и неприкосновенности личности». Резолюция была напечатана в газете « Право » 8 мая 1905 года, после её опубликования газета была закрыта властями .
В начале XX века в составе группы русских художников ( В. М. Васнецов , А. А. Киселёв , А. М. Корин , В. Д. Болотнов , Н. А. Бруни , Д. И. Киплик , А. Н. Новоскольцев , А. П. Судковский, В. Е. Савинский и др.) П. Е. Мясоедов принимал участие во фресковой росписи храма-памятника Александра Невского в Софии. Им выполнены изображение Бога Саваофа (высота фигуры — 6 м, расстояние между ладонями разведённых рук — 10 м) для центрального купола, фреска «Исцеление расслабленного в Вифезде», расположенная в верхней части храма , фреска «Воскрешение дочери Иаира» в южном приделе храма .
«Тонкий художник, прекрасный и культурный педагог, он <…> опустился и погиб в силу бытовых условий и порока, столь свойственного представителям русского искусства», — писал о Мясоедове Н. Э. Радлов .
П. Е. Мясоедов умер в 1913 году. Похоронен на петербургском Смоленском православном кладбище . Могила находится на пересечении 3-й и Кривой дорог (участок 112). На могиле установлен бетонный крест с раковиной .
Материалы, связанные с жизнью и творчеством П. Е. Мясоедова, находятся в Российском государственном историческом архиве в Петербурге .
Картина «Сожжение протопопа Аввакума» находилась в собрании Музея Академии художеств , в 1930-х годах была передана в Государственный музей истории религии . Исследователь В. И. Малышев указывает на влияние картины П. Е. Мясоедова на работу неизвестного рисовальщика 1910-х годов «Сожжение Аввакума и его единомышленников в Пустозерске», хранящуюся в собрании Музея истории религии .
На начало XXI века (по состоянию на 2015 год), фрески работы Мясоедова в софийском Храме Св. Александра Невского находятся в разрушающемся состоянии — выполненное им изображение Бога Саваофа в центральном куполе более чем наполовину утрачено .
П. Е. Мясоедов за работой запечатлён на картине Д. Н. Кардовского , бывшего его товарищем и соучеником по мастерской И. Е. Репина. В 2016 году картина Кардовского «На озере, П. Е. Мясоедов на этюдах» (1895) была представлена на выставке «Илья Ефимович Репин и ученики» в Ярославском художественном музее .
Могила П. Е. Мясоедова на Смоленском православном кладбище находится под охраной городского правительства в числе захоронений «известных граждан, внёсших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга» .