Российский национальный музей музыки
- 1 year ago
- 0
- 0
Санбенито ( исп. sambenito ) — позорящая одежда осуждённых испанской и португальской инквизицией на аутодафе , прямоугольный кусок жёлтой ткани с отверстием для головы в центре и рисунками красного цвета. Длина накидки варьировалась от пояса до колен. Для осуждённых к «лёгким» наказаниям на одежде спереди и сзади рисовался красный андреевский крест . Одежда осуждённых на смерть «украшалась» изображениями костра с горящей головой или бюстом и карикатурными бесами и демонами. На голову смертникам надевался высокий бумажный колпак наподобие капирота , также разрисованный бесами.
Первоначально похожие накидки с крестами носили монахи в знак покаяния. «San Benito» на испанском означает «святой Бенито» и название вероятно происходит от имени святых Бенедикта Мавра или Бенедикта Нурсийского , реформатора монашества и учредителя ордена бенедиктинцев . В пользу этого говорит и существование топонима San Benito. По другой версии название происходит от saco bendito — «благословенный мешок». Америко Кастро настаивает, что вторая версия не верна.
Для осуждённых инквизицией существовало три основных типа накидок.
На накидке нераскаявшихся еретиков, приговорённых к сожжению заживо, изображался костёр с головой или бюстом человека и демонами над ним.
Раскаявшимся, но приговорённым к смерти еретикам, например, «рецидивистам», полагался рисунок пламени, обращенного языками вниз. Это означало, что перед сожжением они будут милосердно удавлены, не отлучены от церкви и не обязательно попадут в ад .
Если еретик не был осуждён на смерть, он носил на накидке красный андреевский крест. Косой крест вместо обычного ввёл кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос в 1514 году, чтобы одежда осуждённых не походила на одежду монахов и крестоносцев . Такие осуждённые часто приговаривались к ношению своей позорной накидки длительное время по определённым дням. После истечения срока наказания накидка с его именем вывешивалась в церкви. Поскольку именно эта накидка не сгорала в костре и была знаком покаяния, то часто именно она и называлась санбенито.
На аутодафе босые еретики в санбенито и капиротах с длинными свечами в руках проходили длинной процессией перед толпой народа, после чего публично каялись и выслушивали свои приговоры. Завершалось мероприятие публичным сожжением не раскаявшихся.
После исполнения наказания санбенито, а впоследствии - их уменьшенные копии (las mantetas — одеяла ) с именами и «преступлениями» осуждённых вывешивались в церквях. Это считалось большим позором и приводило к поражению в правах не только осуждённых, но также их родственников и потомков, которые не могли занимать государственные должности. Против такой практики протестовали родственники, другие прихожане и настоятели церквей, на которых косвенно распространялся позор. Однако инквизиция продолжала эту практику до конца XVIII века.