Interested Article - Утомлённые солнцем

«Утомлённые со́лнцем» — российско-французский фильм 1994 года режиссёра Никиты Михалкова . В 1994 году удостоен Государственной премии Российской Федерации .

Лауреат премии «Оскар» за « Лучший фильм на иностранном языке » и Гран-при 47-го Каннского фестиваля .

В 2010—2011 годах вышло продолжение фильма — «Утомлённые солнцем 2» в двух частях: « Утомлённые солнцем 2: Предстояние » и « Утомлённые солнцем 2: Цитадель ».

Название

Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго « Утомлённое солнце », неоднократно звучащему в фильме. Кроме того, оно ассоциируется с названием книги и фильма « Унесённые ветром » — американской любовной драмы, разворачивающейся на фоне масштабных исторических потрясений. Сравнение с этим фильмом проводили кинокритики:

…по форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля — унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» — консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории.

  • Татьяна Тишкевич :

Знаменитое танго своей щемящей мелодией передаёт зрителю искорку горькой тоски об утрате чего-то чистого и настоящего, а также даёт название самому фильму — «Утомлённые солнцем», которое, перекликаясь с названием другого эпического произведения — «Унесённые ветром», и свидетельствует о существовании Высших Сил в судьбе человека, ему неподвластных.

Сюжет

Действие картины начинается летом 1936 года накануне массовых политических репрессий в СССР , в день четвёртой годовщины сталинского дирижаблестроения. Сергей Петрович Котов ( Никита Михалков ) — легендарный комдив , истинный коммунист , отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны , любимец Сталина — живёт на подмосковной даче вместе с супругой Марусей ( Ингеборга Дапкунайте ), маленькой дочерью Надей ( Надежда Михалкова ) и родственниками Маруси — большой и шумной семьёй интеллигентов и бывших дворян , сохранивших практически в полной неизменности свой дореволюционный уклад жизни — с долгими завтраками, безобидными розыгрышами и др.

Тихая идиллическая жизнь нарушается появлением на даче неожиданного гостя, Мити ( Олег Меньшиков ) — интеллигента, музыканта, старинного друга семьи, воспитанника отца Маруси. Постепенно выясняется, что в 1928 году Митя и Маруся были женихом и невестой, но однажды он внезапно исчез, ничего не объяснив даже Марусе, которая от потрясения даже пыталась вскрыть себе вены и потом долго ждала Митю, пока не встретила Котова, который, несмотря на значительную разницу в возрасте и отсутствие интереса со стороны Маруси, страстно влюбился в неё и со временем добился взаимности.

Жители дачи с радостью принимают вернувшегося Митю. Маленькой Наде он представился как «дядя Митяй».

В дальнейшем поясняется, что незадолго до Октябрьской революции Митя ушёл на фронт Первой мировой войны , но попал в плен и был вынужден скитаться по Европе , подрабатывая уличным музыкантом , водителем такси , артистом кабаре и «даже тапочки шил», а затем влился в Белое движение . Спустя 10 лет, уже после революции, зимой 1927 года Мите удаётся вернуться на родину, но он не узнаёт свою страну — так сильно она изменилась. Митя возвращается в дом, в котором вырос, в надежде, что сможет, наконец, жениться на Марусе и зажить спокойной семейной жизнью.

Однако сразу после приезда его вызывает к себе некий высокий чиновник (как выясняется позже, это был именно комдив Котов), заставляет написать заявление якобы по собственному желанию с просьбой выпустить его за границу, чтобы «заниматься музыкальной деятельностью», и посылает в Париж отслеживать бывших участников Белого движения. Внезапно для всей семьи Митя уезжает вскоре после наступления нового 1928 года и за 8 следующих лет от него нет никаких вестей. Отчаявшись его дождаться, пройдя через попытку самоубийства, через год Маруся выходит замуж за Котова, у них рождается дочь Надя, и жизнь в доме сохраняет внешние черты прежней, счастливой и весёлой.

Теперь Митя неожиданно вернулся, и в разговоре с Котовым выясняется, что несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, он явился сюда с другими намерениями: теперь он сотрудник НКВД и прибыл с заданием арестовать Котова по указанию свыше за причастность к несуществующему заговору.

Можно предположить, что Митя мстит Котову за то, что тот 10 лет назад отправил его за границу, разлучил с Марусей и морально сломал, заставив переступить через себя и работать на ненавистную Мите Cоветскую власть , посулив возвращение на родину только при условии сотрудничества и предательства идеалов Белого движения. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину, веру. Котов меж тем напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был завербован ОГПУ , и именно он сдал советской власти восемь высших чинов Белой армии , которых с его помощью похищали, привозили в Подмосковье и расстреливали без суда и следствия как врагов народа . По словам Мити, его заставили это сделать, пообещав пустить обратно в страну и вернуться в дом детства, но потом обманули. Котов же убеждён, что Митю «купили», и он всего лишь спасал себя, а теперь мстит ему за разрушенную жизнь.

Упомянув о своей популярности и дружбе со Сталиным, Котов с полной уверенностью заявляет Мите, что его не посмеют тронуть, считает Митю « политической проституткой », и что пойдя на должностное преступление и предупредив Котова об аресте, Митя пытается заручиться поддержкой на будущее на случай, если дело обернётся против него самого, и тем самым хочет угодить «и нашим, и вашим». Объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы, чтобы не нарушать идиллию семьи. Котов внешне сохраняет приподнятое настроение, однако некоторые детали свидетельствуют об определённом внутреннем волнении перед приездом сотрудников НКВД.

В конце фильма для ареста комдива на дачу в чёрном автомобиле, назвавшись работниками областной филармонии, приезжают сотрудники НКВД в штатском. Чтобы скрыть от семьи истинные причины происходящего, Котов сообщает близким о необходимости срочного отъезда в Москву по делам, семья предлагает «гостям» пройти к столу, затем устраивает проводы с песнями, а Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя беззаботно прощается с отцом и идёт домой.

Находясь в машине, комдив Котов по-прежнему уверен в собственной правоте: вера в неприкосновенность комдива Красной армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает чекистам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, никто из местных не может показать ему дорогу, и утверждает, что в его машине кончился бензин.

Подойдя к легковому автомобилю ближе, тот радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить путь в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего случайным свидетелем.

По отрывочным репликам Котов понимает, что всё уже решено наверху, и плачет от бессилия. Митя, погружённый в свои мысли, безучастно смотрит на связанного комдива, залитого кровью. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенным на аэростате, плакатом с изображением Сталина.

В эпилоге фильма сообщается, что комдив Сергей Котов был расстрелян 12 августа 1936 года. Его жена Мария вместе с дочерью Надей были арестованы 12 июня: Мария умерла в лагере в 1940 году. Надя же 27 ноября 1956 года вместе с отцом и матерью была полностью реабилитирована. Унаследовавшая музыкальный талант от матери, Надежда Котова посвятила себя работе педагога в одной из музыкальных школ Казахстана . Митя в последних сценах фильма лежит со вскрытыми венами в ванне в ванной комнате в квартире Дома на набережной , в окне которой виднеется Кремль .

В ролях

Актёр Роль
Олег Меньшиков Дмитрий Андреевич Арсентьев (Митя) сотрудник НКВД Дмитрий Андреевич Арсентьев (Митя)
Никита Михалков Сергей Петрович Ко́тов комдив Сергей Петрович Ко́тов
Ингеборга Дапкунайте Мария Борисовна (Маруся) жена Ко́това Мария Борисовна (Маруся)
Надежда Михалкова Надя дочь Ко́това Надя
Нина Архипова Елена Михайловна подруга Лидии Степановны Елена Михайловна
Владимир Ильин Кирик сын Елены Михайловны Кирик
Алла Казанская Лидия Степановна бабушка Маруси Лидия Степановна
Вячеслав Тихонов Всеволод Константинович Головин [ источник не указан 404 дня ] дядя Маруси Всеволод Константинович Головин [ источник не указан 404 дня ]
Светлана Крючкова Катя Мохова домработница Катя Мохова
Авангард Леонтьев шофёр
Евгений Миронов Коля лейтенант-танкист Коля
Люба Грушева студентка Всеволода Константиновича Люба Грушева
Инна Ульянова Ольга Николаевна мать Маруси Ольга Николаевна
(фр.) Филипп камердинер Мити Филипп
Владимир Рябов офицер НКВД Саныч
сотрудник НКВД
Алексей Покатилов сотрудник НКВД Алексей (водитель машины)
Марат Башаров танкист
Георгий Дронов танкист
певец в зимнем парке

Факты о фильме

Песня « Утомлённое солнце », исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом лишь в 1937 году . Текст песни отличается от звучащего в фильме. Ресторан «Арагви» появился в центре Москвы в 1938 году в здании дореволюционной гостиницы «Дрезден». Тем не менее Сергей Котов во время ареста звал сотрудников НКВД в «Арагви» уже в 1936 году.

Автомобиль, на котором за Котовым приехали сотрудники НКВД, — американский 1937 года выпуска, и поэтому в 1936 году его не могло быть. Но автомобили этой марки в предвоенном СССР были.

Дача, где проводились съёмки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову . И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома, а вот в продолжении «Утомлённые солнцем-2» пришлось воссоздавать эту обстановку уже в павильонах Мосфильма .

Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году он был арестован и приговорён к 21 году лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за убийство . В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский, а персонаж, ранее имевший только отчество, стал именоваться Рябовым.

За роялем Митя поёт отрывок из арии «Recitar/ Vesti la giubba » (Пора выступать! Пора надеть костюм!) из оперы « Паяцы »:

Смейся, паяц,
над своей несчастной любовью!
Смейся от горя, что овладело тобой!

Сцены были сняты в период с июля по ноябрь 1993 года . Михалков выбрал быстрый график съемок из-за дочери Нади, которой в то время было шесть-семь полных лет. Он заметил, что «дети быстро растут и теряют нежность, простоту и очарование, которые несет в себе их юность» .

Интерпретации

Культуролог Александр Якобидзе-Гитман увидел в подтексте фильма аллюзии на реалии постсоветского времени. В подспудной атмосфере страха, скрытой за дачной идиллией, угадыватся ужас позднесоветского поколения, привыкшего к стабильности и домашнему уюту, перед наступающим правовым беспределом, произволом силовых структур и разгулом бандитизма.

Награды

Наследие

По мотивам ленты британский драматург (англ.) написал одноимённую пьесу, по которой в 2009 году на сцене лондонского Королевского национального театра был поставлен спектакль с Киараном Хайндсом в роли Котова и Рори Кинниром в роли Мити .

Примечания

  1. Плахов А. от 7 июня 2011 на Wayback Machine // Сеанс . — № 9.
  2. Тишкевич Т. от 8 августа 2011 на Wayback Machine
  3. Полонский В., Шемета Л. от 25 апреля 2010 на Wayback Machine // Зеркало недели (Киев). — 2001. — 23—29 июня. — № 24 (348).
  4. . Комсомольская правда (18 марта 2004). Дата обращения: 4 января 2013. 25 декабря 2015 года.
  5. . Дата обращения: 20 сентября 2012. Архивировано из 10 февраля 2013 года.
  6. Beumers, Birgit. . — London and New York : I.B.Tauris, 2000. — ISBN 1860643965 .
  7. Stone, Alan A. . (ноябрь 1995). Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано из 19 сентября 2016 года.
  8. Якобидзе-Гитман А.С. Восстание фантазмов: сталинская эпоха в постсоветском кино. — М. : НЛО, 2015. — С. 71.
  9. Коуэни М. (англ.) . The Independent (5 марта 2009). Дата обращения: 2012-8-27. 12 июня 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Утомлённые солнцем